Театр имени Евгения Вахтангова имеет богатую историю и прошел тернистый путь становления. Начавшись как студенческая драматическая студия, он пережил провалы спектаклей, запреты репетиций, успех, полное разрушение здания во время войны и восстал из пепла победителем сцены. Сегодня это известный театр с богатейшим репертуаром, о котором знает публика далеко за пределами России.
612 1 0 11 мин. на чтениеВременем рождения вахтанговского театра считается 1913 год — именно тогда студенты решились последовать учению Станиславского и создать драматическую студию. Это были непрофессиональные актеры, не имевшие серьезного опыта на сцене. Соответственно, поиск профессионала для помощи и организации репетиций был сложным и казался невыполнимым. Но студии суждено было состояться — на руководство решился Евгений Вахтангов.
Будучи учеником Станиславского, Вахтангов успел состояться в роли начинающего режиссера и актера МХТ. Студию создали, но помещения не было, поэтому репетиции проводились на квартирах участников пьес. Начинающие актеры старательно входили в роли под руководством более опытного наставника. Так, в марте 1914 года вышел спектакль «Усадьба Ланиных». К сожалению, первая работа студийцев с треском провалилась.
После провала первого спектакля Евгений Вахтангов получил взыскание от руководства МХТ, подразумевавшее запрет на работу со студийцами-непрофессионалами. Но репетиции и попытки завоевания театральных подмостков продолжились — квартира в Мансуровском переулке стала свидетелем упорного труда настойчивого режиссера. Подготовка пьесы «Чудо святого Антония» продолжалась несколько лет и принесла ожидаемые плоды.
Одна из участниц взяла псевдоним по названию переулка — так появилась актриса Цецилия Мансурова, ставшая впоследствии первооткрывательницей роли принцессы Турандот. Именно она на протяжении многих лет исполняла эту и множество других ролей в постановках уже ставшего популярным театра. А дует Цецилии Мансуровой и актера Рубена Симонова стал своеобразным символом вахтанговской драмы.
В ноябре 1921 года увидела свет долгожданная премьера спектакля «Чудо святого Антония». И вахтанговцы наконец-то были оценены по достоинству — пьеса была встречена головокружительным успехом. Художественный театр оценил энтузиазм начинающих актеров и молодого режиссера — в результате студийцы вошли в состав МХАТ в качестве Третьей студии и переехали на Арбат в усадьбу Сабашниковых.
Практически все поставки государственного театра в те времена были в революционной тематике. Создание спектакля «Принцесса Турандот» поначалу не воспринималось всерьез, но вскоре родились идеи, которые обработал драматург Николай Эрдман. В 1922 году спектакль состоялся и имел грандиозный успех, став настоящим символом Театра Вахтангова. Первой исполнительницей главной роли была Цецилия Мансурова.
К слову, это была последняя постановка при жизни Евгения Вахтангова — он умер в конце мая 1922 года от заболевания желудка. Режиссера похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве 31 мая. Через 4 года после его смерти Третья студия стала Государственным академическим Театром имени Евгения Вахтангова. Таким образом имя создателя смогли навсегда увековечить в названии его грандиозного детища.
На сцене Театра имени Вахтангова демонстрировали репертуар с ярко выраженной революционной тематикой, поднимая злободневные в те времена проблемы. Это была острая критика капитализма, но Вахтангов не показывал в своих постановках разруху, войну и голод — пьесы отвлекали людей от насущных проблем. И даже юмористический булгаковский водевиль прошел для вахтанговцев без ощутимых последствий.
НЭПовская тематика считалась довольно скользкой, и сатира булгаковской «Зойкиной квартиры» стала поводом для запрета спектакля в 1926 году. Из-за постановки водевиля многие театры закрывали, но вахтанговцев только пожурили. Среди почитателей театра находились довольно влиятельные люди, благодаря чему режиссер и актеры не пострадали. Это удивительно, поскольку водевиль был написан именно по заказу Театра Вахтангова.
В 1940-е годы здание театра пострадало от бомбардировки — в крышу попала бомба, практически полностью разрушив стены. Предложенная Сталиным временная эвакуация на Урал состоялась, но переноса театра удалось избежать. Во время войны актеры работали на фронте, а здание постепенно восстанавливали. К 850-летию образования Москвы перед театральной входной группой установили фонтан со скульптурой принцессы Турандот.
На сцене Театра Евгения Вахтангова выступают именитые актеры, а многие постановки становятся культовыми. Первым популярным спектаклем стала «Принцесса Турандот» 1922 года, после которой большинство пьес получало успех. Театр был интересен всегда — до революции, во времена советской власти и сейчас. Из всего количества театральных работ вахтанговцев можно выделить наиболее значимые.
«Принцессу Турандот» ставили несколько раз — в 1922, 1963 и 1991 годах. Первая постановка была сделана Вахтанговым в сатирической эрдмановкой обработке и принесла театру оглушительную славу. Сказка Карло Гоцци актуальна во все времена, и в 1963 году постановку вернули к жизни с помощью режиссера Рубена Симонова. В 1991 году спектакль увидел новую жизнь с последующим утверждением премии «Хрустальная Турандот».
Постановка «Миллионерши» в 1960 году прославилась игрой именитых актеров и собирала аншлаги в течение 15 лет. Более того, спектакль записали на пленку — это действительно культовая постановка, запомнившаяся миллионам советских зрителей. Профессиональная игра Юрия Яковлева, Владимира Этуша и Юлии Борисовой полюбилась театральным критикам и зрителям, сделав спектакль запоминающимся.
Новогодняя премьера «Иркутской истории» 1960 года была посвящена Юлии Борисовой — приме театра. Этот спектакль впервые поставили именно вахтанговцы, затем он стал популярен в других театрах. Из множества постановок лучшей признали игру Борисовой, которая отлично справилась с ролью кассирши Вали, умело изобразив спектр эмоции героини — любовь и внутренние переживания, позитивное отношение к любым жизненным невзгодам.
1960 год стал знаковым для театра благодаря множеству культовых постановок. К ним также относится музыкальный спектакль «Дамы и гусары». Польский комедиограф Фредро создал комедию в начале XIX века, но ее актуальность и остросюжетность интересны большинству зрителей до сих пор. Классический водевиль изначально был представлен известными актерами — Юрием Яковлевым и Екатериной Райкиной.
В 1967 году Театр им. Вахтангова порадовал миллионы зрителей злободневной и трогательной пьесой «Варшавская мелодия». Сюжет был актуален для времен «железного занавеса» — советский граждан влюбляется в иностранку и переживает массу трудностей как в военное, так и в мирное время. Популярность пьесы была ошеломляющей — после вахтанговцев спектакль с успехом поставили 93 театра.
Сейчас Театр имени Вахтангова является своеобразной символикой искусства данного направления. Вахтанговцы выстояли во время войны и революций, сумев сохранить уникальность и вырастить по-настоящему талантливых актеров. Сегодня зрители могут наслаждаться представлениями на трех сценах — Основной, Новой и Симоновской. Для театралов также доступны мероприятия в Арт-кафе и тематические экскурсии.
Сейчас театр находится под руководством Кирилла Крока. Римас Туминас, возглавлявший вахтанговцев с 2007 года, покинул пост по состоянию здоровья в феврале 2022 года. На официальном сайте сообщалось, что все запланированные постановки пройдут в штатном режиме вне зависимости от смены руководства. Сегодня на сцену театра выходят именитые актеры — Сергей Маковецкий, Юлия Рутберг и др.
Все структурные единицы Театра им. Евгения Вахтангова имеют узнаваемые особенности архитектуры. Антракт и время перед спектаклем можно полезно провести за просмотром уникальной геометрии ярусов и лож Основной сцены, испытать подвижные кресла мобильного бличера Новой сцены, побывать в необычном радиусном Амфитеатре или итальянском Камерном зале Симоновской сцены.
Основная сцена театра Вахтангова представлена многоярусными рядами и ложами — это шикарная классика, отличающаяся помпезностью и завораживающими интерьерами. Театр может разместить 1055 посетителей. Яркая особенность зала — специальная подсветка, позволяющая длительно смотреть представление без вреда для глаз и видеть происходящее на сцене с любого места в зале.
Новая сцена — это дань современности и оригинальность в каждой детали. Ее открытие состоялось в 2015 году и было приурочено к 95-му театральному сезону. Использование мобильного бличера делает Новую сцену уникальной — кресла, декорации и сценическое пространство могут перемещаться в зависимости от задумки режиссера. Вместимость зала — 250 мест, просмотр и освещение позволяют увидеть постановку в разных ракурсах.
Симоновская сцена была открыта в 2017 году в честь режиссерской династии Симоновых. Это здание в Калошином переулке, включающее два зала по 119 мест и пространство-музей именитых режиссеров. Все помещения подверглись капитальному ремонту, комфортны для зрителей и актеров. Первое помещение оборудовано в стиле радиусного Амфитеатра, второе — Камерный зал, который выполнен в монументальной итальянской классике.
Студия и Арт-кафе предназначены для проведения творческих вечеров и тематических встреч. Это небольшие уютные пространства, выполненные, преимущественно, в современной классике. Помещения вмещают небольшое количество человек — своеобразные камерные залы, в которых проводятся сольные концерты и поэтические чтения. Интерьер впечатляет изысканностью и утонченностью каждой детали.
Все сцены находятся в центральной части Москвы. Адрес Основной сцены — Арбат, 26. Адреса остальных сцен и залов можно найти на официальном сайте театра. Театр работает ежедневно с 12.00 до 20.00. Расписание постановок, репертуар и состав действующей труппы необходимо уточнять непосредственно перед посещением — актуальная информация представлена на официальном сайте.
Обсуждения