Донской монастырь основан на русской земле в 1591 году Фёдором Иоанновичем. Царь возвёл его в Москве в честь победы над крымским ханом Казы-Гиреем. Святыня была заложена на месте пребывания русского войска перед битвой с татарами. Ранее это была простая походная церковь посреди стана с ликом Донской иконы Божией Матери. Сейчас ставропигиальный мужской монастырь – одно из самых тихих мест, где всегда царит мир и покой.
504 2 0 16 мин. на чтениеСтатус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 55.71479 северной широты, 37.601828 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Москва, ул. Донская, 1—3
Дата основания: 1591 год
Архитектурный стиль: нарышкинский стиль
Основатель: Фёдор I Иванович
Конфессия: православие
Тип: мужской
Состояние: действующий
Официальный сайт: http://donskoi.org/
Древняя обитель получила название в честь знаменитой иконы, которую хранили у себя донские казаки. Этим ликом Сергей Радонежский даровал благословение князю Дмитрию Ивановичу и его воинам перед Куликовской битвой. Икону принёс отряд из-за Дона, прибывший на помощь по зову правителя. Во время боя святыня находилась рядом с солдатами. После победы казаки назвали её Донской и подарили Дмитрию Ивановичу.
Достать икону из хранилища пришлось в 1591 году, когда войско Казы-Гирея подступало к первопрестольной. По приказу царя Фёдора Иоанновича был совершён крестный ход с Донской иконой Богоматери. Государь всю ночь молился перед образом. На рассвете икона была помещена в середину воинских рядов. В тот же день чудотворный лик даровал русскому войску победу, татары были разгромлены и покинули захваченные земли.
В благодарность за помощь и услышанные молитвы русский царь построил Донской монастырь, в котором почётное место было отведено чудотворному лику Богоматери. Днём прославления святыни было названо 1 сентября. На месте передвижной церкви, где находилась икона в момент сражения, в 1593 году был возведён Малый Донской собор. Через 100 лет рядом появился Большой Донской собор. Два одноимённых храма стали действовать равноправно на территории монастыря.
Московская святыня хранит множественные тайны и трагедии. Одна из самых страшных – Чумной бунт. Осенью 1771 года в стране вспыхнула эпидемия. Пытаясь получить надежду на выздоровление, горожане начали распускать слухи и о чудодейственной Боголюбской иконе, дарующей излечение от болезни. Напуганные мором люди ринулись в Донской монастырь, чтобы приложиться к образу. В толпе смешались больные со здоровыми. Чтобы избежать распространения страшной болезни архиепископ Амвросий убрал святыню.
Решительный поступок священника вызвал шквал возмущений. Бунтующая многотысячная толпа ворвалась в Донской монастырь. Активисты отыскали старца и вывели на улицу к разъярённым и отчаявшимся людям, где над ним совершили расправу. Сейчас место гибели архиепископа обозначено каменным крестом под главной лестницей Большого собора. В чумной период на территории святыни появилось кладбище для богатого купечества, русского дворянства.
На протяжении веков Донской монастырь несколько раз разграбляли, закрывали, приспосабливали старинные помещения под фабрики, музеи, фермы, стойла лошадей, государственные учреждения. В 1812 году вторгшиеся в Москву французы организовали на территории святыни посёлок для конной гвардии. После победы над Наполеоном монастырь восстановил за собственные средства Матвей Платонов – атаман донского казачества.
В конце XIX века на территории обители начали работать иконописная палата и семинария. С приходом антирелигиозной советской власти в 1918 году монастырь официально прекратил своё существование. Православные несколько последующих лет в тайне посещали обитель, пока здесь не организовали интернат и молочную ферму. В 1927 году монастырский храм Серафима Саровского превратился в крематорий, в котором сжигали тела несогласных со сталинским правлением.
Богослужение в Большом и Малом соборах возобновилось в 1949 году. Полноценное возрождение монастыря произошло в 1982 году. Отправной точкой стало подписание Брежневым указа о передаче святыни Московскому патриархату. После смерти генсека документы потерялись, об обители быстро забыли. Восстановление продолжилось в 1991 году под управлением Русской православной церкви.
Донская икона Богоматери была передана на хранение в Третьяковскую галерею. Монашество возродилось с приходом архимандрита Агафодора. Устройство общины начиналось непросто. Кооперативные организации, занявшие часть территории монастыря, покидали её неохотно. Противостояние часто принимало криминальный характер, как пример – подлый поджог злоумышленниками Малого собора.
Формирование братии шло особым образом. Настоятель преимущественно выбирал в послушники молодых людей, которые ранее не имели отношения к монастырям. Он был уверен, что, начиная погружаться в монашескую жизнь с нуля, можно накопить наиболее ценный духовный опыт.
В день почитания Донской иконы её возвращают в монастырь для осуществления крестного хода. В духовном центре казачества проходят встречи и семинары для представителей служилого сословия, проходит парадный казачий расчёт. На территории открыты просветительский центр для молодёжи, книжный магазин, библиотека, музей, работает монастырская пекарня. Для паломников открыты гостиница, трапезная, пункт организации экскурсий.
Донской монастырь находится в самом центре столицы. Его величественный ансамбль поражает красотой и сдержанностью. Святыню окружают высокие оборонительные стены с бойницами и башнями. Ограждение выполнено из белого камня, имеет форму правильного квадрата. Центральную часть территории занимает Большой собор. Он был возведён спустя век после Малого на пожертвования городской знати и царских прихожан.
Крышу храма украшают пять позолоченных глав – центральная большая и четыре, направленных к каждой стороне света. Окружает строение по периметру арочная галерея в два яруса, с трёх сторон есть примыкающие лестницы. Входы и пол выложены чугунными плитами с орнаментом. Самый старинный элемент собора появился в 1752 году. Отделка была произведена на пожертвования купца Замятина. Внутри собор украшен росписями и фресками с позолотой.
Центральный вход – северные ворота. Они направлены в сторону Кремля и Тихвинской церкви. Православное сооружение известно тем, что именно тут прошло засекреченное таинство крещения дочери Сталина Светланы Аллилуевой. Лестница от соборной части ведёт к Сретенскому храму, где покоятся в усыпальницах грузинские князья Багратионов, Дадианов и члены их семей, политики, священники, культурные деятели.
Малый собор – первая каменная постройка на территории монастыря. Сначала он имел вид квадратного здания с округлыми аспидами. Верхняя часть выложена кокошниками в три яруса, украшена шлемовидным куполом, световым барабаном. Наружную отделку и внутреннее убранство утверждал царь Борис Годунов. Итальянский художник Клауди в 1795 году расписал церковь фресками и картинами, нанёс на стену портрет государя.
На территории Донского монастыря множество святых строений. Церковь Михаила Архангела возведена в 1806 году на пожертвования княгини Анны Галицыной. Западная часть здания раньше служила больницей, теперь является трапезной. Церковь имеет шатровое завершение, выстроена по классике московского ампира. Место бывших монастырских огородов занимает обитель князя Александра Невского, возведённая в 2006 году.
Над западными воротами возвышается Тихвинская церковь иконы Богоматери. В четырёхъярусной постройке в своё время был заточен и отбывал наказание за поддержку православия патриарх Тихон. Рядом у входа расположена часовня, строительство которой посвящено счастливому спасению царской семьи во время железнодорожной аварии. С другой стороны от Тихонских ворот расположены братские корпуса, в которых проживают монахи.
Обширный Донской монастырь имеет целый комплекс хозяйственных и жилых строений на своей территории. Наиболее яркий памятник – корпус братских келий. Это двухэтажные вытянутые здания с трапезной и кухней посередине. До конца XIX века тут размещались не только монахи, но и прибывшие гости. Внутренние стены расписаны библейскими мотивами. Рисунки постоянно реставрируются. В здании находятся паломнический центр и библиотека.
За монашеским домом находятся хозяйственный двор, квасоварня, конюшня, каретный сарай. Большой интерес среди всех построек для туристов представляет дом настоятеля. К нему прилегают кухонный корпус и яблоневый сад. Своеобразный усадебный комплекс находится между главными воротами и Большим собором. Это было когда-то одноэтажное здание из камня с деревянным мезонином. Интерьер украшен богатыми барочными росписями. В 1780 году дом был достроен на один этаж.
На территории монастыря находится некрополь. Знаменитое место захоронения в самом центре Москвы включает могилы выдающихся людей из самых разных сфер. Несмотря на траурную обстановку, посетители отмечают тут покой и умиротворение. Большинство надгробий и памятников можно считать настоящим произведением искусства. Оформлением каменных элементов занимались талантливые скульпторы.
На кладбище находятся удивительные изделия из белого камня: пирамиды, урны, вазоны, скульптуры плакальщиц и ангелов, целые декоративные композиции. Некрополь считался аристократическим. Тут упокоены представители дворянства, политические, религиозные деятели, зажиточные купцы. Есть отдельные могилы и фамильные усыпальницы. Небольшой участок выделен под могилы участников Отечественной, Крымской, Русско-турецкой, Первой мировой войн.
С «чумных» годов кладбище стало стремительно разрастаться. На надгробиях можно встретить множество известных фамилий. Покоятся останки Голицыных, Долгоруковых, Нарышкиных, похоронена Ф. Раневская, кровавая помещица Салтыкова с мужем, родственники Пушкина, Толстого и Грибоедова. В 2008 году был предан земле писатель Солженицын. На территории Донского монастыря разрешено захоронение известных личностей и по сей день.
Привлекательность архитектурного ансамбля образующих монастырь сооружений заключается в постепенной смене стилей древнерусского зодчества. Хорошо просматривается тесное знакомство с новым строительным искусством и архитектурой Европы. Благодаря надвратным храмам, ажурным башням монастырь с первого взгляда производит впечатление барочного архитектурного ансамбля.
Рядом с одним из самых посещаемых монастырей в Москве расположен удивительный Донской сквер. Площадь с зелёными насаждениями поделена на две разрозненные части. Первый участок примыкает и плавно переходит к некрополю с запада, второй заходит на территорию святого места с востока и севера. Тут все располагает к тихому отдыху и спокойным прогулкам. Есть множество скамеек, обычных и в виде качелей, столы для настольных игр, навесы.
Главная святыня обители – Донская икона Богоматери. Она написана в XIV веке, занимает почётное место в резном иконостасе Большого храма. Её автор – преподобный Феофан Грек. Чудотворный лик Девы Марии с Младенцем на руках сохранился в идеальном состоянии. На обратной стороне изображено Успение Богоматери. Отличительной иконографической особенностью являются согнутые в коленях ноги младенца, установленные на запястья Матери.
В ставропигиальном монастыре хранится богатейшее собрание реликвий. Ещё одна духовная «жемчужина» – мощи святителя Тихона. Часть останков Всероссийского патриарха находится в Большом соборе, в серебряной раке. Мощи святителя были обнаружены в Малом храме при восстановительных работах. Находка дала начало реставрационным мероприятиям в 1992 году. Патриарх был канонизирован, причислен к лику святых.
Среди главных святынь монастыря чтится икона Богоматери «Знамение». Она выполнена в древнем иконописном стиле. Богоматерь изображена по пояс, руки приподняты до уровня плеч в молитвенном жесте. На груди изображена жёлтая сфера с образом Спаса Эммануила – Иисусом отроком. В его левой руке священное писание, пальцы правой сложены в благословении. Святыня считается заступницей от вражеских нашествий, прославилась многими чудесами.
Икона Богородицы «Феодоровская» имеет богатейшую историю. С ней связаны события времён князя Александра Невского, Параскевы и Фёдора Стратилата, восхождения новой царской династии – Романовых. Написал икону евангелист Лука в городе Городец. В 1239 году поселение сожгли татары, и реликвия исчезла. Спустя время её нашёл младший брат Невского Василий Костромской. Князь случайно увидел её на ветке в лесу во время охоты. С тех пор она побывала в коллекциях многих царей.
Наиболее ценные списки Донской иконы перенесены в Третьяковскую галерею. В самом монастыре остались лишь несколько монастырских образов. Самые древние находятся в иконостасе Большого храма. Изначально они были маленького размера. В XIX столетии им сделали широкое обрамление с сюжетом «Иессеев корень». В дни принесения главной иконы обители деревянный иконостас закрывают специальным киотом.
Настоящее произведение искусства русских мастеров – иконостас Большого собора. Резные рамы создавались в начале 1690-х годов. Конструкцию в 7 ярусов фряжского письма создавали лучшие иконописцы и резчики Посольского приказа. Работой занимались: Карп Золотарёв, Родион Спиридонов, Григорий Махотня. Осветил Большой собор митрополит Тихон 21 августа 1698 года. До 1922 года, пока большевики не провели реквизицию ценностей, большинство икон было в серебряных окладах.
Тысячи паломников и туристов приезжают ежегодно в Донской монастырь для посещения часовни-усыпальницы Левенко. Создатель мавзолея семьи фабриканта – архитектор Клейн, оформление мозаики осуществлялось по рисункам Васнецова. Часовня находится на территории некрополя, выполнена в стиле новгородских соборов 1900 года. Лик Николая Чудотворца выложен из множества элементов, посечённых пулями. В 1948 году солдаты с неизвестной целью расстреливали образ святителя.
В православном некрополе Донского монастыря покоится не один новомученик. В особом месте возле Малого собора похоронен келейник святителя Тихона – мученик Яков Полозов. Мальчик-сирота когда-то устроился сторожем в одну из небольших церквей. Именно там он и встретил епископа Тихона, который взял его в келейники. С тех пор верный Яков Анисимович находился при нём. Он пережил арест, ссылку на Соловки, массовые репрессии, был с патриархом всё время его заключения.
Прогуляться по территории Донского монастыря без сопровождения экскурсовода можно бесплатно. Святыня открыта для посетителей с 6:00 до 19:00. Тут постоянно пребывает дежурный священник, есть паломнический центр, гостиница, трапезная, службы, организовывающие экскурсии. Можно заказать обзорный, расширенный осмотр. Есть программы, посвящённые только некрополю, Большому и Малому соборам.
Чтобы добраться до монастыря в Москве, надо доехать до Донской площади. Ближайшие станции метро – «Шаболовская», «Ленинский проспект», «Площадь Гагарина». На территории святыни нельзя нарушать тишину, кричать, разговаривать на повышенных тонах. Следует соблюдать чистоту, беречь чужой труд. Заходить в храм женщины и мужчины должны в надлежащей одежде. В Донском монастыре запрещено курить, слушать мирскую музыку, посещать монашеские корпуса.
При входе в ворота православные люди должны троекратно перекреститься и сделать один поясной поклон. В обители следует вести себя как можно скромнее, поскольку целью монашеской жизни является молитвенная сосредоточенность. Паломники и туристы, оставшиеся в гостинице, должны соблюдать устоявшийся распорядок. Запрещено передвигаться ночью по территории без разрешения настоятеля. Исключение – ночные богослужения в великие праздники.
Обсуждения