Усадьба Марфино в Подмосковье — обширная территория с постройками XVIII—XIX веков в 25 км от Москвы. Центром комплекса, расположенного на берегу пруда, является эффектный дворец в неоготическом стиле, дополненный техническими и декоративными постройками — мостиками, беседками, спусками. Сейчас на территории усадьбы, регулярно становящейся местом съёмок исторического кино, также расположен действующий санаторий.
466 2 0 14 мин. на чтениеПервые упоминания о благоустройстве земель в этом месте относятся к XV веку, хотя история сохранила только имена первых владельцев. Щибра — прозвище боярина Шибрина, который получил в распоряжение небольшой участок с холмами и речушкой Уча. С этого момента официально село стало именоваться как Шибрино. Название Марфино появилось чуть позже, возможно, как попытка посвятить одну из церквей великомученице Марфе.
В некоторых источниках историю этих земель принято связывать и с именем Протасия Фёдоровича Вельяминова — тысяцкого царского двора. Если эти сведения верны, то датой возведения усадьбы надо считать XIV век, хотя построек этого периода и не сохранилось. Недостаток информации связан с тем фактом, что серьёзных исторических исследований и раскопок на территории не проводилось.
Официальным расцветом села, которое к этому времени стало окончательно именоваться Марфиным, считается период перехода территории во владение сначала Фомы Бутурлина, а потом и Василия Головина — бояр, занимавших серьёзные посты при Иване Васильевиче Грозном. В этот период на территории имения появилась первая церковь — ещё деревянная но уже со звонницей постройка, посвящённая Николаю Чудотворцу.
Длительное время даже церковь стояла без освящения, и службы не проводились. У села была не самая хорошая репутация — владельцы регулярно попадали в опалу. Постоянная смена царской милости приводила и к частой смене хозяев. В один их периодов усадьба с уже построенным двором перешла в собственность Василия Яковлевича Щелкалова. Буквально поставивший на царство Годунова боярин был сначала обласкан, но потом тоже выслан из Москвы.
Известно, что к концу правления Годунова на территории усадьбы было 12 крестьянских дворов. Этими руками и проводилось строительство и благоустройство разрастающейся территории. В таком состоянии усадьба снова переходит к роду Головиных. Но и наследница Пелагея Семёновна не стала управлять подворьем, перепродав землю Семёну Ивановичу Заборовскому. Он и начал активное каменное строительство — сделал плотину, заложил мосты.
При Заборовском, долгое время служившим думным дьяком разрядного приказа и имевшим приличное жалование и доступ к казённым средствам, были заложены крупные постройки. Была возведена церковь во имя Покрова Богородицы, основной боярский двор и скотные приказы. Боярин не планировал делать из села собственную ставку, предпочитая жить в столице, поэтому постройки были в основном утилитарные. Количество дворов выросло до 40.
Наследники Забородского несколько раз передавали имение внутри рода — племянникам, двоюродным братьям, но позже село снова осталось без фактического владельца. Взошедший к этому времени на престол Пётр I подарил усадьбу, которая после возведения и освящения второй церкви стала называться Богородской, своему сподвижнику и учителю Борису Алексеевичу Голицыну. Также имевший средства на благоустройство князь начал каменное строительство на французский манер.
Первой каменной постройкой стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она была освящена в 1701 году. Практически одновременно появились и парк с лестницами и спусками к воде, и двухэтажный дворец с флигелями. Продажа усадьбы сыном Голицына была вынужденной — у наследника образовались серьёзные долги, и имение перешло в собственность Петра Семёновича Салтыкова. Он продолжил каменное строительство, добавив ещё одну церковь — Петропавловскую.
В историческом срезе становится понятно, почему у марфинских построек дурная репутация. Многие из владельцев так и не смогли передать имение наследникам. С именем крепостного, но отучившегося за границей архитектора Владимира Ивановича Белозёрова связана и кровавая драма — под влиянием дурного сна архитектор решил изменить проект. Голицын, которому доработка не понравилась, приказал запороть зодчего.
Одна из версий возврата к названию Марфино тоже связана с трагедией. Якобы Марфой звали одну из дочерей Голицына, утонувшую во время купания в детском возрасте. Но усыпальницы на территории имения не было обнаружено. Впрочем, и без этого судьбу этого владельца сложно назвать счастливой. Из четырёх сыновей Голицына отца пережил только один, к этому моменту полностью разорившийся.
Расцвет усадьбы как резиденции и приёмного двора приходится на век Салтыковых. Три наследника по очереди добавляли к ансамблю постройки, облагораживая всё большую территорию. В 1770 году, после окончательного демонтажа голицынских строений, было начато возведение каменного дворца. Архитектором был назначен М. Ф. Казаков.
В 1777 году была завершена ещё одна глобальная стройка, результаты которой хорошо сохранились и в настоящее время — была освящена зимняя церковь Петра и Павла. Небольших зданий к этому времени было уже больше десятка. Кроме конюшен, псарен и каменного каретного сарая, были разбиты зверинец и оранжерея. Гостей угощали персиками и мандаринами круглый год.
Сад при главном здании тоже приобрёл ухоженный вид в этот период. Выписанные из Дании садовники поддерживали регулярный стиль — стригли кроны в форме фигур, делали зелёные ограды и лабиринты вокруг беседок и ротонд, в которых проводились увеселительные ассамблеи. И хотя столица уже стал Санкт-Петербург, имение долго считалось центром светской жизни.
Золотой век усадьбы прервала война 1812 года. На территории квартировались французы, варварски обходившиеся и с архитектурными достопримечательностями, и с находившимися внутри художественными ценностями. Всё, что не было разрушено, было вывезено ещё до организованного отступления. После войны владелец опять сменился, им стал Владимир Георгиевич Орлов, начавший восстановление усадьбы.
В 1831 году, после кончины отца, владелицей имения стала дочь Орлова Софья, в замужестве получившая фамилию Панина. Она на средства мужа продолжила восстановление территории в целом и строительство каменного дворца. Именно разработанный при ней проект замка с двумя флигелями и видят гости Марфина в настоящее время. Она же автор многочисленных мелких архитектурных идей.
Автором проекта дворца стал Михаил Доримедонтович Быковский, ученик Жилярди. Круглые башни-караульни, стена с бойницами и въезд с аркой — именно его разработки. Эти объекты гармонично соединили классический стиль внутренней части с самим зданием. Убедиться в этом можно, посетив усадьбу, — усилиями реконструкторов она поддерживается именно в этом виде.
Основными стилями усадьбы считается псевдоготический и классицизм. Это справедливо только по отношению к основным постройкам. К готике относятся — парадная лестница с грифонами, сам замок-дворец и въездная каменная арка. Черты прослеживаются и в отдельных мостах, которые, скорее всего, были просто обновлены и стилизованы.
Точно каноны выдержаны только в облике кирпичного моста — его арки отделаны белым кирпичом, а краснокаменные галереи выведены в своды с зубчатыми стенами. В настоящее время мост закрыт, планируется реконструкция — часть кирпича сводов высыпалась. Псевдоготическим принято считать и стиль фонтана работы И. П. Витали. Он перекликается с кованым декором того же моста, хотя и сделан нарочито более грубым.
В розовых тонах к 2022 году были оформлены два однотипных здания в классическом стиле. Они украшены колоннами и скромным барельефом вдоль небольших, но многочисленных лестниц. Постройки, которые в советские годы стали корпусами, изначально являлись псарнями. Этот презентабельный вид даёт возможность судить о роскоши несохранившихся объектов.
Сравнительно хорошо сохранились пристань, которую охраняют два грифона с нестандартно большими крыльями, и внешняя часть центрального здания с флигелями. Они расположены симметрично, что подчёркивается расположением каменных цветников. Ломает симметрию только сад камней, происхождение которого вызывает споры. Возможно, это дань моде прошлого века — в документах упоминаний о нём нет.
На пристани, от которой идёт несколько спусков к воде, сделаны смотровые площадки. Это явная перекличка с петровскими набережными, — на этих же чуть огороженных территориях организовывались пиры и танцы. Флигели, которые служили подсобными помещениями, позволяли быстро менять столы на скамьи для музыкантов или шатры для представлений.
В парке можно обнаружить и другие объекты классического стиля, — редкие деревья не скрывают ротонду и полуротонду даже летом. Постройки можно назвать скромными, в большой сохранена статуя Париса и часть барельефов. Более эффектно выглядит павильон «Миловида» авторства Николая Александровича Львова. Он двухэтажный, со второго яруса можно любоваться центральным замком.
Гораздо интереснее выглядит входная группа в том же псевдоготическом стиле. Она состоит из каменной арки и сторожевой башни. Последняя, выполненная из серого камня, хотя и не обновлялась много лет, находится в хорошем состоянии. По ней можно судить о качестве работы двухсотлетней давности — кладка практически не пострадала в отличие от кирпичных строений.
О том, как выглядел внутри дворец, остаётся только представлять по описаниям. Известно, что в нём было 24 комнаты и владелец планировал, что из окон будет виден весь архитектурный ансамбль. Гость должен был заходит с западной стороны и любоваться поочерёдно многочисленными картинами и видами из больших стрельчатых окон. Интерьеры были утрачены безвозвратно.
Окончательно усадьбу превратил в руины пожар 2005 года. Внутренняя часть дворца выгорела полностью, а Министерство обороны даже не стало восстанавливать внешний облик фасадов. Известно, что он был розово-белым, а новый вид был выбран для сочетаемости с более старыми кирпичными постройками — мостами и башнями. Один из работающих корпусов закрыт для посещения — это частная собственность.
В удручающем состоянии находится практически всё, что составляет территорию усадьбы. Во время реконструкции были укреплены ротонды и восстановлена музыкальная начинка, но мосты, бойницы и даже въездная группа находятся в аварийном состоянии. Жалобы гостей на риск утраты памятника федерального значения пока не имеют отклика. Именно из-за этого часть объектов закрыта для посещения.
Комплекс усадьбы поддерживается в состоянии только внешне, частично за счёт поступающих от продажи билетов средств, а частично за счёт финансирования военно-клинического санатория, который занимает один из современных корпусов. Архитектурный объект часто становится местом натурных съёмок и исторических фестивалей с выступлениями реконструкторов.
В парке, на мостиках через Учу и на фоне центрального здания усадьбы снимались сцены известных кинокартин «Дворянское гнездо», «Мастер и Маргарита» (именно по этой лестнице на бал прибывали на бал сатаны гости), «Крестоносец», «Женщина, которая поёт», «Стакан воды». В остальные дни парк является популярным местом отдыха москвичей — живописным и удобно расположенным. Добраться несложно даже общественным транспортом.
Для организованных экскурсий есть автобусы. Туристов водят по территории, рассказывая пятивековую историю объекта. Отсутствие возможности попасть внутрь компенсируется живописными видами для фото. Билеты, которые выдают при входе, являются и цифровыми ключами — в музыкальных ротондах есть автоматика для запуска музыкального сопровождения. Его можно включить самостоятельно, приложив билет.
Официальный адрес объекта — Московская область, городской округ Мытищи, село Марфино. Координаты для навигатора — 56.080504, 37.563418. В сети усадьба Марфино официальным адресом так и не обзавелась, хотя он есть у санатория. Именно с этим связан недостаток официальной информации. Парк открыт круглосуточно, хотя находящиеся здесь церкви в 19.00 уже закрываются.
Попасть в усадьбу Марфино можно на личном и общественном транспорте. На электричке нужно отправиться с Савёловского вокзала до станции «Катуар», где надо пересесть на автобус №37. Нужная остановка так и будет называться — «Дом отдыха «Марфино». На автомобиле нужно двигаться от выезда по Дмитровскому шоссе до 39 км. После поворота направо по указателю на Марфино ехать прямо ещё 5 км.
Доступ на территорию самой усадьбы возможен только через КПП, так как ведомственный объект находится в собственности Министерства обороны. С площадки у КПП открывается и первый живописный вид для фото. Вход платный — в небольшой будочке при входе строго по предъявлению паспорта продают билеты, одновременно являющиеся и цифровыми ключами к музыкальным ротондам. Стоимость билета — 50 рублей.
Обсуждения