Вознесенская Давидова пустынь

Россия, Московская область

Вознесенская Давидова пустынь — старинный мужской монастырь, основанный ещё в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским, которого считают чудотворцем. Обитель находится в селе Новый Быт в Московской области, Чеховском районе, на возвышении у берега реки Лопасни, которая является притоком Оки. Давидова пустынь по праву считается одним из самых красивых монастырей в России, входит в список культурного наследия народов РФ.

//

Характеристики Вознесенской Давидовой пустыни

Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации

Координаты: 55.063513 северной широты, 37.611382 восточной долготы

Адрес: Россия, Московская обл., с. Новый Быт, Молодёжная улица, 5

Ближайшие города: Москва

Дата основания: 1515 год

Архитектурный стиль: московское барокко

Основатель: Давид Серпуховский

Конфессия: православие

Тип: мужской

Состояние: действующий

Официальный сайт: http://www.davidova-pustyn.ru/

Местное время:
Погода:7 °CпасмурноОщущается как: 2 °C
Давление: 742 мм рт.ст.Влажность: 85%Ветер: 8.68 м/c

История Вознесенской Давидовой пустыни

Территорией, на которой ныне расположена Вознесенская Давидова пустынь, изначально владел Василий Стародубский. Он имел княжеский титул и приходился кумом Василию III — государю всея Руси, великому князю Владимирскому и Московскому, отцу Ивана Грозного. В 1515 году на его землю ступили три странника. Это были преподобный Давид и два его послушника, которые бережно несли в руках икону Знамения Пресвятой Богородицы.

Пришёл преподобный из Пафнутьево-Боровского монастыря, где был обращён в монахи. Есть легенда, что Давид происходил из знатного рода князей Вяземских. Позднее был отнесён к лику святых. Остановившись на поляне недалеко от берега реки, совместными усилиями монахи возвели здесь храм, который положил начало созданию монастыря. Датой его основания считается 1515 год.

Для утверждения в силе его веры преподобный высадил рядом необычную липовую аллею. Выкапывая деревья в соседнем лесу, он сажал их в землю корнями кверху, произнося при этом молитву. Саженцы послушно давали ростки и принимались, а очевидцы такого необычного явления провозгласили Давида чудотворцем и один за другим принимали православную веру. Узнав об этом, царь Иван Грозный был впечатлён. Обитель получила из его рук грамоту, дающую ей право владеть окружающей землёй.

Монастырь также снискал благословение святого Иосифа Волоцкого, прибывшего сюда в 1515 году. Во время Смуты, в 1619 году, тихая и размеренная жизнь Давидовой пустыни прервалась: храмы были разорены литовской армией и запорожскими казачьими войсками Петра Сагайдачного, перешедшими на сторону Речи Посполитой. До 1625 года монастырь был заброшен, но получил от царя Михаила Фёдоровича, первого в династии Романовых, грамоту и постепенно начал восстанавливаться.

В XVII веке наступил расцвет Вознесенской Давидовой пустыни. В её самый благополучный период существования в распоряжении обители имелись земли и владения в Серпухове, Коломне и Москве. В столичном уезде, к примеру, располагались 95 крестьянских дворов, которыми владел мужской монастырь, на Ордынке было своё подворье, а у ворот Арбата — часовня.

Следующее столетие всё изменило. Вступили в действие Петровские реформы, согласно которым доход, принадлежавший монастырям, отправлялся прямиком в казну, а братия получала только его малую часть. Средства стали поступать в распоряжение обители лишь в 1764 году, но отныне она существовала за счёт собственного содержания. Так периоды расцвета в жизни монастыря неизбежно сменялись упадками и запустением.

Спустя три года, в 1767 году, во владении пустыни оказалась часовня Христа Спасителя, в которой хранился лик Всемилостивого Спаса, считавшийся чудотворным. Множество паломников стекалось к часовне, но в 1966 году она была снесена. Саму обитель с начала XVIII века приписывали то к Чудову, то к Златоустовскому монастырю. Наступление советского времени привело к трагическим событиям: Давидову пустынь закрыли, некоторые её монахи были расстреляны.

Не пощадили даже старца Валентина, отказавшегося покидать родные стены. Монаху было 90 лет, когда большевики расправились с ним. Согласно легенде, на том самом месте забил родник, с тех пор считавшийся священным. Территория монастыря была определена под сельскохозяйственный техникум, и до 1990-х годов постройки и храмы использовались в качестве общежитий, спортзала, складов и столовой. В лоно Русской православной церкви Вознесенская Давидова пустынь вернулась лишь в 1995 году.

Постепенно жизнь монастыря возобновлялась. На его восстановление потребовалось несколько лет. Сегодня мужская обитель продолжает принимать помощь от неравнодушных верующих. Возрождается исторический облик храмов, до сих пор реставрируются росписи стен. Монахи и послушники ведут большое хозяйство: занимаются пчеловодством, ставят рекорды по количеству собранного мёда; восстанавливают липовую аллею, посаженную руками основателя Давида.

Вознесенская Давидова пустынь

Особенности архитектуры Вознесенской Давидовой пустыни

Монастырский комплекс находится неподалёку от города Чехова и издали, со стороны Симферопольского шоссе, привлекает внимание невероятно красивыми храмами. Их очарование подчёркивает окружающий лес. В любое время года здесь хорошо и тихо, а постройки выделяются своими жизнерадостными цветами.

Территория монастыря насчитывает шесть храмов, колокольню, часовню, корпуса братии и настоятелей, церковную лавку и школу. Имеются хозяйственные постройки, скотный двор, пруд и некрополь, где, помимо служителей церкви, похоронены весьма именитые персоны. В их числе — генерал и полководец, герой Отечественной войны 1812 года Дмитрий Дохтуров, а также выходцы из знатных дворянских семей: Оболенские, Васильчиковы, Головкины, Ромодановские.

Колокольня

Доминантой Давидовой пустыни является 70-метровая колокольня. Её плавно перетекающие друг в друга уровни возвышаются над всеми храмами обители, а внутри установлены семь колоколов. Не так давно на звонницу доставили колокол-благовест весом пять тонн, переданный в дар от благотворителя. На здании также установлены часы, каждые 60 минут исполняющие церковное песнопение.

Знаменский храм

Знаменский храм был перестроен из деревянной часовни. Назван в честь той самой иконы Знамения, которую несли в руках монахи, послушники Давида-чудотворца. Церковь является самой яркой в архитектурном ансамбле, возведена позже остальных, в середине XIX века. На фасадах красуются декоративные кокошники, строение представляет собой одноглавый четверик.

Собор Вознесения Господня

Собор Вознесения Господня — храм, история которого уходит корнями во времена Ивана Грозного. В те годы, несмотря на то что церковные постройки возводили из дерева, это строение стали возводить сразу из камня. Четверик в два яруса завершается пятью главами, а часть стен с фундаментом сохранились ещё с XVI века. Первоначальное здание, которое начали тогда строить, было разобрано и снова восстановлено в 1682 году.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы — белоснежное сооружение, примыкающее к Спасскому собору. Восьмерик на четверике, с гранёной апсидой, является самым старинным после собора Вознесения Господня. Её капитальный ремонт, со сменой полов, потолка и иконостаса, завершился в 1740 году. Храм имеет один купол с главкой, установленной на барабан с гранями.

Спасский собор

Спасский собор поражает своей контрастностью и яркостью, живостью розового цвета в сочетании с деталями на фасаде, отделанными белым, и тёмными куполами. Его стены имеют декоративные элементы в псевдорусском архитектурном стиле: кокошники, арки и поребрики. Здание имеет форму прямоугольника, богато украшено интересными деталями. Освятили церковь в 1900 году.

Храм Всех Святых

Храм Всех Святых — здание жёлтого цвета, построенное в начале XX века, перед Первой мировой войной. По внешнему виду напоминает жилое здание, на его отношение к монастырскому комплексу указывает тёмный купол с золочёным крестом. В храме был установлен большой, украшенный иконами трёхъярусный иконостас, а великолепные росписи потолка и западной стены изображают сцены из церковной жизни и лик Божией Матери.

Вознесенская Давидова пустынь

Реликвии Вознесенской Давидовой пустыни

В Давидовой пустыни хранятся священные для верующих святыни, к которым стекаются множество паломников с просьбами об исцелении, помощи в жизненных трудностях. Главным достоянием монастыря до 1917 года считался гроб с мощами святого Давида. После закрытия обители в 1929 году их судьба была неизвестна, но в 1997 году мощи были чудесным образом найдены при проведении реставрационных работ. Ныне останки святого покоятся в Знаменском храме монастыря.

Сегодня в храме Всемилостивого Спаса находятся более 200 частиц мощей праведников и святых, среди которых евангелисты и апостолы, великомученицы и преподобные, священномученики и чудотворцы. Важнейшими реликвиями являются частицы Ризы Богородицы и Хитона Господнего. Особый ковчег хранит частицу Гвоздя Христова Распятия. В Храме Всех Святых находятся старинные иконы. Церковь Успения изобилует ценными образами святых: Спасителя, Богоматери и Нерукотворного Спаса, апостолов Петра и Павла и многих других.

Вознесенская Давидова пустынь

Режим работы Вознесенской Давидовой пустыни

Вознесенская Давидова пустынь принимает паломников и верующих с 07:30 утра и до самого вечернего богослужения. Литургия начинается в 07:45 по будням и в субботу, в воскресенье с 08:00 идёт молебен. С 16:45 во все дни проходит вечерняя служба. Необходимо не забывать о правилах посещения мужской обители: женщины должны покрывать головы платком, всем стоит облачаться в закрытую одежду.

Вознесенская Давидова пустынь
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Вознесенской Давидовой пустыни

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх