Андреевский монастырь — старинная мужская ставропигиальная обитель, основанная на месте славного боя между москвичами, защищавшими столицу, и ордой крымско-ногайских татар под предводительством Казы-Гирея. Документально подтверждено основание Андреевского монастыря в XVII веке. Принадлежит Русской православной церкви и расположен у Воробьёвых гор в Москве. Обитель является действующей и имеет статус объекта культурного наследия народов РФ федерального значения.
2 523 1 0 11 мин. на чтениеНазвания: Андреевский монастырь в Пленницах
Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 55.712122 северной широты, 37.574727 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Москва, Андреевская наб., 2
Дата основания: XVII век
Основатель: Фёдор Ртищев
Конфессия: православие
Тип: мужской
Состояние: действующий
Официальный сайт: https://andreevsky-monastery.ru/
Существует предание, согласно которому Андреевский монастырь был основан в далёком XIII веке. Но официальные источники датируют создание обители серединой XVII века. До этого здесь, «у Воробьёвых круч», или «в Пленницах», как сказано в старинном документе, находилась Преображенская пустынь, которая позже была переименована. Причиной возникновения здесь нового мужского монастыря стало событие, известное в истории как «последний поход татар на Москву».
В 1591 году Русское царство находилось в состоянии войны со Швецией. Попытки Бориса Годунова мирным путём решить вопрос с возвратом шведами земель в Карелии и Прибалтике провалились, и началась Двадцатипятилетняя война. Огромная часть русских войск отправилась воевать на шведский фронт, не подозревая, что беда придёт с другой стороны.
4 июля того же года царь Фёдор Иванович, последний из рода Рюриковичей, получил сообщение о том, что к Москве подступает огромное войско. 150 тысяч крымско-ногайских татар, ведомые ханом Казы-Гиреем, рвались к стенам столицы, по пути выжигая, грабя и уничтожая всё на своём пути. Деревни, селения и небольшие города были сметены с лица земли. Существовало предположение, что крымский хан был специально подкуплен Швецией, чтобы ослабить Россию, втянув в войну на два фронта.
В Москве осталось совсем немного защитников. Царским указом Борису Годунову было поручено до последнего оборонять столицу. Для поднятия морального духа солдат вынесли Донскую икону Божьей Матери — чудотворный образ, который, по преданию, помог русским солдатам одержать победу ещё в Куликовской битве. На всех стенах в срочном порядке были установлены пушки и другие орудия, был проведён крестный ход.
Вскоре Казы-Гирей с несметным полчищем татар подошёл к Москве. Его войска во много раз превышали численностью русских бойцов, но не ожидали враги встретить такой отпор. Москвичи сражались мужественно, осыпая недруга артиллерийским огнём. Намеревавшийся получить быструю победу хан был вынужден отойти к деревне Воробьёво, будущим Воробьёвым горам.
Всю ночь продолжался бой, и измотанный Казы-Гирей отступал, не дождавшись рассвета. Его армия взяла в плен одного из русских дворян и пытками выудила из него информацию о том, что к Москве подошло подкрепление из 30 тысяч обученных и вооружённых немецких и польских наёмников. Позже оказалось, что это был хитрый ход Бориса Годунова, который специально подговорил мужественного дворянина солгать.
В рядах татар возникла паника. Враг бежал с поля боя, бросая на ходу то, что успел награбить за свой кровавый поход. От 150 тысяч солдат хана Гирея осталась лишь треть. Позорное бегство грозных татар от стен русской столицы пришлось на 19 августа, или 1 сентября по новому стилю. В этот день православная церковь почитала память святого мученика Андрея Стратилата. Царь Фёдор Иванович издал указ о строительстве церкви на том самом месте, где сошлись два вражеских лагеря, в честь славной победы русских воинов.
Там, где была установлена Донская икона Божьей Матери, решено было основать Донской монастырь. Он также сыграет свою роль в жизни Андреевской обители. Первый её храм, названный именем Андрея Стратилата, построили из дерева. Территория, которую ранее занимала Преображенская пустынь, была определена под устройство монастыря в 1648 году боярином по имени Фёдор Ртищев.
Фёдор Ртищев, меценат и приближённый к русскому царю Алексею Михайловичу, внёс большой вклад в создание мужской обители на месте поля брани. На собственные средства он основал в монастырских стенах училище, в котором образовалось «Учёное братство». По просьбе Ртищева в Андреевский монастырь из других обителей Малороссии прибыли 30 иноков, а также учёные монахи.
Так возникло первое высшее учебное заведение Москвы — Славяно-греко-латинская академия. К 1654 году на территории монастыря появились свежие постройки, а в 1650 году ему был приписана Донская обитель, в которой обитало всего 8 человек. Андреевский монастырь имел богатые вотчины, поля и мельницы, а также заведовал рыбной ловлей, приносившей немалый доход. Но в 1724 году его впервые упразднили.
С тех пор эти стены использовались для совершенно разных целей: как приют и школа для детей-подкидышей и беспризорников, тюрьма и даже заведение для умалишённых. В 1764 и 1806 годах здесь размещалась богадельня, где содержались нищие и неимущие. Для этой цели были построены новые корпуса. В 1771 году, во время эпидемии чумы, земля в пределах Андреевского монастыря была использована как кладбище. На нём хоронили только знатных москвичей, а также монахов.
После революции, в 1918 году, жилые помещения богадельни были отданы рабочим Гознака и превращены в дома-коммуны. В 1923 году главный монастырский храм Андрея Стратилата собирались использовать как школу. В комплексе строений размещалась государственная лаборатория по измерительной технике, а в 1980 году — Всесоюзный НИИ комитета стандартов, мер и измерительных приборов. Восстановление церковных зданий началось лишь в 1990-е годы.
В 1991 году открылось Патриаршее подворье и возобновились богослужения. Андреевский монастырь перешёл во владение Русской православной церкви в 1996 году, а в 2013 году он снова стал мужской ставропигиальной обителью. В 2022 году был назначен её наместник — им стал профессор Московской духовной академии и монах Свято-Троицкой Сергиевой лавры игумен Дионисий.
Андреевский монастырь известен своими учёными старцами и иноками, которые создавали свои труды. Здесь проживали знаменитые философы и переводчики Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский, авторы «Лексикона славяно-латинского». Из Литвы был привезён Ртищевым старец по имени Варлаам, который стал обучать воспитанников польскому языку и латыни.
Жил в этих стенах и старец Авраамий, который создал «Тетради» — челобитные, обращённые к царю. Мужественный насельник открыто побуждал в них государя Петра Алексеевича отречься от разгульного образа жизни, за что был отправлен под следствие, лишён бумаги и чернил и сослан в один из монастырей под Коломной.
Андреевский монастырь имеет и старинные реликвии. Среди них известна икона Божьей Матери «Хлебенная», напоминающая о хлебе насущном — духовном общении. В блокаду Ленинграда жители города обращались с молитвами к этому образу. Несмотря на то, что долгое время обитель переживала сложные времена, в её стенах чудом сохранились древние святыни, в их числе лик Казанской Богоматери, обретённый в 1812 году.
Комплекс мужской обители по форме являет собой прямоугольник, стороны которого состоят из жилых келий и учебных корпусов в два и три этажа. Первой церковью, построенной в Андреевском монастыре, стал храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. Это самое старинное сооружение комплекса. Деревянный храм после пожара был заменён на каменный в 1675 году, на его строительство внёс пожертвования сам отец Иоаким — патриарх Московский и всея Руси.
Четырёхугольное здание надвратной церкви было украшено одной главой, барабан которой вместе с фасадом расписан изразцами, называемыми «павлиньим оком». Убранство явилось делом рук известного белорусского мастера Степана Иванова по прозвищу Полубес, выполнявшего подобные работы в Новом Иерусалиме. Руководил строительством зодчий Григорий Копыл. В фасаде были устроены ниши, расписанные образами святых: Иоанна Богослова, архангела Михаила и самого Андрея Стратилата.
Собор Воскресения Христова — здание, возведение которого относится к 1689—1703 годам. Оно стоит на подклете, или нижнем цокольном этаже, восточной стороной выходя на монастырский двор. Западная часть храма примыкает к стене. Архитектурный стиль храма — московское барокко. Глава имеет восемь граней. В подклете находится склеп, где погребён Фёдор Михайлович Ртищев — меценат, на личные средства основавший монастырь.
В центре всего комплекса возвышается храм Иоанна Богослова, имеющий барочную колокольню в три этажа. Она была построена в 1748 году на пожертвования графа С. Б. Шереметьева. Стиль колокольни — классический, верхние её ярусы украшены крупными арками. Верх венчает круглый синий шатёр с крестом. Нижний этаж является храмом, выполненным в стиле барокко, с арочными окнами и пилястрами.
На сегодняшний день мужская обитель, как и несколько веков назад, продолжает свою просветительскую деятельность. Монастырь имеет образовательные центры — Синодальную библиотеку, Синодальный информационный отдел РПЦ и др. Также в стенах монастыря работают школы — общего образования и воскресная, функционируют творческие студии: музыкальная, спортивная, школа тележурналистики. Монастырь помогает детским домам и центрам.
Каждый день в стенах Андреевской обители проходят богослужения, они начинаются в 7:30 утра. Вечерние службы идут с 16:45. В монастыре проводятся экскурсии, действует паломническая служба. Имеется монастырская трапезная, открытая для гостей. Прихожане отмечают умиротворённость и спокойствие, царящие в стенах монастыря у реки. Расположен он на Андреевской набережной, в 20 минутах ходьбы от станций метро «Ленинский проспект» и «Воробьёвы горы». Недалеко находится автобусная остановка «Площадь Гагарина».
Обсуждения