Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, созданный в 1939 году, неизменно находится на пике популярности. Его коллектив не устаёт удивлять публику смелыми театральными экспериментами и открытиями, на которые зрители откликаются незатухающим интересом и искренней любовью. Своему успеху театр обязан двум ярчайшим артистам отечественной театральной сцены — Аркадию Райкину и его сыну Константину Райкину.
147 0 0 10 мин. на чтениеОтсчёт истории «Сатирикона» начался в 1939 году. Тогда закрытое после революции помещение знаменитого ресторана-кабаре «Медведь» вновь гостеприимно распахнуло двери для гостей — теперь уже в качестве Лениградского театра эстрады и миниатюр. Возглавил его Исаак Гершман. В ту пору программа нового театра формировалась из номеров разных жанров, которые скреплялись в единое целое элементами театрализации, конферансом.
Именно Исаак Моисеевич пригласил сюда на работу в качестве конферансье 28-летнего Аркадия Райкина. Артисты много и успешно гастролировали по стране. 22 июня 1941 года они должны были начать выступления в Днепропетровске, но в этот же день труппу срочно отозвали в Ленинград, где началось срочное формирование фронтовых театрально-концертных бригад. Вскоре театр был эвакуирован сначала в Ташкент, а затем на Дальний Восток.
Исаак Гершман уехать из города до его блокады не смог. В 1942 году руководство театром было передано Райкину, остававшемуся его бессменным руководителем до самой своей кончины в 1987 году. В годы войны актёры театра преодолели десятки тысяч километров. Их выступлениям аплодировали на боевых кораблях и в артиллерийских дивизионах, госпиталях, тыловых заводах и колхозах. В 1944 году Театр эстрады и миниатюр вернулся в родной город.
После войны у театра изменилось имя: официально он стал называться Ленинградским театром миниатюр. Огромная слава в родной стране, а с 1960-х годов и в странах Европы — яркое доказательство невероятного таланта коллектива, состоявшего всего из 25 человек, из которых артистами были 12. Труппа 9 месяцев в году проводила на гастролях, обеспечивая каждому спектаклю аншлаг.
В 1981 году 70-летний Аркадий Райкин принял непростое решение о переезде театра из Северной столицы в Москву. Главной причиной передислокации называли обострившиеся противоречия Райкина с ленинградским партийным руководством. В эпоху застоя народному артисту СССР действительно нередко приходилось отстаивать право «Сатирикона» на выражение собственного и народного мнения по поводу нарастающих противоречий в обществе.
По большому счёту великому Райкину комфорт для собственного творчества был не так уж и важен. Гораздо больше его заботило будущее своего детища: театру была нужна свобода. Ради этого и было решено переезжать. Тем более, что незадолго до судьбоносного решения, пожертвовав блестящей карьерой в «Современнике», перешёл в отцовский театр сын Аркадия Исааковича Константин и привёл с собой группу молодых соратников.
В 1982 году труппа сменила ленинградский адрес на московский. Театр при содействии Леонида Брежнева, бывшего искренним поклонником таланта Райкина, получил статус государственного. Спустя год в распоряжение коллектива было предоставлено здание в районе Марьиной Рощи на улице Шереметьевской, где прежде находился кинотеатр «Таджикистан». Четыре года, пока здесь проходила реконструкция, спектакли проводили на сценах концертных залов.
В июне 1987-го в отремонтированном здании состоялся премьерный спектакль «Мир дому твоему», в начале которого Аркадий Райкин, выйдя на сцену, негромким голосом предложил зрителям чувствовать себя как дома. В этом доме, считал он, не должно было быть тёмных закоулков в виде коррупции, мещанства, непорядочности, с которыми он всю жизнь с предельной искренностью и честностью боролся с помощью сатиры.
В том же 1987 году Театр миниатюр в очередной раз получил новое название, став государственным театром «Сатирикон». 17 декабря этого же года земная жизнь Аркадия Исааковича завершилась. Преемником, развивающим дело отца, стал Константин Райкин. В 1992 году детище великого актёра было переименовано в Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина. Это название за театром сохраняется до сих пор.
Любую пору существования «Сатирикона» отличает оригинальность и неповторимость репертуара. В период руководства Райкина-старшего на сцене театра царил один центральный актёр. Именно этим отличаются программы «Откровенно говоря», «Не проходите мимо», «На чашку чая». На счету Аркадия Исааковича огромное количество абсолютно разных, но одинаково ярких образов, в которые он перевоплощался буквально за нескольких секунд.
Как в бытность Театра миниатюр сюда шли ради того, чтобы увидеть Аркадия Райкина, так теперь многие идут в «Сатирикон» посмотреть на игру его сына. Константина Райкина называют человеком, запрограммированным на театральную жизнь на уровне генов. Неизменно популярны его моноспектакли «Своим голосом», «Вечер с Достоевским». В 1983 году зрители с восторгом приняли спектакль «Лица», с младшим Райкиным в главной роли.
Это был зажигательный эстрадный спектакль, где отдельные номера были скреплены текстом ведущего и оригинальной музыкой композитора Георгия Гараняна. Константин Райкин в образе диск-жокея включал различные мелодии, которые мгновенно подхватывались танцующей молодёжью. Каждый номер служил своеобразным ответом на вопрос, поставленный спектаклем: что в силах объединить самых разных людей?
Став руководителем «Сатирикона», Константин Аркадьевич, опираясь на традиции, заложенные большим многолетним трудом отца, создал по сути новый первоклассный театр, который имеет постоянный успех и на родине, и во время зарубежных гастролей. Поворотным пунктом на этом пути стал спектакль «Служанки», для постановки которого Райкин, сам являясь талантливым режиссёром, пригласил Романа Виктюка.
В золотой фонд театра вошёл поставленный Юрием Бутусовым спектакль «Отелло». Текст пьесы на удивление органично переплетается со стихами Пушкина и Ахматовой, а игра Тимофея Трибунцова, Дениса Суханова, Марьяны Спивак неизменно держит зрителей в эмоциональном напряжении. Заставляет задуматься и финал действа: Дездемона жива, но лицо её скрыто под чёрной краской — символом смерти не столько физической, сколько духовной.
Пьеса «Все оттенки голубого» поставлена самим Константином Райкиным в 2015 году. Некоторые считают, что оглушительный успех спектаклю принесла актуальная сегодня тема дискриминации гомосексуалистов. Сам же он уверен, что идея спектакля гораздо глубже. Она вообще об инакочувствующих. Это рассказ о трагедии людей, не понятых и не принятых другими: которых уничтожали, гнобили всевозможными способами, а они просто не могли по-другому.
В масштабной постановке «Человек из ресторана», потребовавшей свыше 40 артистов, главную роль сыграл сам руководитель «Сатирикона». Спектакль основан на повести Ивана Шмелёва, написанной более века назад, и посвящён трагедии маленького, ничего не значащего для общества человека, который всё же пытается противостоять неизбежному злу. Главный посыл этой постановки — напомнить людям о добре и благородстве.
Константин Райкин бессменно руководит театром уже 35 лет. Как и прежде, «Сатирикон» находится в расцвете: ездит на гастроли, получает высокие награды, во время коронавируса ставил спектакли онлайн. Трудиться здесь считает честью любой актёр, хотя уже много лет у театра нет собственной крыши над головой (здание театра находится на реконструкции). Но это не помешало ему в сезон 2021—2022 годов представить на суд публики целых пять премьер.
Здание, в котором работал «Сатирикон», было возведено в далёком 1967 году, и уже не отвечало современным требованиям. В 2014-м было объявлено о предстоящей реконструкции. Планировалось переустройство центрального фасада, расширение зрительного зала, устройство подземной парковки. Работы, для которых предполагалось привлечение государственного и частного капитала, рассчитывали завершить не позднее начала 2017 года.
Однако переоборудованного комплекса с тремя сценами, музеем Аркадия Райкина нет до сих пор. Многие, и руководитель театра в первую очередь, считают, что это — следствие критических выступлений Константина Райкина в адрес Министерства культуры. Чиновники же обвиняют оппонентов в финансовых просчётах. Итог — почти 10 лет театр проводит спектакли на сторонних площадках.
Пока здание театра находится во власти вялотекущей реконструкции, билетные кассы «Сатирикона» ежедневно функционируют в здании молодёжного центра «Планета КВН» по адресу ул. Шереметьевская, 2. Начало продажи билетов — 12.00, конец — 22.00. Центр расположен неподалёку от станции метро «Марьина Роща». Приехавшие на автомобиле могут без проблем припарковать его у ТРЦ «Райкин Плаза», который располагается рядом.
Обсуждения