Усадьба Поленово — природный, историко-художественный музей-заповедник, созданный в 1931 году художником Василием Поленовым. Это первый провинциальный общедоступный музей. Находится усадьба в Заокском районе Тульской области. Включает постройки, выполненные по проекту художника, а также школу и церковь. Является объектом культурного наследия России федерального значения.
692 1 0 17 мин. на чтениеВасилий Дмитриевич Поленов, будучи художником, интересовался архитектурой ещё во время обучения в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Затем, будучи за границей, он совершенствовал своё художественное мастерство и тщательно изучал все нюансы европейского зодчества и особенности архитектуры. Поэтому в его проектах по созданию собственной усадьбы отразились многие европейские стили.
Художник В. Д. Поленов — личность творческая и многогранная. Он родился в Санкт-Петербурге, в семье дворянской и высокообразованной. Его мать увлекалась живописью и училась у Карла Брюллова. Она рисовала портреты и сына, у которого также с самого детства проявлялись творческие навыки. Повзрослев, Василий даже оставил физико-математический факультет университета для того, чтобы заняться одной лишь живописью.
Он добился успеха в обучении в Академии художеств — получил Большую золотую медаль за выпускную работу «Воскрешение дочери Иаира» и особую привилегию — заграничную поездку длительностью в шесть лет. Василию Поленову тогда было уже 27, он посетил Германию, Венецию, Неаполь, Флоренцию, бывая в музеях и изучая и впитывая разные школы и течения, работы известных европейских художников.
Это принесло результат — вернувшись досрочно на родину, Поленов предоставил две работы для Академии художеств, за которые ему дали звание академика. Василий Дмитриевич начал жить в Москве, затем совершил поездку по Ближнему Востоку. До этого успел побывать на сербско-турецком фронте. Отовсюду привозя новые впечатления, отражаемые в своих работах, художник учился и вдохновлялся новыми пейзажами и событиями.
Интересный факт — в Италии, куда Поленов направился на поиски натуры, художником были созданы эскизы картины «Христос и грешница». Её он писал у Саввы Мамонтова. Затем работа побывала на Передвижной выставке, где её увидел сам император Александр III. Он купил картину сразу, при этом опередив известного коллекционера и мецената Павла Третьякова, ведущего активные переговоры с Поленовым о приобретении работы.
На средства, вырученные от покупки этой картины, художнику и удалось приобрести имение в Бёхове. Но он мечтал о живописном месте над рекой, поэтому договорился о покупке, точнее, обмене своего имения на Борок — понравившийся Поленову холм над Окой. Только этот участок имел статус «без права продажи», так как принадлежал общине крестьян. Поэтому по условию обмена пришлось отдавать за одну десятину этой земли целых две десятины имения.
Мечта о «домике на берегу Оки» посещала Василия Поленова очень давно. Создать общественный, доступный всем музей, куда будут приходить и богачи, и крестьяне, словом — все, кому небезразлично искусство, было давней целью художника, и она начала воплощаться в жизнь. Согласно проекту самого Поленова, который интересовался архитектурой ещё во время своего обучения в Петербурге, он должен был построить картинную галерею и музей.
Место для покупки имения было выбрано художником Поленовым не случайно. Однажды он ехал в поезде по местам близ реки Оки. Он увидел живописные берега из окна поезда и влюбился в их красоту. Ещё тогда мысль о собственном доме с террасой и галереей, библиотекой и личной мастерской возникла в голове художника. Затем была поездка на пароходе по Оке, и внимание Василия Ивановича привлекли места сёл Тарусово и Бёхово. Приобрести имение удалось спустя три года.
Купив в 1890 году землю на берегу Оки и переехав сюда из Москвы, Василий Поленов мечтал превратить усадьбу в «гнездо художников». Он сам создал проект дома, по которому были возведены все строения. Здесь были построены главный дом и флигели. Имелась и мастерская художника, названная Аббатством. Как и хотел этого хозяин, его усадьба стала настоящим просветительским центром. В картинной галерее выставлялись работы самого Поленова и его учеников.
Кроме всех построек, по просьбе крестьян Поленов возвёл Троицкую церковь. Место для неё он выбрал на расстоянии двух километров от своей усадьбы в селе Бёхово. Также художником были построены две школы, кроме этого ни много ни мало был создан театр, который автор сделал народным и куда был открыт вход для крестьян и их детей. Здесь же находится Диорама — этакая «кругосветка» в картинках, которые показывали в световом театре.
В 1907 году была освящена церковь во имя Святой Троицы построенная на средства художника в селе Бёхово. В её оформлении Василий Иванович также принимал самое живое участие, совместно с сестрой, друзьями и учениками. В то же время Поленов активно работал и создавал шедевры, к примеру, картины евангельского цикла, которые пользовались большим успехом у ценителей и распродавались по всей стране.
Завершилось строительство усадьбы Поленова в 1904 году, имение превратилось в самостоятельный городок, в котором царили свои правила и порядки. На холме высадили деревья, саженцы которых привозились с других мест. Сюда был всегда открыт вход для творческих личностей того времени, друзей-художников Поленова, его учеников. Здесь побывало много известных людей, некоторые из них жили в усадьбе и творили здесь свои шедевры.
Октябрьская революция 1917 года застала Василия Поленова и его семью в усадьбе. Там они переживали все бурные годы. После революции наступил сложный период. Художественный музей усадьбы был взят в качестве объекта национального достояния под государственную охрану, но конфискован не был. Сам художник писал про голод, который настиг страну в 1920-х годах, и то, что хорошего заработка не стало. Он создавал тогда этюды, чтобы хоть как-то наладить материальное положение.
При этом художник осуществил свою мечту: ещё при его жизни в 1931 году усадьба Поленова открыла свои двери в качестве народного дома-музея его имени. Его стали посещать не только гости, приезжающие в ближайшие дома отдыха, но и простые крестьяне, и это очень радовало хозяина. Сын Дмитрий взял на себя дело своего отца. Затем, в 1939 году, все художественные ценности музея были переданы государству.
Поленов дожил до того дня, когда его детище, усадьба Борок, было передано его семье в пожизненное пользование. Это случилось в 1924 году. В том же году в честь 80-летия художника была организована персональная выставка в Третьяковке. После смерти Василия Дмитриевича в 1927 году его похоронили рядом с церковью Святой Троицы, выстроенной самим Поленовым в селе Бёхово.
После Великой Отечественной войны внук Василия Поленова взял на себя управление усадьбой, став её директором. Музей стал государственным достоянием, приобрёл свой первоначальный вид. Руководство с 2012 года осуществляет правнучка художника Наталья Поленова. Сейчас музей-заповедник «Усадьба Поленово» имеет свой туристический центр, в котором находятся экскурсионный отдел, касса для продажи билетов, сувенирная лавка, выставочные и конференц-залы, собственная стоянка.
Во всём архитектурном ансамбле присутствует рука художника Василия Поленова. Он привнёс сюда как стиль модерн, так и европейский средневековый стиль, сруб и фахверк. В строениях есть как этажность, так и приземистость. Эклектичность, присущую ансамблю, так и называют: «поленовский стиль». Главное здание — Большой дом — деревянное белое здание в три этажа, имеющее каменный фундамент. Оно было построено в 1892 году, оснащено сложной кровлей и разными фасадами.
В обстановке и элементах декора дома сохранился весь первоначальный облик. Здесь огромные окна в чёрных рамах, напоминающие обрамлённые картины. Был устроен водопровод, а каждый этаж имел свои ванные комнаты. Дровяные и аммосовские печи отвечали за отопление. Здание, что находится рядом, — это Аббатство. Аккуратное, изысканно выполненное, имеющее скоромную обстановку, оно было обособлено и дарило уединение, отсюда и его название.
Это была мастерская художника Поленова и одновременно место отдыха летом. Здание построено в 1904 году. Василию Дмитриевичу очень нравился свет, проходящий через эти огромные окна. Помещение превращалось в зрительный зал, где имелась сцена, украшенная колоннами из известняка. Это было любимое место для творчества и отдыха. Кирпичные стены интересно сочетаются с деревом, а сквозь узкую дверь можно попасть в башню.
Адмиралтейство — так называется здание ансамбля усадьбы, предназначенное для зимней стоянки лодок. Здесь находятся якоря, украшает фасад штурвал. Именно в этом здании находится Диорама — картинки, изображающие кругосветное путешествие. Это последняя масштабная работа художника, эффект которой усиливает специальная подсветка. Построено Адмиралтейство в стиле фахверка в 1895 году.
Каменная кладка здания заполняет деревянные брусья, стоящие на цоколе из камня. Такие постройки, называемые фахверковыми, очень характерны для стиля западноевропейского Средневековья. Стоит здание перед выходом на реку Оку, сейчас в нём проходят выставки современных художников. Сам хозяин усадьбы назвал этот некогда лодочный сарай Адмиралтейством.
Детский домик первоначально был шалашом, где играли дети. Здесь спустя время был построен маленький домик, стилизованный под избушку. Также рядом располагался огород, которым занимались дети, и живой уголок с кроликами, курами и уточками. Он находится справа от Аббатства и Большого дома. Внутри домик представлял собой настоящую русскую избу с украшенной хохломой мебелью. Хозяева купили для него на ярмарке в Тарусе рукомойник, висящий на крылечке.
Парковый ансамбль — это целый эксперимент художника Василия Поленова по выращиванию молодого леса вместе с местной флорой. Им были привезены пихта и туя, американский клён и кедр, а рядом росли сосны и осины, дубы, клёны и берёзы. Был аккуратно устроен парк, созданы Въездная и Берёзовая аллеи, вырыт и выложен пруд. Весь парк — это полностью детище художника, созданное его руками.
Поленов относился к парку как к живому существу и продолжению и дополнению своего музея. Чудесным парковым местам давал названия обладающий хорошей фантазией Дмитрий, сын художника — отсюда Уборова гора, всегда покрытая цветами, Дубово — место игр детей. Василий Дмитриевич очень бережно относился к природе, окружал усадьбу прекрасными цветниками, засаживал зелёные газоны. Здесь всегда царили порядок, чёткие архитектурные линии и красота природы.
Туристический центр, построенный в 2004 году рядом с воротами усадьбы, создан в характерном «поленовском» стиле стараниями архитектора Е. Перченкова. Отсюда начинается путешествие в мир усадьбы: с музейной кассы, выставочного и конференц-зала, сувенирной лавки. Далее комплекс музея включает необходимые для изучения объекты. Среди них интересным строением является «банька», построенная рядом с Адмиралтейством.
В «баньке» в 1930-х годах проживал друг Поленова — маэстро Сергей Прокофьев, знаменитый композитор. Именно здесь им была написана прекрасная музыка к балету «Ромео и Джульетта». Здание по этой причине так и назвали — Домиком Прокофьева. Но нужно идти дальше, увидеть такую желанную для крестьян церковь Святой Троицы. Пространство внутри очень напоминает иерусалимскую церковь святой Елены.
Проект церкви устроен рукой как самого Поленова, так и Репина, Головина, Татевосяна и других его друзей и учеников. Внешнее оформление храма хранит элементы как древнерусского, так и романского зодчества, а за образец были взяты новгородские церкви Лазаря и Спаса. Купол выполнен по подобию Софийского новгородского собора. В августе 1990 года церковь открыла свои двери, сегодня в ней проходят богослужения.
Большой дом настолько эргономично выполнен по проекту, что кажется продолжением и дополнением окружающей природы. Все новые идеи, которые Поленов видел за границей, он бережно и с любовью воплощал в строительстве дома. Так что знакомство с усадьбой лучше начинать с комнаты, в которой собраны портреты семьи. Также здесь хранятся привезённые со всех концов света археологические реликвии, множество артефактов из Древнего Египта.
Их привозил отец Василия Поленова, Дмитрий Васильевич, который являлся известным археологом и библиографом. Все диковинки можно увидеть здесь. Мать Мария Алексеевна оказала большое влияние на сына, занимаясь художеством. Дом хранит её рисунки, расположенные над её портретом. Всё пронизано атмосферой творчества и созидания, даже удивительная мебель, изготовленная по собственным эскизам хозяина.
Им же выполнены и необычные двери. Красиво украшена и очень нарядна библиотечная дверь, за которой находится самая настоящая сокровищница эклектики: массивный западноевропейский шкаф XVI века, книжная лавка работы Поленова, текстиль с народной вышивкой. И, конечно, многочисленные подлинники картин, подаренные его друзьями и учениками, например, картина Репина «Богородица» — творение редкое, несвойственное мастеру.
Необходимо посетить и Город мастеров — корпус, не так давно капитально отремонтированный, он стоит недалеко от причала. В Большом зале этого корпуса проходят балы, спектакли, концерты, а также имеются выставочный зал и художественные студии. А недалеко от Большого дома прямо под открытым небом располагается Греческий театр. Также сохранилась школа в селе Страхово, которую Поленов выстроил для крестьянских детей.
Сейчас здесь находится детский театральный кружок, юные любители живописи и экскурсоводы проводят свои занятия. Планируется разместить в школе Детский центр культуры. Примечательно и то, что именно на территории усадьбы родился известный детский персонаж, лохматый домовёнок Кузя. И ещё один факт: первый набросок знаменитой картины Васнецова родился в мастерской Поленова.
Усадьба Поленово находится на расстоянии от Москвы в 110 км, а от Тулы — в 75 км. Если ехать на личном транспорте, нужно двигаться по Симферопольскому шоссе и ориентироваться по указателям. Проезжая по мосту через Оку, ехать до дорожного знака с указанием на посёлок Заокский. Оттуда продвигаться к деревне Малахово и затем направо к усадьбе Поленово. Если выезжать из Тулы, путь пройдёт по Московскому шоссе, Старому шоссе и к Малахово, затем по указателю налево.
Сюда ходит и общественный транспорт — от ж/д станции «Тарусская» Заокского посёлка, куда можно доехать на электричках из Москвы и Тулы, ходит автобус, который следует через Страхово. Приехав в Страхово, туристы будут должны прогуляться до Поленова примерно 1 км. Приятно будет добраться сюда летом на катере из Тарусы. Режим работы музея — с 11:00 до 18:00. Регулярно в музее-заповеднике проходят выставки, концерты и спектакли, мастер-классы. Расписание можно посмотреть на сайте усадьбы.
Обсуждения