Триумфальная арка в Москве — это сооружение, представляющее собой архитектурно оформленную в неоклассическом стиле арку. Монумент является копией памятника, созданного почти 200 лет назад Иосифом Ивановичем Бове и посвящённого Отечественной войне 1812 года. Московские Триумфальные ворота обладают особой историко-архитектурной и художественной ценностью для истории и культуры Российской Федерации.
3 215 6 0 11 мин. на чтениеСтроительство триумфальных ворот изначально было свойственно для древнеримского зодчества, а в России их начали строить во время правления Петра I. Как правило, это были деревянные арки, посвящённые важным военным победам. Некоторые памятники возводились временно — по завершении празднования победы их сносили. Однако были и монументальные каменные памятники, первые среди которых появились при Елизавете Петровне.
Московские Триумфальные ворота, именуемые также аркой, — архитектурный памятник, являющийся каменной копией деревянного монумента, созданного после победы над французскими войсками в войне 1812 года. Арку, по распоряжению градоначальника, строили на Тверской Заставе к возвращению победителей из Парижа, а также к праздничной встрече императора с местным правительством ещё в 1814-м году.
Выбор в пользу Тверской Заставы объясняется тем, что ранее именно тут встречались император с местной властью и другими высокопоставленными особами. Кроме того, эта локация соответствовала маршруту возвращения воинов из побеждённой Франции. Другими же триумфальными арками, установленными на пути следования войск, стали возведённые в то же время монументы на въезде в столицу и в Новочеркасске.
Боясь стихийных восстаний, Александр I отменил все торжественные мероприятия, и у деревянных Московских Триумфальных ворот не случилось запланированного градоначальником празднества. Временная постройка в скором времени обветшала и была разобрана. Когда же к власти пришёл Николай I, он инициировал воссоздание монумента, однако велел заменить дерево, основной стройматериал, камнем.
Воплотить в реальность задумку взялся известный отечественный архитектор итальянского происхождения Иосиф Бове, занимавшийся до этого восстановлением города после московского пожара. Он подготовил проект арки, к строительству которой приступили в самом конце 1820-х годов. Когда в торжественной обстановке состоялась закладка памятника, было забито уже около 3000 свай и фундамент был залит до уровня земли.
Однако финансов не хватало, а власти не проявляли заинтересованность в объекте, поэтому его строили около пяти лет. Основным материалом при возведении достопримечательности был камень Самотёчного канала и белый «татаровский мрамор». Скульптуры, украшающие достопримечательность, выполнили монументалисты Иван Витали и Иван Тимофеев. 1834 год ознаменовался официальным открытием арки.
Спустя 60 лет здесь провели первую линию московского трамвая, перемещавшегося от современной Пушкинской площади до Петровского парка. Первая реставрация достопримечательности проводилась перед празднованием 100-летия победы в сражении близ деревни Бородино, а вторая — спустя ещё несколько лет. Незадолго до ВОВ площадь на Тверской улице реконструировали, в результате чего арка была демонтирована.
Прежде чем разрушить Триумфальную арку, монумент был тщательно изучен. Специалисты сфотографировали его и перенесли на бумагу все необходимые для его воссоздания замеры. Значительная часть фрагментов памятника была отправлена на сохранение в филиал архитектурного музея имени Щусева, чтобы потом использовать их при строительстве новых ворот. Однако построить арку не успели из-за начала войны.
В военное время одиннадцать из двенадцати колонн ворот были переплавлены для производства военной техники и амуниции. Спустя 20 лет после окончания войны было решено всё-таки приступить к возрождению арки. Учитывая тот факт, что большое количество деталей старой арки к 1960-м годам обветшало, Триумфальную арку построили почти с нуля по проекту группы выдающихся советских архитекторов.
Работами по воссозданию Московских Триумфальных ворот руководил Владимир Яковлевич Либсон. Однако это не была точная копия старой арки. Так, пилоны, которые ранее были из кирпича, сделали железобетонными, облицевали памятник гранитом и известняком, из-за которого сооружение обрело сероватый оттенок. Изменили текст надписи, утверждённой ещё при Николае I. Не были восстановлены решётки и помещение для караула.
Некоторые фрагменты старой арки сейчас представлены в Скульптурном дворике при архитектурном музее Щусева. Полторы сотни уцелевших скульптурных элементов были использованы только в качестве образца для изготовления новых деталей. Колонны восстановили благодаря одной, которую не переплавили в военное время. Среди сохранившихся же элементов, которые были возвращены арке, — колесница Ники, фигуры воинов и богинь Победы.
Изменился не только внешний вид достопримечательности, но и место установки монумента, так как после реконструкции площади арка не вписалась бы в новый архитектурный ансамбль. В связи с этим её возвели поблизости от музея-панорамы Бородинского сражения. Выйти к новой Триумфальной арке, ставшей непроездной, можно было через подземные пешеходные переходы. Место, где установили памятник, благоустроили скамейками и клумбами.
Масштабные реставрационные работы, ориентированные на предотвращение обрушения достопримечательности и подготовку монумента к 200-летнему юбилею победы в Отечественной войне, были проведены в 2012 году. На реставрацию было израсходовано около 232 миллионов рублей. Сейчас Триумфальная арка является объектом культурного наследия регионального значения и популярным туристическим объектом столицы.
Высота установленной на площади Победы Триумфальной арки — 28 метров. Главный фасад достопримечательности обращён ко въезду в столицу. Сооружение представляет собой арку с одним пролётом и железобетонными опорами-пилонами, окружёнными 12-метровыми чугунными колоннами. Для облицовки стен постройки вместо оригинального белого камня были использованы гранит и известняк, привезённый из Крыма.
По обе стороны от проёма, в свободном пространстве между колоннами, стоят фигуры воинов в древнерусском обмундировании. Прямо над постаментами с фигурами воинов размещены скульптуры богинь Победы. Кроме того, арка украшена геральдикой губерний и областей, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, медальонами с императорским вензелем.
Изящные рельефы продумал сам архитектор Иосиф Бове, а выполнили их скульпторы Витали и Тимофеев. Они декорировали Триумфальные ворота также растительными узорами и горельефами, изображающими победу русских над противниками. К таким рельефным композициям относится, например, динамичный горельеф «Изгнание французов». На нём изображён рукопашный бой между русскими и французами, за спинами которых виднеются стены Кремля.
Враги не могут выдержать натиск московских защитников и убегают, бросив оружие. В центре композиции — русский солдат, который замахивается мечом на поверженного француза, молящего о пощаде. В левой руке воин держит щит с двуглавым императорским орлом. Сильное впечатление создаёт и фигура распластавшегося на земле убитого мужчины с голым торсом. Фигуры вблизи отличаются большим объёмом, чем остальные.
Ещё один горельеф, эскиз которого принадлежал Иосифу Бове, — «Освобождённая Москва». Первопрестольная изображается в виде невероятной красоты женщины в окружении богов и людей. Под её рукой — щит с Георгием Победоносцем. Однако наиболее яркая деталь монумента — запряжённая шестью лошадьми колесница, которой управляет древнегреческая богиня Ника. Эта чугунная композиция венчает Триумфальную арку.
Наверху достопримечательности, на декоративной стенке над карнизом, как и полтора века назад, размещена плита с текстом, претерпевшим, однако, изменения за это время. В тексте, лично утверждённом Николаем I, восхвалялся его предшественник, отстроивший Первопрестольную после событий 1812 года. На лицевой стороне арки красовалась надпись на русском языке, а сзади — на латинице.
После свержения монархии в текст на плите внесли корректировки. Так, в нём исчезло имя Александра I, а главным героем, которому посвятили «сии Триумфальные ворота», стал русский народ, вынудивший столицу Французской империи капитулировать в 1814 году. На обратной стороне монумента надпись, выбитая на плите, повторяет речь фельдмаршала Кутузова перед солдатами после одержания ими победы.
Об истории этой и других столичных триумфальных ворот можно прочесть в книге Бориса Краевского «Триумфальные ворота», а увидеть старую арку на Страстной площади можно на картине отечественного художника Фёдора Яковлевича Алексеева, основоположника русской школы городского пейзажа. Упоминание об арке также встречается в сборнике очерков Владимира Гиляровского «Москва и москвичи».
Московские Триумфальные ворота изображены на 3-рублёвой монете из серии «500-летие единого Русского государства» 1991 года выпуска. Также достопримечательность фигурирует на 10-рублёвой монете, выпущенной в 2012 году и посвящённой победе в Отечественной войне 1812 года. Изображение Триумфальной арки находится на почтовых марках 1992 года ценностью 25 и 55 копеек, а также на марке 2012 года.
Триумфальная арка — памятник архитектуры, установленный под открытым небом, что обеспечивает возможность осмотра достопримечательности в любое время. Обтекаемая транспортным потоком арка находится в районе Поклонной горы, на Кутузовском проспекте по адресу: площадь Победы, 2, к1. Сюда можно доехать как на личном, так и на общественном подземном и наземном транспорте. Координаты памятника: 5544′12′′ с. ш., 3731′11′′ в. д.
В 150 метрах от достопримечательности находится станция метрополитена «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. Пару минут займёт дорога и от наземных остановок «Метро «Парк Победы», где останавливаются маршрутки №454, №457 и №477, а также автобусы №116, №157, №239, №м2, №м7 и другие. Чуть дальше, по обе стороны от арки, есть парковочные места стоимостью около 150 р./час днём и 60 р./час ночью всю неделю, кроме воскресенья.
Обсуждения