Церковь Спаса на Нередице — каменный храм, являющийся частью Спасо-Нередицкого монастыря. Святыня расположена недалеко от Великого Новгорода на правом берегу реки Малый Волховец. Строительство датируется 1198 годом и связано с трагическими событиями в семье князя Ярослава Владимировича — смертью его сыновей. Спас на Нередице относится к культурному наследию, внесён в список ЮНЕСКО.
4 673 7 0 9 мин. на чтениеСтатус: входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей»
Координаты: 58.49718 северной широты, 31.311541 восточной долготы
Адрес: Россия, Новгородская обл., д. Спас-Нередицы
Ближайшие города: Великий Новгород
Дата основания: 1198 год
Архитектурный стиль: новгородское зодчество
Основатель: князь Ярослав Владимирович
Конфессия: православие
Состояние: действующий
Летом 1198 года на окраине Нередицкого холма началось строительство каменного храма. Князь Ярослав Владимирович решил таким образом увековечить память умерших сыновей — трагическое событие послужило началом рождения храма. После смерти старшего 7-летнего княжеского сына Изяслава в июне 1198 года был заложен первый камень в фундамент будущей церкви. Вскоре умер второй сын Ярослава Владимировича — 4-летний Ростислав.
Детей похоронили на территории Георгиевского собора в Юрьевом монастыре, а церковь Спаса на Нередице стала своеобразным памятником скорби об усопших наследниках князя. В течение года, следующего после смерти княжичей, церковь расписывали мастера, собранные со всех уголков тогдашней России. Фрески были выполнены в единой стилистике и придавали церкви довольно необычный вид.
Роспись проводилась разными живописцами одновременно и украшала всю внутреннюю поверхность однокупольного храма — стены, потолки, угловые выступы. Необычность оформления сочеталась с названием — слово «Нередица» означает нахождение за чертой города. В данном случае подразумевался холм, расположенный вне пределов Великого Новгорода. Рядом с церковью находилась резиденция Ярослава Владимировича.
В течение следующих веков о Спасе на Нередице сохранилось мало упоминаний. На фрески обращали внимание живописцы XIX века. В начале Великой Отечественной войны церковь полностью разрушили проходящие рядом бои, из-за немецкой артиллерии от храма остались руины с фундаментом. В 1950-е годы церковь Спаса на Нередице начали реставрировать, фрески восстановлены и аналогичны оригинальным.
Архитектурная композиция Спасской церкви по праву считается классическим примером мастерства новгородского зодчества конца XII века. Аналогично другим архитектурным памятником того периода, храм имеет одну главу, является четырёхстолпным и оформлен позакомарным покрытием. Со стороны западного церковного фасада когда-то примыкал притвор, на данный момент этот элемент отсутствует.
Лопатки на всех сторонах фасада разделены на прясла, окна выполнены в традиционно пирамидальной форме, а верхушка барабана содержит мастерски выполненный новгородский аркатурный фриз, на нижнем крае которого находится оригинальный поребрик. Хоры построены в западной части церкви, к ним ведёт добротная лестница вдоль западной стены. Трансепт и хоры разделены стеной, образующей характерные угловые каморы.
В восточной части церкви был оборудован алтарь, в юго-западной на хорах находился придел Никиты Халкидонского. Одной из особенностей архитектуры храма являются алтарные чаши полукруглой формы, расположенные снизу в алтарных стенах. Для центральной апсиды они выполняли функцию синтрона — скамьи для представителей духовенства, а в западной стороне служили для погребальных нужд.
Архитектурный ансамбль и уникальная внутренняя роспись не сохранились в оригинальном исполнении. Осенью 1941 года церковь оказалась на линии огня и была разрушена до основания. Восстановление проходило после окончания войны. В течение 1956—1958 годов был составлен проект, и началось строительство под руководством Григория Штендера. Строение и росписи выполнены профессионально и не производят впечатления «новодела».
Визуальная концепция Спасской церкви на Нередице практически не отличается от храмов того периода, выполненных в стиле новгородского зодчества. Основание и стены выполнены из плитняка. Материал уникален невозможностью идеально ровной обработки — он всегда выглядит неаккуратно оштукатуренным, при этом стены кажутся глиняными, а не каменными. Неровности стен изнутри частично покрыты фресками.
Спас на Нередице освятили в 1198 году, через год началась роспись. Фрески наносили русские мастера, собранные из разных уголков страны. Расписывать начали одновременно и поэтапно — стены, потолок, купольную часть и своды. Несмотря на то, что фрески наносились разными живописцами, они составляют целостную картину. Живописная роспись была продумана до мельчайших подробностей, выполнена мастерами своего дела.
Все художники работали в стилистике новгородского живописного направления. Рисунки нанесены в размашистой традиционной манере, а строй образов и силуэтов выполнен масштабно и реалистично. Фигуры религиозных действ выглядят открытыми, прорисованы контуры и заметна присущая местным живописцам монументальность. Фрески освежают интерьер, который выглядит мрачно из-за традиционных массивных сводов и тяжёлых столбов.
Живописный ансамбль имеет целостную смысловую нагрузку — фрески призваны вызвать скорбь об умерших в детстве сыновьях князя. Элементы Святого писания, отображённые на стенах церкви, должны способствовать вере в вечную жизнь и воскрешение после смерти. Чувство скорби читается на всех ликах, которые прорисованы в каждой фреске. Считается, что именно фресковая роспись помогла князю и его супруге пережить утрату сыновей.
Своей известностью церковь обязана именно фрескам — в начале XX века специалисты оценили их ценность по нескольким направлениям. Фресковая роспись Спаса на Нередице уникальна благодаря своей целостности, художественной ценности и многовековой сохранности. Соответственно, живопись такого уровня выходит за рамки новгородского зодчества и может приравниваться к мастерству мирового масштаба.
Фрески начали изучать в 1910 году. Стоит заметить, что живописец Николай Рерих как бы предчувствовал грядущую гибель большей части росписи — он призывал художников поспешить с изучением уникальной работы, предупреждая о «приближающемся конце нашей старины». Первую реставрацию храма провели в 1903—1904 годах под руководством архитектора Покрышкина, именно тогда фрески привлекли внимание творческой интеллигенции России.
Примечательно, что пророчество Рериха фактически сбылось. На изучение фресок было отведено немногим меньше 40 лет. В 1941 году церковь попала под огонь немецкой артиллерии. Тогда полностью рухнул купол, разрушились верхние части стен и практически все своды. Церковь превратилась в руины, среди которых чудом уцелели небольшие фрагменты оригинальной фресковой росписи.
Сегодняшние фрески храма ассоциируется со старинной работой новгородских мастеров-живописцев. При входе создаётся ощущение скорби, чему способствуют особенности новгородского зодчества, выраженные в массивных столбах и толстых слегка неровных стенах из плитняка. Яркость фресок, которые по направлению к куполу становятся более светлыми, улучшает восприятие, церковь кажется менее мрачной.
В 1992 году Спас на Нередице был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторических памятников Великого Новгорода. Внутри храма сохранилось немного оригинальных фресок, несмотря на разрушение стен. Остатки руин дополнились обновлённым строением, старинную роспись отреставрировали, оставив без изменений изначальный декор.
При посещении Спаса на Нередице желательно обратить особое внимание на апсидную часть церкви — именно на ней сохранились небольшие фрагменты оригинальной росписи. В меньшем количестве уникальные фрески XII века остались в нижней части западной и южной стен храма. Где конкретно находятся фрагменты оригинальной росписи, можно узнать у экскурсовода, самостоятельно отличить новые рисунки от старых не получится.
Спас на Нередице находится в Новгородской области по адресу: Новгородский район, деревня Спас-Нередицы. Координаты для самостоятельного путешествия на автомобиле: 58.497180, 31.311541. В летне-весеннее время церковь работает ежедневно с 10.00 до 17.00, с октября по апрель — с 11.00 до 14.00. Храм может быть закрыт в плохую погоду — при выпадении осадков, особенно в зимнее время.
Добраться можно на автомобиле или общественном транспорте. Автобусный маршрут начинается на автовокзале Новгорода и заканчивается в деревне Спас-Нередицы. На автомобиле необходимо двигаться из Новгорода в сторону Москвы, повернуть направо возле мемориала с танком, проехать Спасскую церковь на Ковалёвом поле, село Шолохово, свернуть направо и доехать до указателя на деревню Спас-Нередицы.
Обсуждения