Воронцовский дворец в Крыму ‒ уникальный памятник архитектуры XIX века, расположенный в городе Алупка. Считается одним из красивейших сооружений, настоящей жемчужиной Крымского полуострова. Дворец окружен великолепным парком, откуда открывается неповторимый вид на акваторию Черного моря и гору Ай-Петри. Сооружение представляет собой целый комплекс зданий, выполненный в разных архитектурных стилях.
626 1 0 12 мин. на чтениеСтатус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 44.419823 северной широты, 34.054421 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Алупка, Дворцовое ш., 18
Дата основания: 1848 год
Архитектурный стиль: неомавританский стиль
Архитектор: Эдвард Блор
Основатель: Михаил Воронцов
Состояние: музейный комплекс
Официальный сайт: https://worontsovpalace.org/
Изначально дворец планировался как летняя резиденция графа Михаила Воронцова, который был известен своим изысканным вкусом, любил роскошь и красоту. В отличие от многочисленных особняков аристократов, строившихся в Ялте, Воронцовский дворец был построен у горы Ай-Петри, ближе к Чёрному морю и нетронутой природе. Целых 80 лет, до прихода к власти большевиков, здесь проживали несколько поколений графской семьи.
Посетив впервые Крымский полуостров, Воронцов стал уделять много внимания развитию местной инфраструктуры, поскольку это сулило большие выгоды. Помимо участка под строительство резиденции, граф выкупил другие территории. Ему стали принадлежать Массандра и Гурзуф. На строительство дворца в Алупке было потрачено почти 9 миллионов рублей ‒ будущий владелец не жалел денег на роскошь и богатство.
Грандиозное строительство началось в 1828 году и длилось целых двадцать лет. Первоначальный проект особняка разработали архитекторы Ф. Боффо и Т. Харрисон, по их замыслу дворец должен был представлять собой монументальное сооружение, выполненное в стиле неоклассицизма. Был уже даже заложен фундамент. Однако спустя некоторое время граф Воронцов полностью изменил свое решение.
Исполнение уникального проекта было перепоручено английскому архитектору Эдварду Блору, который имел представление о местном рельефе только по присланным ему наброскам ландшафта. По замыслу автора проекта здание должно было сочетать мотивы строгой английской архитектуры и черты индо-мавританского стиля. Удивительно, но создатель знаменитого Букингемского дворца ни разу не побывал на месте строительства.
Начиная с середины XIX века и до революции, резиденция была собственностью семьи Воронцовых. Граф Михаил Воронцов был переведен служить на Кавказ, во дворце осталась проживать его дочь со своей семьей. Вскоре после смерти графа Воронцовский дворец стал собственностью его сына, который был бездетен. Когда он скончался, вдова уехала на проживание в Европу, и здание некоторое время пустовало.
В первые годы XX века обустройством заброшенного дворца занялись Воронцовы-Дашковы, приспособившие большинство пустующих территорий под дачные домики, которые сдавались отдыхающим. Часть земель была отдана в аренду под строительство пансионатов и санаториев. Вскоре Воронцовский дворец, ставший национальным достоянием, начал функционировать в качестве музея.
Во время войны и фашистской оккупации здание дворца буквально чудом осталось целым, однако большинство уникальных экспонатов было вывезено за пределы страны. Общая сумма ущерба, нанесенного государству, составляла около 5 миллионов рублей. В послевоенное время сотрудниками музея не раз предпринимались попытки отыскать похищенные экспонаты, однако основное число шедевров было утеряно безвозвратно.
В 1945 году в Крыму состоялась знаменитая Ялтинская конференция, участниками которой стали Россия, США и Великобритания. Заседания проходили в Ливадийском дворце, в нем же разместили американскую делегацию, возглавляемую Франклином Рузвельтом. Делегация России во главе с Иосифом Сталиным расположилась в Юсуповском дворце Кореиза, а резиденцией делегации Британии, которую возглавлял Уинстон Черчилль, стал Воронцовский дворец.
После завершения войны Воронцовский дворец обрел статус государственной дачи, где отдыхали правительственные чиновники. Спустя еще несколько лет в стенах резиденции расположился санаторий, а ближе к концу XX века здесь начал свою работу Крымский музей изобразительного искусства. С распадом Советского Союза Воронцовский дворец вошел в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника.
Уникальное сооружение было выполнено из природного диабаза редкого оттенка коричневого с зеленым. Проект характеризовался сочетанием английского и мавританского стилей с полной и гармоничной привязкой к существующему ландшафту — поэтому дворец практически повторил очертания рядом расположенной горы Ай-Петри. В процессе строительства принимали участие мастера из числа крепостных, обладающие целым рядом профессий.
Несмотря на редкостную красоту, природный диабаз достаточно хрупок, поэтому граф привлек к работе лучших мастеров по обработке камня. Возведение дворца проходило поэтапно, отдельными корпусами, которые связаны между собой в общий гармоничный ансамбль с переходами и крытыми галереями. Первым построенным корпусом стала столовая, выполненная в стиле архитектуры Тюдоров.
Центральный въезд на дворцовую территорию расположен с западной стороны, выполнен он в средневековом стиле, для которого характерны круглые башенки с зубцами и высокая неприступная стена. Сквозь имеющиеся в ней узкие проемы тянется Шуваловский проезд, который получил свое название по фамилии графской дочери, в замужестве ставшей Шуваловой. Возле него расположились хозяйственные постройки, изготовленные из камня.
Западный фасад здания выглядит как типичный замок барона-разбойника из средних веков и представляет собой типичный пример неоготического стиля. Внутренний двор отделан неровным камнем, который тоже наводит на мысль о Средневековье. Северный фасад создан в совсем другом стиле. Это настоящий английский XVI век, с его прямыми линиями, огромными и высокими окнами и множеством дымовых труб.
Южный фасад носит восточные черты мавританского стиля, но удивительно сочетается с другими частями здания. Искренний интерес у посетителей вызывает уникальная арка, при создании которой архитектор умудрился собрать вместе мотивы розы Тюдоров и черты восточного лотоса, при этом добавив сюда изречение из Корана, не боясь испортить впечатление от английского стиля всего здания.
Изюминку и особое очарование южному фасаду добавляют Львиная терраса и широкая мраморная лестница, изготовленная из каррарского камня, которая спускается к территории парка. Шесть львов, установленных парами, являются творением итальянского мастера Винченцо Бонанни. Каменные дуэты расположены тематически: нижние львы изображены спящими, средние пробуждаются, а верхние львы выполнены рычащими.
Особое внимание посетителей привлекает прекрасный Алупкинский парк, ведущий от здания дворца прямо к морскому побережью. Природный садово-парковый ансамбль создавался садовником из Германии К. Кебахом и возрождался в процессе строительства дворца. Вся парковая территория условно была разделена на Верхний и Нижний парки. В длину она достигает километра, в ширину — до 500 метров.
Верхний парк расположен в северной части дворца, его украшением стали многочисленные поляны и пруды, а также каменные насыпи — Малый и Большой Хаосы. На его территории расположена Большая скала, которую прозвали Лунным Камнем, поскольку она отражает лунный свет. Рядом с ней находится самшитовая аллея, ведущая в рощу, где можно отдохнуть возле фонтанов и каменистых гротов.
Часть парка, которая ведет к морю, своей формой напоминает амфитеатр, она абсолютно не похожа на Верхний парк. Здесь повсюду видна строгость планировки с подстриженными кустами, цветочными клумбами, всевозможными скульптурами и фонтанами. В Нижнем саду можно полюбоваться на пальмовую аллею, фонтан Слез, источник Кошкин Глаз, красивейший чайный домик, расположенный на берегу моря.
Внутреннее убранство дворца сохранилось практически идеально и сегодня позволяет оценить, насколько граф Воронцов ценил комфорт и эстетику. Всего в резиденции 150 комнат, которые расположились в типично английском стиле ‒ дверь в дверь. Другой английской чертой убранства явилось наличие каминов в каждом помещении. Каждая комната выполнена в индивидуальном стиле и имеет свое название.
Большая гостиная отделана в стиле зала феодального замка, здесь преобладает темный цвет, настоящий дуб и много фамильной живописи. Голубая гостиная восхищает уникальной лепниной из 3 тысяч цветов, среди которых не найти одинаковых. Стены покрыты модным тогда ситцем, а в Китайском кабинете они украшены декорациями, выполненными из рисовой соломки и очень хорошо сохранившимися до наших дней.
Будуар графини Воронцовой отделан натуральными китайскими циновками с ярким восточным орнаментом. Вся установленная здесь мебель была изготовлена русскими мастерами и украшена всевозможными узорами в восточном стиле. Теплоту и уют помещению придают паркет с незаметным рисунком и зеркала в пол в красивых резных рамах. Изюминкой декора стали светлые занавеси и красивые вазы.
Парадная столовая имеет высокие потолки, уютно освещена свечными люстрами и резными канделябрами. Резной потолок выполнен из дуба и в точности повторяет рисунок на стенах и переплетах окон. Отдельная стеклянная дверь ведет к террасе. В центре стоит огромный стол, изготовленный из красного дерева, ножки которого сделаны в виде львиных лап. Стулья обиты французскими тканями, выполненными на заказ.
С обеих сторон огромного стола у стен сделаны большие уютные камины, между которыми был сооружен маленький фонтан, выложенный уникальной плиткой с изображениями удивительных животных. Прямо над фонтаном расположился маленький резной балкон, изготовленный из дерева. В простенках между шкафами и буфетами размещены живописные панно с красивейшими пейзажами.
Сегодня в музее постоянно работает экспозиция «Парадные залы главного корпуса дворца», которая предлагает осмотреть помещения, практически полностью сохранившие первоначальный вид. В кухонном здании работает экспозиция «Воронцовская кухня», где можно осмотреть не только помещение, где готовили блюда для графской семьи, но и комнаты, в которых проживала прислуга, работавшая на кухне.
В конференц-зале дворца посетители могут осмотреть около 100 творений известных художников, являющихся произведениями искусства из фонда музея. Уникальные творения изображают природу Крымского полуострова, дворцы и парки, памятники истории и архитектуры. Картины датируются концом XIX и началом XX веков, советским периодом. Это уникальное наследие Крыма, сохранившееся до наших дней.
Основная музейная экспозиция открыта для посетителей ежедневно с 9.00 до 18.00, другие работают во все дни, кроме понедельника и среды. Билеты можно приобрести отдельно для каждой экспозиции или единые на весь музейный комплекс. Льготы предоставляются студентам и пенсионерам, дети и подростки проходят бесплатно. Гулять в парке можно до 20.00, как в одиночку, так и в составе экскурсии.
Воронцовский дворец находится в городе Алупка, добраться сюда можно из Ялты по морю на катере, на маршрутном такси и рейсовом автобусе. Из Симферополя также ходят рейсовые автобусы, ждать долго не придется. Из Севастополя нужно добраться до Мисхора, затем воспользоваться маршрутным такси или автобусом. Еще проще воспользоваться услугами такси, которые доставят прямо до места.
Уникальный исторический комплекс будет интересен любым категориям отдыхающих, поскольку в строительство дворца были вложены не только огромные средства, но и частичка таланта работавших над ним мастеров. А жильцами летней резиденции в свое время становились люди, которые вошли в историю нашей страны и стали частью ее культурного и исторического наследия.
Обсуждения