Церковь Вознесения Господня в Коломенском — уникальный шедевр зодчества, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Первая в России церковь с шатровой архитектурой представляет собой удивительной красоты строение, а при ее возведении были применены особые технические решения. Храм был основан в XVI веке князем Московским Василием III, а его дальнейшая история была неразрывно связана с российской царской династией.
2 895 1 1 14 мин. на чтениеСтатус: объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Координаты: 55.667307 северной широты, 37.67079 восточной долготы
Дата основания: 1528 год
Архитектурный стиль: шатровое зодчество
Основатель: Василий III
Конфессия: православие
Состояние: недействующий
Коломенское — это древнее дворцовое село, первые упоминания о нем содержатся в завещании Ивана Калиты от 1339 года. В следующий раз название поселения появляется во времена князя Дмитрия Донского: известно, что он проезжал через Коломенское, возвращаясь с победой с Куликова поля, и князь Владимир Серпуховский организовал победителю пышную встречу и пир на территории своего села.
Но лишь царь Василий III сделал это место по-настоящему известным. Прекрасные виды на Москву-реку и заливные зеленые луга настолько полюбились государю, что на этой территории была возведена его летняя резиденция. С этого времени здесь строятся прекрасные храмы, разбиваются регулярные парки, закладываются яблоневые сады и пасеки. Коломенское становится настоящим царским селом, красивым и обеспеченным.
История создания храма достоверно неизвестна: письменных источников, в которых однозначно указывались бы даты строительства, не сохранилось. Даже о характере события, в честь которого возводилось сооружение, у историков и исследователей существуют разные предположения. Также нет точной информации об имени архитектора, придумавшего и воплотившего в жизнь этот архитектурный проект.
Самая популярная теория возникновения белокаменной церкви на высоком берегу Москвы-реки связана с одним из русских самодержцев — царем Иваном IV Грозным. Храм строился в честь рождения у Василия III желанного и долгожданного наследника. Однако эта теория противоречит другим исследованиям, согласно которым уже в 1532 году храм бы построен, — именно в этот период он впервые встречается в летописях.
Однако дата рождения Ивана Грозного отлично известна — это событие произошло в 1530 году. За короткий промежуток в два года возведение подобного сооружения было просто невозможно: каменная постройка — очень высокая для своего времени. До 1600 года церковь Вознесения Господня была в Москве самым высоким строением, в связи с чем ее верхние ярусы использовались для наблюдения за южными границами государства.
Есть и другая гипотеза, гораздо более соответствующая историческим данным: согласно ей, на Василия III была наложена епитимия сроком в два года. Дело в том, что первую свою жену царь сослал в монастырь: за много лет брака Соломония Сабурова не смогла родить венценосному супругу наследника. После избавления от Соломонии Василий III снова женился, однако церковь признала его двоеженцем и наложила епитимию.
В те времена развод даже по такому поводу считался недопустимым. Историки предполагают, что строительство храма началось за два года до рождения наследника, в 1528 году, с целью завоевать расположение церковнослужителей и смягчить наказание. В пользу этой версии говорит исторический факт: сразу после окончания срока церковного покаяния Василий III обратился к папе римскому с просьбой отправить в Москву архитектора для строительства храма.
Эта дата лучше укладывается во временные рамки: за 4 года реализовать подобный архитектурный проект вполне возможно. Но есть и третья версия, связанная с тем, что в первые годы брака новая царица, Елена Глинская, также оставалась бездетной. Впадающий в отчаяние Василий III совершал паломничества по монастырям, они с женой молились и ставили свечи. Церковь Вознесения Господня строилась не в знак благодарности, а как моление о чуде деторождения.
Место для постройки не случайно было выбрано вблизи целебных источников: по преданиям, в тех краях однажды проскакал на своем коне Георгий Победоносец, и в местах, где копыта скакуна били о земную твердь, открылись родники. Один из них, Кадочка, славился тем, что приходящие к нему пары счастливо обретали детей, даже если до этого многие годы их усилия были бесплодными. Местоположение церкви говорит в пользу третьей версии.
Зодчим храма принято считать итальянского архитектора Петра Анибале, известного в русской столице под именем Петра Фрязина. Эта теория имеет под собой опосредованные подтверждения: в ходе проведения реставрационных работ была обнаружена надпись «1533». Подобная маркировка была характерна только для строений, возводимых западноевропейскими архитекторами, что косвенно доказывает авторство Петра Фрязина.
Храм перенес огромное количество перестроек и реставраций, первоначальное его убранство не сохранилось. Первый ремонт случился всего через 40 лет после завершения строительства: потребовалось менять полы. Тогда среди основных серо-белых цветов плит пола появились красноватые. В XVII веке полной реставрации был подвергнут главный иконостас, пришедший к тому времени в прискорбное состояние.
Дело в том, что церковь Вознесения никогда не имела отопления, и зимой храм не мог использоваться для богослужений. Высокая влажность в непрогреваемых помещениях быстро приводила в негодность фрески и росписи, они требовали постоянного обновления. Следом была заменена крыша: сделанная по итальянскому проекту бочковидная была заменена на двускатную. В 1760-х годах пришло время большой перестройки храма.
Плиточный пол был заменен на кирпичный, второй ярус галерей обзавелся кирпичным парапетом с ширинками, такой же парапет был возведен на старых капителях, с которых предварительно сняли белокаменные резные панели. Александр I тоже внес свою немалую лепту в дело перестройки домовой церкви: он знал и с детства любил Коломенское. Реконструкция была поручена Евграфу Тюрину, который восстановил иконостас XVII века.
Значительные изменения облика храма продолжились в 1866 году, когда А. Шохин заменил длинный иконостас, на месте белокаменной крыши водрузил металлическую и перенес лестницу от основания креста в новый проем верхнего восьмерика. Следующий реставратор, Н. Ф. Кольбе, в 1873 году ремонтировал помещения церковных подклетей и вновь менял полы: на папертях вместо выщербленного ногами прихожан кирпича появились светлые каменные плиты.
Согласно традициям классических русских построек религиозного значения, церковь состоит из трех ярусов: самый нижний называется подклеть. Это полуподвал или цокольный этаж, используемый для хранения. Туда складывали ценное церковное имущество, в некоторых случаях хранили зерно для новых урожаев. Обширное холодное помещение служит основаниям практически во всех русских храмах.
Церковь Вознесения Господня стала первой каменной шатровой церковью. Историки считают что такая форма возникла в подражание русскому церковному деревянному зодчеству, принятому ранее в строительстве. Восемь граней высокого вытянутого шатра пропорциональны и соответствуют граням нижерасположенного восьмерика. Самый верх шатра украшен восьмиугольным поясом с фальш-окнами.
Килевидные кокошники являются яркой отличительной чертой храма. Они расположены в три ряда друг над другом и визуально отделяют переход от нижнего четверика строения к верхнему восьмерику. Четвертый ярус кокошников подпирает верхний пояс и отделяет верхушку с маленьким куполом и крестом от основания. Алмазная грань каменных украшений подчеркивает устремление храма вверх, к небу.
В основании церкви заложен уникальный фундамент в виде рукотворной скалы. В грунте берега реки был вырыт котлован, который заполнили большими блоками известняка, скрепляя их между собой раствором. Фундамент получился массивный и ступенчатый, предназначенный для строительства на террасных землях: такой способ исключает сползание строения по склону под собственным весом.
Двухъярусная обходная галерея проходит вдоль всех стен храма и соединяется с его тремя входными лестницами. Удивительный артефакт церкви — каменный трон, находящийся в восточной части галереи. О его назначении есть два мнения: часть ученых уверена, что архитектурное обозначение трона Богородицы соответствует типичному исполнению итальянских живописцев; другая часть исследователей считает трон уникальной трехмерной иконой.
Первоначальная роспись внутренних стен храма описывала жития Святых, однако неблагоприятные погодные условия не оставили от этих фресок и следов. В 1884 году стены покрыли цинковыми листами и расписали масляными красками. На тот момент это был один из новых методов росписи церквей, и он был подвергнут критике. Однако благодаря особому освещению в храме масляные краски заиграли по-особому.
Окна устроены уникальным образом: они не просто угловые, но имеют эффект призмы. Это достигается благодаря тому, что оконные проемы занимают две соседние грани нижнего четверика, а внутри сходятся в одно. Такие окна не характерны для русских церквей, но они отлично преломляют солнечные лучи и наполняют интерьер храма светом, визуально увеличивая скромные 64 квадратных метра.
Изначально стены внутри церкви имели преимущественно белый цвет, таким он и сохранился по сей день. Продуманное расположение элементов декоративного характера подчеркивает надежность церкви: она кажется единым целым строением, выросшим из рукотворной скалы и устремленным в небо. Конусовидная форма усиливает этот эффект и придает массивной постройке кружевную легкость.
В основе строения лежит прямой крест: именно такой проект церквей характерен для XV—XVI веков. Небольшая церковь является настоящей белой жемчужиной русского зодчества и явно выделяется на фоне всех остальных храмовых построек тех лет нетипичной архитектурой и самими принципами возведения, планирования и отделки наружных стен из белоснежного известняка.
Постройка сложена из кирпичей крупного формата, подклеть укреплена коваными железными сваями, необходимыми при строительстве столь тяжелых сооружений. Вблизи церкви бьет целебный ключ, облагороженный белым камнем и коваными решетками. Тихое журчание водяных струй дополняет прекрасный архитектурный ансамбль белого храма на фоне синевы неба и реки.
Летний домовой храм русских царей, по церковным канонам, символизирует вознесение на небеса Спасителя — этим объясняется его сильно вытянутая, устремленная ввысь форма. Благодаря внешней отделка массивная конструкция кажется кружевной. Создается ощущение, что лишь массивная скала фундамента удерживает церковь внизу, мешает воспарить над землей гениальному творению зодчего.
Самая известная икона храма — «Державная». С появлением лика Богородицы в церкви Вознесения Господня связана мистическая история. Накануне революции живущей в Подмосковье крестьянке приснился странный сон о том, как она стоит горе и слышит божественный глас, идущий из-под земли. Тот глас отправляет ее в соседнее село Коломенское, чтоб найти черную икону и сделать ее образ красным.
Женщина не могла выкинуть сон из головы и вечером начала молиться о том, чтоб ей было дано объяснение загадочного сновидения. И ночью она опять увидела сон, в котором над рекой стояла красивая белая церковь, а на порог церкви выходила Богородица. Крестьянка собралась и пошла в далекое Коломенское и еще на подходе увидела на высоком берегу реки церковь из своего сна. Это уверило женщину в его правдивости, и она сразу же отправилась к батюшке.
Священник внимательно выслушал взволнованную крестьянку и вместе с ней спустился в подклеть, где хранились все старые иконы, снятые со стен. Довольно быстро они нашли почерневший от грязи и копоти образ Богородицы, которого священник раньше не видел. Очищенная от грязи и чудесным образом обретенная икона была установлена в церкви и быстро стала привлекать паломников: народ заговорил о ее чудотворности.
Позднее произошло немало случаев чудесных исцелений от различных недугов. Люди приходили, молились Богородице и просили ее о помощи. Икона получила название «Державная». Во время гонений на церковь она долгое время находилась в запасниках музея и лишь в 1990 году стала доступна для прихожан — теперь икона находится в Казанском соборе усадьбы Коломенское.
На данный момент в храме не проводятся богослужения, он открыт для туристов. В подклети церкви действует постоянная экспозиция «Тайны церкви Вознесения». Сама подклеть вызывает неослабевающий интерес у исследователей. Согласно некоторым легендам, она может иметь отношение к тайне пропавшей библиотеки Ивана Грозного. Однако многочисленные поиски не принесли результатов, библиотека не была обнаружена.
Выставка позволяет ознакомиться со свидетельствами старинной истории храма, проектами храма, обмерными чертежами, фотографиями и изображениями. Также здесь выставлены список с Державной иконы Божьей Матери, фрагменты белокаменной отделки, другие старинные предметы, обнаруженные при раскопках и исследованиях. Экспозиция невелика, но очень интересна для посетителей.
Режим работы церкви Вознесения Господня в Коломенском обычный для всех музейных комплексов: ее двери открыты с 11:00 и до 19:00 во все дни недели, кроме понедельника. Правила посещения также не отличаются от общепринятых в музеях: нельзя трогать экспонаты руками, нарушать тишину, мешать другим посетителям, заходить за ограждающие ленты, касаться стекол музейных витрин и стен.
Когда я прочитала статью и посмотрела фотографии, то поняла, что надо выкроить время и побывать в церкви Вознесения Господня в Коломенском. Обязательно это сделаю в ближайшее время. И детей с собой прихвачу, пусть видят, какая красота есть у нас в стране.