Церковь Троицы в Никитниках

Россия, Москва

Церковь Троицы в Никитниках, построенная на холме в Никитниковом переулке в 1628 году, — одна из первых демонстрирует русский архитектурный стиль узорочье и служит примером для возведения других московских святынь. В стенах церкви представлены иконы творения изографа Симона Ушакова и фрески. Она хранит останки потомков купца Никитникова — основателя каменной постройки. Ныне действующая церковь принимает прихожан.

//

Характеристики церкви Троицы в Никитниках

Названия: церковь Святой Живоначальной Троицы, церковь Грузинской иконы Божией Матери на Варварке

Статус: объект культурного наследия России

Координаты: 55.753979 северной широты, 37.631553 восточной долготы

Адрес: г. Москва, переулок Никитников, 3

Дата основания: 1628 год

Архитектурный стиль: русское узорочье

Основатель: купец Григорий Никитников

Конфессия: православие

Состояние: действующий

Официальный сайт: http://www.nikitniki.ru/

Местное время:
Погода:7 °CпасмурноОщущается как: 5 °C
Давление: 744 мм рт.ст.Влажность: 98%Ветер: 4.32 м/c

История церкви Троицы в Никитниках

В XVI веке на месте современного храма на холме стояла церквушка. Она носила имя святого мученика Никиты на Глинищах. Пожар, который произошёл в 20-х годах XVII столетия, уничтожил её до тла. Тогда один из купцов, живших рядом, уроженец Ярославля Григорий Никитников, заказал и спонсировал создание новой каменной церкви. Первые упоминания о строительстве Троицкого храма встречаются в 1626 году.

Из деревянной церкви, построенной в 1571 году, сохранилась икона святого мученика Никиты. Ещё 40 лет назад часть города находилась в окружении деревянно-земляного укрепления и рва с водой. Позднее вокруг Кремля возвели стены с башнями и воротами. После пожара в 1626 году составили новый план Москвы с указанием переулков, улиц, тупиков. Деревянная церковь стояла неподалёку от Китайской стены и Варварского крестца.

Точная дата возведения каменного сооружения на сегодняшний день неизвестна. По официальным данным, постройки появились в период с 1628 по 1651 годы. Согласно другим источникам, работы проводились с 1631 по 1634 годы и в 1653 году. Учёные и искусствоведы ведут дискуссии и спорят до сих пор, к какому периоду приравнять этапы строительства сохранившегося храма Святой Троицы в Москве.

Из деревянной сгоревшей церкви в новый храм была перенесена чтимая икона Никиты-мученика. Ему же был посвящён южный придел строения. Для храмоздателя и членов его семьи здесь организована усыпальница. Изначально южный и северный фасады здания были симметричными. Но пристройки, возникшие в первой половине XX столетия, исказили облик северной части. Сегодня храм входит в число объектов культурного наследия России.

Первая реставрация Троицкого храма происходила в XIX веке. Работы велись под контролем архитектора Даля Льва Владимировича. Он составил образное описание и сравнивал плоский и широкий верхний карниз с деревянной конструкцией. А изразцы напоминали свойственное изделиям из кожи и металлов украшение пуговицами и каменьями. По его предположениям, шатровая колокольня была построена в 1653 году на месте деревянной звонницы.

С 1654 года главной святыней в церкви служит список Грузинской иконы Богоматери. Это был символ избавления города от морового поветрия — чумы. На 250-летие тех событий на цокольном этаже храма (подклете) Грузинской иконы Божией Матери осветили особый придел. Он был сотворён архитектором Виктором Веригиным в 1903 году. В связи с этим до 1926 года переулок носил название Грузинский. А в начале XX века был переименован на Никитников.

Цари и правители Российской империи оставили свой след в стенах храма. Алексей Михайлович, представитель династии Романовых, подарил два паникадила, выполненных из меди, в которых рельефно выделяются двуглавые орлы. Их разместили под главным сводом храма и в Никитском приделе. В начале XX столетия церковь Троицы в Никитниках посетил Николай II с супругой. С его подачи было произведено обновление убранства.

С 1920 года богослужения в Троицком храме прекратились. А в 1934 году он становится частью Государственного исторического музея. С 1923 по 1941 годы в стенах церкви выставлялись иконы авторства московского иконописца Симона Ушакова. Начиная с 1963 года, в музее представлена древнерусская живопись. С 1991 года храм принадлежит к Русской православной церкви. Для прихожан организована служба в подклете.

В завещании, датированном 1651 годом, богатый купец Никитников наставляет сохранить благолепие в построенных им Живоначальной Троицкой церкви и других религиозных объектах. Благодаря выполненной последней воле купца сегодня каждый может увидеть эталон русского зодчества. По лекалу храма позднее были возведены другие московские церкви. В советское время на прилегающей территории построили административные здания.

Церковь Троицы в Никитниках

Особенности архитектуры и интерьера церкви Троицы в Никитниках

Церковь находится по адресу: Никитников переулок, дом 3, недалеко от станции метро «Китай-город». Ее экстерьер демонстрирует стиль русского узорочья, популярного в середине XVII века. Несмотря то, что купец Никитников был уроженцем Ярославля, внешний облик церкви отличался от ярославских храмов. На смену классическим белым аскетичным стенам пришли яркие сочетания красного камня, белых наличников и декора с зелеными крышами и куполами.

Основа строения — каменный бесстолпный четверик, возвышающийся на высоком подклете и перекрытый сомкнутым сводом. В подклете купцы хранили товары. Сложная асимметричная композиция состоит из главного храма, двух отходящих приделов, трапезной, алтаря и колокольни. Кокошники, килевидные бочки и теремки фигурировали в гражданской архитектуре, их выполняли из дерева. Узорочье перенесло эти характерные элементы в камень.

Сооружение выглядит единым за счёт двухъярусной галереи. На всём её протяжении низ украшают одиночные, а потолки — двойные арки. Крыльцо повторяет элементы гражданской архитектуры. Они встречаются в палатах XVI века, а в следующем столетии служат характерным признаком церковного зодчества. Интересно, что строителям удалось гармонично выверить пропорции, и асимметрия по горизонтали и вертикали не выглядит вычурной.

Стены завершают два яруса кокошников, а к небу устремляются декоративное пятиглавье зелёных куполов. Глава по центру поставлена на световой барабан. По южному и северному направлениям главного четверика асимметрично расположены приделы. Они увенчаны одной главкой, к которой подступает горка кокошников. Северный придел освящён в честь Николая Чудотворца, стыкуется с галереей и трапезной.

На стенах можно увидеть характерные черты архитектуры XVII века. Декоративные элементы храма в Никитниках легли в основу русского стиля и позднемосковского зодчества — это поливные изразцы, арки, украшенные висячими небольшими гирями, наличники со сложным рельефом. Узорочье и присущие ему причудливые формы, живописные силуэты и сложная по исполнению композиция ярко проявляются в облике строения.

Советский историк архитектуры Павел Раппопорт подметил, что асимметричность храма и обилие декора позволили ему стать памятником архитектуры. Белокаменная резьба, поливные изразцы, наличники встречаются в оформлении Теремного дворца. Западная часть храма в Никитниках представлена папертью с галереей. К ней с юга вынесено крыльцо, выдвигающееся на проезжую часть и покрытое малым шатром. С севера примыкает колокольня, оформленная высоким шатром.

Церковь Троицы в Никитниках

Придел с южной стороны освещён именем великомученика Никиты, имеет небольшую площадь. Он выступал в качестве семейного храма, где в последствии были захоронены Никитниковы. Работы по росписи интерьера храма Живоначальной Троицы были поручены выдающимся художникам и «царским изографам». Истории известны мастера Оружейной палаты: Яков Казанец, Гавриил Кондратьев, Иосиф Владимиров и Симон Ушаков.

Гравюры Библии П. Борхта стали прообразом многофигурной росписи во внутреннем декоре храма. Динамичная роспись появилась на стенах в 1652—1653 годах. Их выполнили прославленные мастера Оружейной палаты, среди которых Симон Ушаков и Иосиф Владимиров. Авторы внесли свой вклад в создание иконостасов главного храма и придела святого Никиты. По атрибутам Владимирову приписывают создание иконы «Сошествие Святого Духа».

Не менее интересна судьба каменной чаши, в которой освящают воду. Она была изготовлена в Иерусалиме мастерами из цельного камня и преподнесена в дар церковному приходу. Её вес — 600 кг — дополняет цельная крышка массой 80 кг. Материал для чаши «Иерусалимская роза» добывали на Святой земле. Он же использовался для Кувуклия Гроба Господня, где освятили крышку водосвятной чаши. Ёмкость установлена в нижнем Троицком храме.

Внутреннее убранство храма было завершено при правнуке Никитникова. Иван Григорьевич Булгаков не проявлял особого интереса к торговле и промышленности, а все средства направлял в искусство. В этот период создаются клиросы — места для певчих и чтецов. По наказу купца Никитникова приглашались известные живописцы, зодчие, московские кузнецы, искусные резчики для обработки дерева и камня.

Декор внешнего облика и внутренняя отделка проводились мастерами-выходцами из посадской среды. Происхождение зодчих нашло воплощение архитектурном искусстве русской столицы. Но влияние купеческой семьи, их вкусы внесли вклад в создание сюжетных линий росписи. По замыслу купца Никитникова, церковь использовалась и для практических целей. В подвалах размещались склады, сундуки, хранились деловые документы.

Перестройки и реставрация практически не изменили храм. В XX веке уникальные росписи на стенах были сохранены благодаря музеефикации. С 1934 года здание принадлежит Государственному историческому музею, на протяжении следующих 30 лет оно реставрировалось. Тогда же обнаружили настенную роспись, созданную в 1652 году. Уникальные фрески, выполненные в годы строительства церкви, были замаскированы поздними творениями художников.

Росписи интерьера храма покрывают весь двухъярусный объём, в том числе свод основного купола. Началом новой эпохи в русской религиозной живописи служат сюжетность изображений и яркие сочетания красок. Стены алтаря украшают фрески с изображением апостолов, праотцов, пророков, таинств церковного дела. Расписанные художниками стены дополняет иконостас с шестью ярусами, появившийся в храме в XVII веке.

В росписи храмов не использовали образы мирян, но изограф изобразил семью Никитниковых. Фреска украшает стены и своды южного придела. Изображение храмоздателей выглядит уместно, так как здесь покоятся потомки ярославского купца. В двух других приделах первого яруса колокольни сохранились лишь фрагменты фресок. Стенопись украшена сюжетами апокалипсиса, например, изображением Христа с двумя серпами в руках.

Церковь Троицы в Никитниках

Реликвии храма

В 1654 году свирепствовала чума. В тот же год в церковь Живоначальной Троицы привезли чудотворный образ. Прихожане молились об избавлении от смертельного недуга и выздоравливали. Позднее святыню вернули обратно в Черногорский монастырь. С иконы создали список, который до сегодняшнего дня сохранился в убранстве церкви. В церкви Троицы особо почитали две иконы Божией Матери — Владимирскую и «Благовещение с акафистом».

Одной из работ изографа Симона Ушакова является Владимирская икона Божией Матери, созданная в 1654 году. Ушаков своей работой прославляет Царицу Небесную — покровительницу и заступницу русских земель. Название полотна звучит так: «Насаждение древа государства Российского». По замыслу художника, почвой ему служат Московский Кремль и Успенский собор. Промыслом Божьим насадил священное древо князь Иоанн Калита.

Симон Ушаков вложил глубокий замысел в своё творение. Ухаживал и взрастил виноградную лозу святитель Пётр, а по центру на вершине вознёсся образ Божией матери. Боковые ветви древа — собрание святых русских земель: блаженных, простых верующих в бога, святителей, преподобных, благоверных князей. На полотне они образуют велегласный хор, который славит Пречистую Деву Марию.

Под Никитским приделом Троицкого храма разместилась родовая усыпальница. Здесь с 1654 года погребены внуки купца Никитникова — Григорий и Борис. Каменная церковь с мощными железными дверями имела практическое назначение. В храме были установлены сундук и лари, в которых хранились важные бумаги, заёмные и кабальные средства крепости. Под церковью в обширных подвалах располагались склады с торговым продовольствием.

Архидиакон Павел Алеппский отмечает в своих трудах купца Никитникова как «благотворителя». Он был богат, но щедро жертвовал деньги на постройку и попечение храма, создание его величественной красоты и убранства. Каменное сооружение, возведённое в русской столице, прославляло его заказчика. Но богатый купец при выборе места стремился поставить под защиту церкви собственное предприятие и сохранить его имущество.

В Троицкой церкви почитают три святыни, среди них икона «Благовещение с акафистом» и две иконы Божией Матери: Владимирская и чудотворная Грузинская. В небольших ларцах хранятся фрагменты мощей святых. Среди них Пётр и Феврония, Лука Войно-Ясенецкий, княжна Елизавета Федоровна, преподобный Иоанн Рыльский. Ежегодно в храм привозят мироточащую икону Божьей Матери «Семистрельная».

Свечи в церкви

Режим работы

Добраться до церкви можно от станции метро «Китай-город» или от парка «Зарядье». Но плотная застройка административными зданиями лишает туристов возможности лицезреть храм во всей красе. В дни больших церковных праздников в церкви проходят богослужения. Грузинский придел прихожане посещают в будние и выходные дни. Территория огорожена забором. КПП по улице Варварка могут быть закрыты в выходные дни.

По воскресеньям и праздничные дни в 08:00 исповедуются, а в 09:00 проходит литургия. Время работы храма в остальные дни — с 09:00 до 17:00. По пятницам в 18:00 проводится поминовение усопших. К храму можно добраться на автобусе и личном транспорте. Ближайшая парковка на Славянской площади платная. От станции метро нужно пройти около 200 метров по Старой площади через КПП администрации. Первый поворот направо ведёт к Никитникову переулку.

Церковь Троицы в Никитниках
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии церкви Троицы в Никитниках

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх