Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — православный храм, основанный в 1374 году. Был построен на средства знатных прихожан-новгородцев. Известен на весь мир своими уникальными фресками кисти знаменитого русско-византийского иконописца Феофана Грека. Храм является недействующим, принадлежит к объектам культурного наследия народов РФ и Всемирного наследия ЮНЕСКО.
1 105 0 0 15 мин. на чтениеСтатус: входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей»
Координаты: 58.517438 северной широты, 31.295599 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Великий Новгород, Ильина ул., 26
Дата основания: 1374 год
Архитектурный стиль: новгородский стиль
Основатель: преподобный Фёдор
Конфессия: православие
Состояние: недействующий, музейный комплекс
Официальный сайт: https://novgorodmuseum.ru/
О точной дате строительства храма можно узнать из летописи города Великого Новгорода. Это 6882 год от сотворения мира, или 1374 год. Именно тогда, благодаря собранным средствам зажиточных прихожан, произошло возведение церкви на берегу реки Волхов. Духовное сооружение, выполненное из камня, было не первым поставленным на этом месте. Истории известно, что до 1170 года здесь была деревянная церковь, знаменитая своей реликвией.
Предыдущий собор хранил одну из главных новгородских святынь: лик Божьей Матери, известный как «Знамение». По древнему преданию, именно эта икона спасла Новгород от набега суздальцев, осуществлявших осаду городских стен. Было это в далёком 1169 году. После того, как войско князей Андрея Боголюбского и Мстислава подошло к Великому Новгороду, у его жителей оставалась одна надежда: ждать помощи от заступницы Богородицы.
Осенив городские стены святым ликом, новгородцы стали ждать чуда. Вдруг один из осаждавших город воинов-суздальцев выпустил стрелу в икону Божьей Матери. Спустя какое-то время в войске неприятеля начался разлад. Из-за поднявшегося хаоса в своих рядах врагам Новгорода пришлось отступить. Историю того чудесного спасения города потом увековечили в шедевре древнерусского искусства — иконе под названием «Битва новгородцев с суздальцами».
Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее. Чудесный лик Богородицы «Знамение» после ухода от новгородских стен неприятеля был помещён в церковный придел, построенный специально для иконы. Как и множество деревянных построек того времени, он не избежал пожара и выгорел, а святой образ остался цел и был перенесён в Знаменский храм, возведённый из камня. Сейчас знаменитая икона, чтимая новгородцами, помещена в Софийский собор.
Он расположен в самом Великом Новгороде, до сих пор храня ту самую святыню, которую может увидеть любой желающий. Церковь, которая находится на месте сгоревшего придела, была названа Знаменским собором. Запись же в летописной книге об истории возникновения храма Спаса Преображения на Ильине улице даёт основания предполагать, что на её строительство пошли средства, собранные прихожанами, жившими на той же стороне.
Это было характерно для Новгорода XIV века — в ту пору жители одной улицы имели обыкновение заказывать себе небольшой по размерам храм, собирая деньги на его строительство. Такой характер церковной застройки даже имел название — «уличанский». Одним из бояр, принимавших участие в возведении храма, был Василий Данилович из рода Машковых. Именно он направил приглашение расписать стены обители Феофану Греку.
К тому времени живописец и философ из Константинополя был уже достаточно хорошо известен своими работами. По свидетельству его современников, его кисти принадлежали росписи более сорока храмов, когда к нему обратились с просьбой расписать церковь Новгорода. Спасо-Преображенский храм стал первой работой Грека на русской земле. Сохранившиеся в нём фрески оказались единственными в мире, принадлежащими руке мастера.
Этим знаменита церковь, ставшая впоследствии объектом культурного наследия федерального значения. И хотя большинство фресок погибло, свидетельства монументальной работы знаменитого художника сейчас может видеть каждый. Многие росписи пострадали, другие были попросту забелены. Как, например, фреска с изображением Божьей Матери «Одигитрия», открывшаяся над главным входом.
Это внезапное появление иконы связывают с чудесным избавлением города от страшной болезни. В 1831 году в Новгороде свирепствовала эпидемия холеры. Тогда же прихожане храма Спаса Преображения на Ильине улице заметили, что у его западного фасада отпала штукатурка. Под ней появилась фреска с ликом Богоматери. Спустя короткое время эпидемия пошла на спад, что было объяснено обнаружением святого образа.
Открытие старинных росписей храма началось с 1900-х годов, более масштабная реставрация проходила с 1918 года. Большую работу в этой области проделали реставраторы Ю. Олсуфьев и П. Юкин. По крупицам они бережно открывали части памятника византийского искусства мастера Феофана Грека. Церковь очень сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. Оконная живопись была повреждена из-за расположения немцев в куполе.
Фашисты устроили наблюдательный пункт в его барабане. Поставили печь, закоптив стены. Западный свод и верх Троицкого придела были разрушены прилетевшим сюда снарядом. Церковь находилась на линии артиллерийского обстрела, оттого кровля её была проломлена, большие трещины покрывали стены, а целый угол с юго-западной стороны здания находился почти отдельно от него. Чудом пережил древний Спасский храм это нелёгкое время.
В послевоенные годы снова началась реставрация как самого храма, так и живописи на его стенах. Он вернул свои первоначальные формы, дополненные сохранённой кровлей. Были проведены раскопки алтаря, извлечение фрагментов уникальных фресок из-под слоёв побелки и шпаклёвки. В настоящее время церковь Спаса Преображения на Ильине улице является недействующей. Она превратилась в музей, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Прекращение богослужений произошло ещё ранее, в 1885 году: в храме настолько обветшали стены, что прихожане рисковали быть засыпанными кирпичом и штукатуркой. Многовековую церковь даже хотели разобрать. Но, как и до этого, случилось чудо: нашлись средства на ремонт. Здание было отреставрировано и заново освящено. Службы возобновились и проходили вплоть до установления советской власти.
После революции храм разделил участь практически всех церковных заведений. Его закрыли и музеефицировали. Позже, в 1936 году, подверглись сносу постройки: колокольня и трапезная. Храня уникальные росписи, датируемые XIV столетием, аналогов которым не найти больше нигде во всём мире, сегодня Спасская церковь привлекает туристов со всех концов страны. Посетить её можно не только в определённые дни, но и с оглядкой на погоду: здание закрыто при большой влажности.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице обязательна к посещению гостями Великого Новгорода и всеми, кто хочет прочувствовать связь времён, необыкновенную атмосферу минувшей эпохи. Интерьер храма являет собой величайший памятник архитектуры. А фасад с необычными по форме каменными рельефами и завораживающими переливами полутонов на стенах привлекает внимание каждого.
Яркий образец золотого архитектурного фонда России, храм Спаса Преображения сильно контрастирует с расположенным неподалёку Знаменским собором. Спасская церковь преодолела свой шестивековой рубеж. Она строилась в то время, когда Великий Новгород разделялся на разные участки, называемые концами. Ильина улица располагалась на Славенском конце, где были дома самых зажиточных людей Новгорода. Расположение определило архитектурный образ строения.
Первоначальную архитектуру храма можно проследить по изображению на иконе, писанной в честь чудесного лика Богородицы «Знамение». Церковь была выполнена в стиле новгородского зодчества XIV века, характерной чертой которого стало множество декоративных элементов по фасаду и на внутренних стенах. Впервые мастерами был применён элемент украшения в виде нескольких оконных ниш, связанных между собой бровками из пяти лопастей.
Наружный облик храма квадратной формы солидный и основательный. Крыша состоит из треугольных скатов, верх венчает лишь один купол. Внешний вид изысканный, с богатством декора со сложным рисунком. Кроме арочек и бровок, в оформлении фасада выделяются пояски из кирпичной кладки — бегунцы, поребрики, из которых оформлен купольный барабан. Рельеф также выполнен с применением резных каменных крестов.
Возможно, большое количество выложенных ассиметрично вкладных крестов символизирует память о погибших в боях XIV века новгородцах. Та же крестообразность характерна и для внутреннего убранства храма. В интерьере имеются скрытые ниши, расположенные по углам на расположении хоров. В них можно попасть по лестнице, которая находится у стены. Но самое уникальное в интерьере храма, превращающее его в поистине драгоценный объект для изучения, — это фрески.
Знаменитые работы Феофана Грека сохранились в первозданном виде лишь здесь, внутри Спасской церкви на Ильине улице. Это единственная сохранившаяся роспись, выполненная рукой художника. Грек, византийский живописец, был учителем Андрея Рублёва. Специально приглашённый для работы над оформлением храма, мастер впервые работал здесь, на Руси. Его манера рисунка и монументальность с первого взгляда поражают и восхищают.
В большей степени сохранились фрески на барабане купола и в верхней его части. В центре торжественно предстаёт фигура Спаса Вседержителя. Вокруг расположились фигурки архангелов, херувимов и серафимов. Примечателен стиль новгородского письма: согласно его традициям, ангелов изображали с шестью крыльями. Далее купол украшают изображения праотцов.
Это Адам, Авель, Ной, Илия, Иоанн Предтеча… Надписи можно легко различить, время пощадило их все, кроме имени Адама. Фрагменты фресок также присутствуют в Троицком приделе. Его центральное изображение — Святая Троица. Знаменитый византийский мастер не поскупился на смысловые акценты. Особый феофановский стиль передаёт некую пульсацию божественных энергий, вспыхивающих на белильных бликах.
Главными реликвиями являются как внутренние росписи и фрески, так и те, что украшают здание снаружи. Когда посетитель переступает порог храма, он поневоле изумляется: на него взирает святой лик Пантократора с необычайным огненным взором. Это изображение Христа выполнено в свойственной Феофану Греку манере игры с цветом и светом: кажется, что широко распахнутые глаза Христовы излучают молнии.
Всего два оттенка красок, охру и белила, использовал мастер, но ощущение божественных потоков энергии, способных разрушить всю тьму и нечисть, не покидает. Конечно, образ Пантократора является главным в общем пространстве храма. Его окружают светлые, словно выбеленные, образы святых отцов. Исследователи даже выдвигали мнение, что живопись Грека была обесцвечена пожаром.
Позже, убедившись, что его следов нет, поняли — необычное цветовое решение является особым метафорическим языком, говорящим о божественной энергии вокруг. Световые всполохи говорят об извечной борьбе добра и зла. Блики, играющие на крыльях ангелов, вспышки, отражённые в их глазах, нимбы, обозначенные теми же простыми красками, — во всём неповторимая манера автора, которая заставляет вспомнить сцены из Священного писания.
Изображения пророков Иоанна Предтечи и Ильи — это связующие узы Старого и Нового заветов. Охра и белила использованы в фреске с изображением Святой Троицы под названием «Гостеприимство Авраама». Он и его жена Сарра неподвижно созерцают ангелов, присевших к трапезе, — и снова имеют место смысловые акценты, ярко-белые мазки в очах фигур подобны пламени.
Примечательны фрески, на которых изображены преподобные Даниил и Алипий Столпники, Симеон Дивногорец, Макарий Египетский. Они словно оживают перед оробевшим зрителем, отражая и излучая сияние. Руки Даниила Столпника выставлены вперёд, на кончиках пальцев белые всполохи белил. И кажется, словно преподобный коснулся света, который свободно скользит, ниспадая по его одежде и снова напоминая молнии.
Преподобный Алипий, сложив руки на груди, словно прислушивается к собственному сердцу. Его очи плотно закрыты, он усердно молится, словно растворившись в своей молитве. Симеон же, напротив, раскинул руки в стороны, принимая божественное сияние, нисходящее на него. Распахнутые глаза его без зрачков, а из очей струится белый свет. Он словно познал Бога, который всполохами прошёл сквозь него.
Фреска преподобного Макария Египетского также достойна внимания. Это длинная фигура, изображённая Феофаном Греком объятой световым пламенем. Десницы подвижника раскрыты и выставлены вперёд ладонями, принимая божью благодать и открываясь перед Всевышним. Мастер не изобразил на лице глаз, словно давая понять: ему не нужно видеть, он взирает на Бога своей душой. Здесь также много света, белая фигура словно утопает в нём.
Фрески кисти Феофана Грека представляют особую ценность. Во время их написания византийский мастер не оглядывался на образцы — писал душой. А, кроме того, во время своей работы в храме Спаса Преображения на Ильине улице, стоя на лесах, свободно разговаривал с прихожанами, проповедовал им, с остроумием отвечал на вопросы. Свидетельства об этом сохранились в воспоминаниях современника Грека Епифания Премудрого.
Роспись выполнена в стиле исихастов — монахов и мистиков, которые могли созерцать Фаворский свет. Это неземное свечение, исходящее лишь от божественной сущности. Описано в Евангелиях и отображено в знаменитых творениях Феофана Грека, которые в единственном в мире экземпляре хранятся на стенах Спасской церкви Великого Новгорода. Конечно, до наших дней роспись сохранилась не полностью, но и те фрески, что можно видеть, поражают.
Двери церкви Спаса Преображения открыты с 10:00 до 17:00. Выходными днями считаются понедельник и вторник. Есть санитарный день, который проходит в последний четверг месяца. Также необходимо помнить, что при ухудшении погодных условий в посещении храма может быть отказано вовсе, либо сокращаются часы работы: излишняя влажность может быть губительна для уникальных фресок. Подробности лучше уточнять на сайте храма.
Обсуждения