Усадьба Архангельское — одно из красивейших мест Московской области, расположенное неподалёку от Красногорска на левом берегу Москвы-реки. Уникальный дворцово-парковый комплекс не зря прозвали «подмосковным Версалем» за его очарование и неповторимую атмосферу старинной архитектуры XVIII—XIX веков. Чудесная загородная резиденция стала любимым местом туристов и молодожёнов.
2 724 4 0 18 мин. на чтениеПервые короткие упоминания в старинных летописях об усадьбе датируются 1537 годом. В тексте разъездной грамоты писцов из Звенигорода буквально несколько слов было написано о селе Уполозы. Именно оно в ту пору располагалось на территории будущей усадьбы Архангельское, принадлежало оно тогда дворянину из Москвы А. Уполоцкому, от фамилии которого и произошло название посёлка.
После длительной польской интервенции и периода великого голода уже в XVII веке брошенные деревни и опустевшие сёла, расположенные в Подмосковье, реализовывались их владельцами буквально за копейки. Уполозы подверглись той же участи, тогда братья Киреевские приобрели село у вдовы бывшего владельца. Однако хозяйничали они совсем недолго. Спустя несколько лет Уполозы стали собственностью боярина Ф. И. Шереметева.
Несколько лет спустя село опять получило новых владельцев. По праву родства территория перешла от Шереметева к Одоевским, а уже в 1681 году стало собственностью Черкасских, которые владели землями вплоть до 1703 года. Уже тогда была воздвигнута каменная церковь в честь Архангела Михаила. Лишь она одна сохранилась до наших лет. Именно эта старинная церковь дала новое название селу — Архангельское.
Начиная с 1703 года, усадьба является собственностью рода Голицыных. Приобрёл её известный государственный деятель Д. М. Голицын. Новоиспечённого владельца не устроил интерьер старинного боярского двора, украшенный рубленными деревянными хоромами, созданными ещё до правления Петра Великого, невзрачные деревянные домишки, расположенные вокруг имения. Было решено начать строительство нового особняка.
Активная стройка началась несколько дальше существующей усадьбы, на месте, где потом появится верхняя парковая терраса. Был возведён солидный дом из брусчатого леса, включавший в себя 13 покоев и красивейший зал с камином, отделанный на заморский манер. В новую усадьбу была перевезена огромная фамильная библиотека — одна из самых крупных в России XVIII века. Напротив особняка был разбит французский сад.
В начале 1737 года Д. Голицына арестовали, после чего его сослали в Шлиссельбург. Новый дом стразу опустел, со временем село стало рядовым поселением Подмосковья. Лишь спустя полвека внук бывшего владельца Н. А. Голицын начал строить на его территории крупный дворцово-парковый ансамбль. По его заказу в 1780 году в Париже был разработан проект нового дворца. Его автором стал известный во Франции архитектор Ж. Герн.
В 1809 году, когда Н. А. Голицын скончался, его вдова задумала продать усадьбу. Село Архангельское со всеми постройками и населением стало собственностью князя Николая Юсупова, который прославился особой любовью к искусству и коллекционированию. Во времена его владения наконец был достроен Большой дворец, обустроена дворовая территория, созданы две террасы, украшенные балюстрадами из мрамора.
Спустя 4 года князь Юсупов стал руководителем Экспедиции кремлёвского строения, где прилагал все усилия к восстановлению древней Москвы, сгоревшей в пожаре 1812 года. Усадьба Архангельское тоже серьёзно пострадала от нашествия французов. Её восстановлением занимались знаменитые московские зодчие, среди которых нужно особо отметить талантливого архитектора из крепостных крестьян В. Я. Стрижакова.
Летом 1818 года в Архангельское с визитом прибыл император Александр I, который торжественно открыл здесь театр, ставший со временем одним из наиболее известных в стране. Окончательный свой облик усадьба приняла в 1830-х годах после перестройки парка, руководил которой архитектор В. Дрегалов. Здесь были установлены дополнительные беседки и оранжереи, были переделаны подпорные стены для существующих террас.
После смерти князя наследником имения стал его сын Б. Н. Юсупов. При нём практически все произведения живописи и уникальные скульптуры были отправлены в Юсуповский дворец, значительно уменьшились средства для содержания усадьбы. Однако даже в запущенном виде Архангельское продолжало привлекать современников. В разные годы имение посещали известные поэты и художники.
Очередной этап жизни усадьбы начался после её перехода к внуку Н. Б. Юсупову-младшему. Тот высоко чтил память своих предков, даже создал огромный труд о происхождении рода. Последней владелицей имения была правнучка князя Юсупова, при ней Архангельское по праву стало настоящим культурным центром. После революции 1917 года здесь началось восстановление интерьера усадьбы, были возвращены семейные ценности.
Первоначальный проект дворца был разработан Жаном-Жакобом Герном. Во время строительства в проект несколько раз вносились изменения, результатом стал великолепный каменный дворец в два этажа, построенный в стиле классицизма. Особняк был симметрично оформлен, эта симметрия была подчёркнута центральным портиком с четырьмя колоннами и бельведером. Южная часть дворца украшена монументальной колоннадой.
Здание имело разную высоту этажей, учитывающих функцию помещений, которые на них располагались. На первом этаже находилось несколько парадных залов, в них проводились приёмы и балы. Основным здесь был Овальный зал. На верхнем этаже расположились библиотека и несколько жилых помещений. Со стороны подъезда был оборудован парадный двор, который был скрыт от глаз резными воротами.
Церковь Михаила Архангела строилась на месте старинной деревянной церкви. Одноглавое здание было украшено приделами, которые декорировали целые ряды кокошников, поднимающихся вверх, к главкам, украшенным золотыми крестами и покрытым лемехом. Его особыми чертами стали оригинальная конструкция храмовых сводов, которые поддерживали два столпа, и непривычное для храмов диагональное положение приделов.
Малый дворец «Каприз» был создан в XVIII веке, первоначально он представлял собой уединённо стоящий парковый павильон. Спустя несколько лет к нему надстроили ещё один этаж. Изначально в нём располагалась огромная картинная галерея, вдоль дорожек, ведущих к дворцу, стояли многочисленные скульптуры, бюсты из мрамора, красивейшие вазы работы известного зодчего из Италии А. Кановы.
Привлекает внимание туристов своей архитектурной выразительностью и большим размером так называемая Колоннада — усыпальница рода Юсуповых. Сооружение выполнено в стиле эклектики, существовавшем в начале XX года. Другое название архитектурного стиля — историзм, поскольку многие элементы строения копируют черты известного Казанского собора, расположенного в Санкт-Петербурге.
Усыпальница Юсуповых представляет собой бесстолпный храм на подклете, украшенный купольной ротондой. Он был возведён на территории Житного двора по проекту архитектора Р. Клейна. Монументальное сооружение имело гранитные колоннады и было увенчано куполом. Фасад храма украсили ажурная лепнина и синие росписи, отделанные золотом, которые были выполнены художником И. Нивинским.
Храм-памятник императрице Екатерине Великой был возведён архитектором Е. Тюриным и скульптором Ж. Рашеттом. Уникальный храм создан в стиле популярного тогда античного портика. Фигура императрицы напоминает богиню Фемиду, на стене сзади была выбита цитата известного поэта эпохи Ренессанса Т. Тассо из его известного произведения «Освобожденный Иерусалим», будто обращённая к великой царице.
Беседка «Розовый фонтан» была создана в XIX веке неизвестным автором. Ажурная ротонда выполнена на четырёх колоннах, изготовленных из розового мрамора, которые венчает лёгкий купол, украшенный цветочными мотивами. В самом её центре расположена скульптурная группа, изображающая Амура с лебедем. Как и все скульптуры, расположенные в усадьбе, она заключена в стекло, территория вокруг беседки украшена цветочными клумбами.
Здание кладовой над оврагом было возведено в XVIII веке и представляет собой двухэтажное строение, украшенное арочным проёмом, ведущим над дорогой по дну живописного оврага. В 1816 году над самым центром здания была построена деревянная башня, спустя 8 лет кладовая была полностью перестроена под руководством архитектора О. Бове. Сейчас в ней располагается зал для лекций, проводятся выставки и концерты.
С другой стороны Ильинского шоссе расположилось уникальное здание Театра Гонзаго. Строилось оно по проекту итальянского декоратора, который был ещё и талантливым архитектором. Строгое двухэтажное строение, выполненное из дерева, снаружи отделано красивой золотистой штукатуркой, центральный вход украшают четыре колонны, выполненные с большим изяществом. Перед входным крыльцом расположены два фонаря.
Внутреннее убранство Большого дворца в полное мере передаёт всё великолепие и отражает изящество вкуса его владельца. Обильное и яркое освещение придаёт максимум эффекта уникальным росписям, расположенным на стенах. Потолки украшают массивные дорогие люстры, включающие в себя три яруса свечей. Изготовлены они из бронзы, украшенной позолотой. Но основным украшением интерьера залов стали коринфские колонны.
Центральную анфиладу дворца составили Вестибюль, Овальный зал и Аванзал. Холодноватый салатовый оттенок, в который окрашены стены Вестибюля, готовят посетителей к входу в центральный парадный зал. Интерьер Аванзала включает в себя две деревянные лестницы, которые ведут на верхний этаж. Овальный зал считается центром всей композиции дворца, именно здесь проводились торжественные приёмы и балы.
Стены зала отделаны уникальными декоративными рисунками, купол его украшает художественное полотно «Амур и Психея», созданное Николя де Куртейлем. С двух сторон от вестибюля и центрального зала расположились парадные покои, со стороны северной анфилады находится Парадная столовая. Стены её расписаны до самого потолка египетскими мотивами. Лестничные марши обильно украшены египетскими скульптурами.
В Парадной столовой, именуемой Египетским залом, находится целая коллекция редкого фарфора. На многочисленных полках расставлены вазы, изготовленные мастерами из Японии и Китая, разнообразные подсвечники в виде египетских фигур, выполненные из чёрной бронзы, покрытой золочением. В столовой расположены огромные художественные полотна высотой в 6 метров.
Одна из картин изображает молодого Б. Юсупова, который облачён в татарский национальный костюм и сидит верхом на коне. Особенностью столовой стали декорации стола, сервированного для праздничного обеда. Помимо уникальной и дорогой посуды, здесь можно увидеть муляжи всевозможных кулинарных блюд и шедевров кондитерского искусства, которые выполнены с большой точностью и красотой.
Антиковый зал расположен в западной анфиладе, он особо интересен уникальной коллекцией античных редкостей. Здесь находятся несколько точных копий античных скульптур, которые тогда в большом количестве изготавливались во Франции и Италии после проведённых раскопок древнего города Помпеи. Одним из наиболее масштабных экспонатов стало полотно А. Монже «Тезей и Пейрифой».
Бывшая летняя резиденция княжеского рода Юсуповых сегодня является государственным музеем, обладающим статусом заповедника. Чтобы погулять в прекрасном парке, насладиться красотами природы, осмотреть шедевры мировой культуры, оценить неповторимость уникальных архитектурных форм, сюда каждый день приезжают толпы туристов и москвичей. И действительно, здесь есть на что полюбоваться.
Спустя несколько лет после революции в усадьбе был открыт музей, основой которого явились личные вещи владельцев дворца, собрание предметов искусства. Коллекция предков знатной фамилии была завещана государству, поэтому сегодня можно любоваться уникальными произведениями настоящих мастеров прошлых лет, которые прекрасно отображают историю страны, помогают правильно её понять и осмыслить.
Уникальный музейный комплекс усадьбы Архангельское включает в себя не только дворцы и архитектурные строения. Вся территория усадьбы объединяет целый ряд прекраснейших парков. Один из них итальянский, украшенный множеством террас, всевозможными скульптурными композициями. Французский поражает роскошными цветочными галереями, ухоженными клумбами и газонами. Английский парк радует неповторимыми природными пейзажами.
На самом краю обрыва, расположенного у Москвы-реки, находятся две оранжереи, недалеко от них возведены Римские ворота как дань тогда модному и популярному увлечению руинами из античных времён. Прямо к реке можно спуститься по широкой лестнице, повсюду расположены уютные аллеи и беседки, красиво дополняющие общий музейный ансамбль. Холм, на котором выстроен дворец, превращён в целую серию террас.
Верхняя терраса, называемая Парадным двором, расположилась прямо перед дворцом. В самом её центре находится скульптура «Геркулес и Антей». Балюстраду украшают изящные вазы, изготовленные из мрамора. На ступенях лестницы, ведущей к нижней террасе, уютно разместились женские скульптуры, мраморные львы и собаки. Спустившись по ней, можно оказаться у небольшого фонтана «Амур с дельфинами» работы Джиромелло.
Главная часть огромного парка, Большой Партер, представляет собой огромный и просторный прямоугольник, со всех сторон окружённый различными скульптурами, вазами и фигурами животных. Во все стороны от него расходятся 8 аллей, засаженных липами, которые образуют своеобразный потолок. Все они сходятся в центре, где установлена статуя Аполлона, являющегося покровителем муз.
Позади Большого Партера расположена площадка, украшенная большим цветником с фонтанами, здесь же установлены огромные скульптуры Геркулеса и Флоры. С двух сторон находятся маленькие рощицы, созданные из травяных газонов, обсаженных со всех сторон липами. Раньше здесь в вольерах жили павлины и фазаны, уникальные породы индеек и кур, а в прудах плавали настоящие осётры.
К великому сожалению, дворец пока закрыт для посетителей, но после прогулки по великолепному парку можно осмотреть каретную галерею князей Юсуповых, расположенную в Западном флигеле, уникальную выставку редчайшего фарфора в малом дворце «Каприз», Театр Гонзаго и величественную Колоннаду. Парк открыт для посетителей каждый день с 10.00 до 20.00. Все кассы закрываются раньше на час.
Усадьба Архангельское расположена примерно в 8 километрах от МКАД, если отправляться на автомобиле, можно добраться до места примерно за 25 минут даже в случае больших пробок. Нужно ехать по Новорижскому или Волоколамскому шоссе, далее повернуть на Ильинское и следовать прямо до усадьбы. У входа оборудованы удобные парковки, которые в выходные дни могут быть переполнены.
Можно добираться до Архангельского на общественном транспорте. Необходимо сесть на электричку на одной из станций метро — «Рижская», «Тушинская», «Дмитровская», «Войковская» — и доехать до станции «Павшино». Можно сесть на ближайшей остановке на маршрутное такси №31 и доехать до остановки «Санаторий». На маршрутке №49 нужно добраться до остановки «Архангельское», далее пешком до центрального входа.
От станции метро «Тушинская» проще всего сесть на маршрутное такси №151, доехать до остановки «Санаторий». Можно воспользоваться маршрутками №541 и №549, по этой же трассе проходит несколько автобусных маршрутов, каждый из которых доставит до остановки «Архангельское», от которой до усадьбы несколько минут ходьбы пешком. Весь общественный транспорт ходит достаточно часто, ждать долго не придётся.
Один из удобных вариантов — воспользоваться услугами такси. Московские перевозчики с удовольствием доставят пассажиров до места и заберут обратно. Если же очень важен комфорт, можно записаться на однодневную экскурсию в Архангельское. Комфортабельный автобус доставит экскурсантов до усадьбы, весь день посетителей будет сопровождать опытный гид, вечером автобус доставит обратно в Москву.
Можно бесконечно долго рассказывать о красоте и уникальности усадьбы Архангельское, однако всё это никак не заметит визуального восприятия местных достопримечательностей. Чтобы увидеть всё это великолепие, совсем не надо ждать тёплых летних дней, поскольку усадьба прекрасна в любое время года. Это подлинный памятник русской истории, настоящий шедевр архитектуры и искусства, который стоит оценить по достоинству.
Обсуждения