Приоратский дворец в Гатчине — единственная в России сохранившаяся землебитная постройка. Здание возведено в XVIII веке архитектором-новатором Н. А. Львовым по приказу Павла I после получения им звания Великого магистра (гроссмейстера) духовного рыцарского Мальтийского ордена Иоанна Иерусалимского. Дворец был подарен принцу Конде — приору рыцарского ордена как резиденция, находящаяся после разгрома Мальты в Санкт-Петербурге.
537 0 0 10 мин. на чтениеНазвания: Приорат
Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 59.558318 северной широты, 30.121296 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Гатчина, Красноармейский пр., 1
Дата основания: 1797 год
Архитектурный стиль: классицизм
Архитектор: Николай Львов
Основатель: Павел I
Состояние: музейный комплекс
Официальный сайт: https://gatchinapalace.ru/dvorec/
Эксперименты с глинобитными постройками Н. А. Львов начал в 1794 году, изначально подхватив технологию у испанских крестьян. Целью архитектора, увлекающегося русской культурой, было сохранение лесов, которым, по его мнению, грозило постепенное исчезновение. Но дальше экспериментальных зданий в Павловске и деревне Аропаккузи, где колоть стены архитектор предлагал шашками и дамскими зонтиками, дело долго не шло.
В 1997 году в Торжке было открыто Училище земляного битного строения. Первыми специалистами стали отправляемые помещиками крепостные. Но внедрение технологии сильно тормозила консервативно настроенная общественность — деревянное строительство казалось и более привычным, и более надежным. Переломным моментом стало знакомство с идеей Павла I. Осмотрев экспериментальные постройки, он подписал указ о заложении Приората в Гатчине.
Приорат, или приорство — небольшая монастырская постройка, находящаяся в подчинении аббатства и обслуживающая паломников. Позже такое же название получили и рыцарско-монашеские отдаленные крепости. Учитывая, что основная резиденция располагалась в Санкт-Петербурге, название сооружение оправдывало. Дворцом гатчинский Приорат начали называть только в XX веке, хотя и до этого члены царской семьи бывали здесь регулярно.
Мальтийскому ордену, который в результате Французской революции потерял свои имения и земли на Мальте, Павел I отдал Воронцовский дворец. Одновременно было принято решение, что организации требуется и летняя дача. Выбор пал на Гатчину, при этом управитель местных земель, скептически относившийся к идее глинобитных зданий, отдал под строительство самый бросовый участок — клочок болота на берегу озера. Львов, готовый доказать преимущества своей идеи, согласился с этим решением.
Поэт, драматург, художник и механик, Николай Львов привлек к работам выпускников собственного училища. Сначала рабочим пришлось осушить территорию и насыпать террасу, на которой и было начато строительство. Архитектурная идея, почерпнутая из изображений швейцарских монастырей, была изначально вписана в ландшафт. При этом от симметрии в архитектуре художник намеренно отказался — с каждой из сторон открывается совершенно уникальный вид.
Терраса, возвышающаяся над Черным озером, делает Приорат похожим на бастион или замок с крепостной стеной на острове. В целом комплекс — это небольшая территория, огороженная стеной, одноэтажная капелла с высоким шпилем, готическими окнами и четырехскатными вальмовыми крышами. Кухня, традиционно вынесенная за пределы здания, выполнена в виде традиционной русской избы с двускатной крышей.
Уникальность постройки заключается в технике возведения стен. Их значительная часть — действительно простая местная земля, предварительно очищенная от примесей и мусора. В специально разработанные передвижные формы засыпался увлажненный грунт и утрамбовывался в два раза. Каждый блок пересыпают смесью извести и толченого кирпича. Для устойчивости с расчетом на высокий шпиль и своды, стены внизу заранее делались толще, чем верхние части.
Опорные пояса и внутренний слой кладки выполнялись из кирпича. Но эти блоки также были сделаны по глинобитной технологии в специальных прессах. В современном здании, которое значительно пострадало во время Великой Отечественной войны, для демонстрации этого факта снята часть штукатурки. В отличие от расположенных в том же районе кирпичных построек, глинобит выдержал массированные бомбардировки и практически не пострадал.
Возведение дворца обошлось казне всего в 5 тысяч рублей. Это в 7 раз меньше стоимости такой же каменной постройки, хотя ⅔ сметы пришлось выделять на осушение болота под террасу. Уникальной оказалась и скорость возведения. Начато строительство было 15 июня 1798 года, а уже 12 сентября того же года была начата внутренняя отделка залов дворца.
В 1810 году Александр I переписал Приорат на казну. С этого момента комплекс стал запасным дворцом. В нем Мария Федоровна гостила с дамами, а Николай I организовывал ставку генералитета, приезжавшего в Гатчину на маневры. Александр II приезжал сюда для знакомства с невестой. Александр III приказал переоборудовать дворец для круглогодичного проживания певчих. В настоящее время в музейном комплексе проводятся выставки.
Проект изначально был уникальным. Из-за управляющего Петра Обольянинова, который отказал архитектору в получении обещанного императором участка, пришлось потратить значительные средства и силы на выравнивание и осушение болота. Чтобы увести воду, пришлось рыть канал. Обсуждение этого процесса породило истории о том, что от Приората до Гатчинского дворца идет подземный ход. Подтверждений этой легенды нет — замок действительно окружен болотом.
Благодаря высокой, напоминающей колокольню башне, комплекс напоминает католический монастырь. Впечатление усиливается белоснежными стенами, ярко контрастирующими с красным тоном крыш. Башня увенчана такой же красной черепицей, шестигранная, опоясанная опорными венцами из того же глинобитного кирпича. Сходство с замком придает не только возвышенность, но и опорная стена, закрывающая сад.
Парадный въезд на территорию обрамляют две караульные будки. Крепостная стена создает с ними единое целое. Как и все остальные постройки комплекса, караульные помещения созданы по глинобитной технологии. В одной из них находится касса, в которой посетители приобретают билеты для осмотра уникальной достопримечательности. Отдельно стоящие кухня и хозяйственное здание примыкают к стене задней стороной.
Все помещения и стены комплекса соединены. Это еще одна особенность ансамбля, обеспечивающая ему прочность. Соединяющие отдельные элементы углы выкладывались непосредственно в форме, поэтому даже значительные колебания не вызывали обрушения. Повышенная влажность постепенно заболачивающегося Черного озера также оказывала только укрепляющее влияние — отпотевая, земляные стены постепенно становились только прочнее.
Общий стиль замка принято относить к классицизму. Это касается и внутренних помещений, и внешних. Никакой декоративной отделки на стенах нет. Автор проекта длительное время отказывался их даже штукатурить, желая продемонстрировать скептикам, как будет вести себя глинобит со временем. Позже штукатурка все же была нанесена, — для нее на стены коваными гвоздями набили дранку, а уже сверху — грунтовку и известковый состав.
Внутреннее убранство аскетичное, что несвойственно остальным дворцам Санкт-Петербурга. Исторические документы подтверждают, что оно таким было изначально. Судить об этом факте можно только по описаниям, так как все, кроме самих стен, в Приорате является новоделом — атаки немецкой авиации неоднократно приводили к пожарам. После войны в здании находился пионерский лагерь — попыток сохранить интерьеры не было.
Реставрация дворца, который к тому моменту получил название Тающего из-за угрозы затопления и сползания в Черное озеро, началась только в 1980 году. При этом самому зданию ремонт потребовался только в части крыши и коммуникаций, которые были добавлены значительно позднее. Благодаря многочисленным рисункам удалось восстановить печи и камины, которые сейчас выполняют функцию вентиляционных каналов и для отопления не используются.
Уникальным элементом, который удалось сохранить, являются перекрытия. Рельефная балочная конструкция, изобретенная лично архитектором, позволила сделать потолок в разы легче — снизить нагрузку на глинобитные стены. Декоративный рельеф этой конструкции дополнен скромной, но эффектной росписью, которая и делает интерьеры верхних этажей торжественными, парадными. Форма перекрытий эффектно сочетается с полукруглой стеклянной стеной шестиугольной капеллы.
Несмотря на небольшую высоту, здание внутри кажется просторнее, чем снаружи. Во многом этому способствуют высокие окна. Они же разгружают фундамент. В оконных проемах особенно хорошо заметна разница в толщине стен: между уровнем пола и потолка она составляет 12 см. Это придает особый шарм внутреннему интерьеру и ломает подчеркнутую строгую геометрию всего помещения.
Приорат во многом является музеем сам себе. Весь второй этаж отведен под экспозицию, рассказывающую о истории возведения и технологии глинобитных стен. Посетители могут увидеть восстановленные элементы и срезы конструкций, а также уменьшенные копии помещений. Часть документов рассказывает о роли Мальтийского ордена и периоде времени, который он провел в России. Центральное место экспозиции занимает портрет Павла I.
Первый этаж выделен для временных выставок. Их можно посетить как вместе с постоянной экспозицией, так и отдельно. Фото- и видеосъемка внутри дворца оплачивается отдельно. Дворец находится по адресу: г. Гатчина, Красноармейский пр., д. 1. Посетители могут добраться сюда на автобусе, маршрутном такси или электропоезде. Музей открыт с 10 до 18 часов летом и с 11 до 19 часов зимой. Часы работы касс — до 16.00 и 17.00 соответственно. Первый вторник каждого месяца — выходной.
Обсуждения