Государственный театр «Современник» расположен на Чистопрудном бульваре, является одним из самых знаменитых московских драматических театров. В послевоенные годы, когда был развенчан культ личности, он стал первым в истории страны театром, который возник благодаря творческому содружеству настоящих единомышленников, сумевших сразу заявить о себе как о целостном художественном коллективе.
650 1 0 14 мин. на чтениеЗнаменитый сегодня театр «Современник» появился на свет в 1956 году. Основателем его была небольшая группа выпускников МХАТа, в которую входили Олег Ефремов, ставший руководителем театра, Галина Волчек, Игорь Кваша, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев и другие известные актёры. Наступивший период «оттепели» требовал перемен, актёры протестовали против лжи и формализма, заселивших собой искусство.
Молодой творческий коллектив стремился донести до зрителей внутреннее психологическое состояние героев, изображая их не вымышленными персонажами, а обыкновенными людьми из реальной жизни, с такими же, как у всех, проблемами, вопросами и желаниями. «Современник» быстро обрёл широкую популярность среди молодой интеллигенции, по достоинству оценившей желание актёров быть максимально близкими к своим зрителям.
Первой постановкой, с которой бывшие студенты школы-студии МХАТ вышли на сцену, была пьеса Виктора Розова «Вечно живые». Она была написана ещё в годы войны, но в Главлите пьесу запретили. Судьбе было так угодно, что именно она стала премьерой нового театра. Режиссёром был великий Олег Ефремов, а играли спектакль талантливые актёры с горячими сердцами. Постановка просто потрясла зрителей.
Не видевшие ранее ничего подобного, они не разошлись по домам после спектакля, всю ночь просидели в театре. В разговорах с актёрами время пролетело незаметно, когда наступило утро и открылось метро. Постановка стала настоящим успехом. Спустя год эту пьесу воплотят в кино, появится фильм «Летят журавли». Именно он получит «Золотую пальмовую ветвь» на знаменитом Каннском кинофестивале.
Вначале молодая актёрская труппа получила наименование «Студия молодых актёров», однако уже спустя два года, в 1958 году, была официально переименована в театр «Современник». Новое название полюбилось всем, оно отражало главную мысль — общаться на одном языке со зрителем. Многие годы бессменным руководителем являлся О. Ефремов. Именно его слова стали девизом молодого театра: «Если я честен — я должен».
К тому моменту труппа перебралась на сцену МХАТа, который предоставлял площадку для спектаклей. Местные театральные корифеи не жаловали «молодых выскочек», считая их творчество не особо серьёзным. Со временем разногласия только увеличивались, своего пика они достигли с постановкой пьесы Е. Шварца «Голый король». Спектакль получился очень острым, в нём просматривалась критика власти.
Несмотря на то, что зритель тепло принял постановку, спектакль получил шквал критики из Министерства культуры, в результате чего МХАТ отказал театру в предоставлении сцены. Ситуация была тупиковая, каждый новый показ грозил быть последним. Помощь оказала Екатерина Фурцева, и в 1961 году «Современник» обрёл своё собственное помещение, которое находилось на площади Маяковского. Это здание снесли в 1974 году.
Основная масса спектаклей в репертуаре театра ставилась по пьесам современных драматургов. Постановки производили фурор в столичном театральном мире. На сцене ярко блистали все звёзды труппы, включая самого Олега Ефремова. Однако эта идиллия не продлилась долго. Период «оттепели» завершился, цензура резала одну пьесу за другой. Работать стало всё сложнее, но театр был един, поэтому ему ничего не грозило.
Но наступил кризис, и в театре произошёл раскол. О. Ефремов уходит из театра, приняв предложение встать во главе МХАТа. Во время ухода с собой он забрал целую группу талантливых актёров труппы. Последней его работой в «Современнике» стала чеховская «Чайка», в которую режиссёр вложил всё, что накипело внутри. Уход Ефремова стал настоящим ударом для театра, многие считали, что «Современнику» пришёл конец.
В 1970 году театр возглавил О. Табаков, спустя два года новым художественным руководителем актёры избрали Галину Волчек, которая смогла возродить «Современник», хотя это было очень непросто. Вместе с ней в театр пришло много замечательных актёров: Марина Неёлова, Лия Ахеджакова, Валентин Гафт. Был разработан новый репертуар, который включал в себя классику и современные произведения того периода.
Театр «Современник» много и успешно гастролировал. Легендарные постановки увидели жители Сибири и Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, их смотрели на Урале и в странах Балтии. Труппа посетила все страны Восточной Европы, с успехом гастролировала в США. За большие заслуги в деле воспитания и обучения молодёжи и весомый вклад в современное искусство театр удостоился ордена Почёта.
В 2019 году бессменный руководитель «Современника» Г. Б. Волчек ушла из жизни, художественным руководителем стал В. Рыжаков — известный режиссёр, плодотворно сотрудничающий с популярными театрами страны. Прошлый театральный сезон был юбилейным — 65-м по счету, он был посвящён памяти великой Г. Волчек, благодаря которой «Современник» устоял перед всеми жизненными сложностями, не потеряв своей популярности.
Многолетняя работа театральной труппы под руководством Г. Волчек ознаменовалась плеядой новых постановок. Тогда к сотрудничеству пригласили известного современного прозаика Чингиза Айтматова. Спектакль «Восхождение на Фудзияму», созданный по его пьесе, увидел свет в 1973 году. Постановка содержала множество экспериментов, игровое пространство объединили со зрительным залом. Действо проходило на расстоянии вытянутой руки.
В 1970-е годы возобновился творческий союз «Современника» с писателем. К. Симоновым. В репертуаре театра появляются работы по его произведениям «Из записок Лопатина» и «Мы не увидимся с тобой». Очень увлекался созданием сценических версий литературных произведений режиссёр В. Фокин. Благодаря ему появились спектакли по роману «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева и «Навеки девятнадцатилетние» по повести Г. Бакланова.
После переезда в новое здание, где раньше находился кинотеатр «Колизей», в 1974 году с успехом прошла премьера спектакля «Фантазии Фарятьева», поставленного по пьесе Аллы Соколовой. Спустя несколько лет был снят кинофильм, главные роли играли Андрей Миронов и Марина Неёлова. В 1976 году О. Табаков ушёл с директорского поста и занялся преподавательской деятельностью, затем открыл свой театр.
В 1982 году Г. Волчек снова обратилась к классике, начались репетиции чеховских «Трёх сестёр». Спустя 20 лет спектакль вышел в новой редакции. Тогда же режиссёр В. Фокин поставил в «Современнике» спектакль «Любовь и голуби» по пьесе В. Гуркина. Известный режиссёр В. Меньшов увидел постановку и вдохновился настолько, что спустя два года создал прекрасную киноверсию спектакля.
В 1989 году Г. Волчек показала миру новую постановку — спектакль «Крутой маршрут». В качестве основы был использован роман-автобиография бывшей узницы ГУЛАГа Е. Гинзбург. Спектакль по достоинству оценили во всём мире, его показывали зрителям многих стран. С этой постановкой «Современник» выступал на Бродвее в 1996 году, за что был награждён американской премией Drama Desk Award.
В 1990-х годах театр осуществил постановку «Трёх товарищей» по Э. М. Ремарку. Подготовка велась очень тщательно, актёры просматривали кадры военной хроники, длительное время общались с человеком, который был спасён из плена в годы войны. Параллельно свет увидели многие классические постановки по произведениям Н. Гоголя, У. Шекспира и других знаменитых авторов. В 2004 году гоголевская «Шинель» открыла вторую сцену театра.
Нынешний «Современник» под руководством В. Рыжакова предлагает истинным театралам большой репертуар постановок разного направления и характера. В афише театра, наряду с известными и популярными спектаклями, много постановок молодых современных авторов, рабочая труппа театра пополнилась талантливой молодёжью, готовой продолжить дело, начатое много лет назад великими корифеями театра.
Одна из легендарных постановок Г. Волчек — «Двое на качелях» У. Гибсона. Первоначальная версия увидела свет в 1962 году, сразу найдя отклик в сердцах зрителей благодаря своему драматизму, исследованиям человеческой души в поисках надежд и мечтаний. Новая версия драмы появилась через полвека, она обрела другое звучание, актуальность и искренность. Сейчас главные роли в ней играют К. Орбакайте и К. Сафонов.
Нестареющий «Пигмалион», созданный Г. Волчек по пьесе Б. Шоу, звучит так же остро и иронично, как и много лет назад. Главные роли в нём играют С. Маковецкий и А. Бабенко. Уникальный «Театр» С. Моэма был поставлен режиссёром В. Панковым. Это прекрасная постановка театра о театре, обилие спецэффектов, немое кино с музыкальным многоголосием, где в главной роли блистает несравненная Е. Яковлева.
Постановка «Загадочное ночное убийство собаки» рассчитана на зрителя старше 16 лет. Основой стал текст С. Стивенса, созданный по роману М. Хэддона. Речь идёт о необычном подростке, пытающемся поладить с внешним миром. Вместе с ним можно на время отказаться от окружающего комфорта и попасть в поистине удивительный мир. Режиссёр спектакля — Егор Перегудов, в главной роли — Шамиль Хаматов.
«Время женщин» режиссёра Е. Перегудова — уникальная постановка по пьесе Е. Чижовой, которая рассказывает о жизни Ленинграда 1950-х годов. Главная героиня осталась сиротой на попечении трёх соседок по коммунальной квартире. Это яркий спектакль, напоминающий об истории всего человечества и рассказанный прекрасными актрисами Алёной Бабенко, Светланой Коркошко, Людмилой Крыловой и Таисией Михолап.
Как известно, до 1961 года у «Современника» не было своего здания. Спектакли проводились на разных площадках, включая дворцы культуры и концертный зал, расположенный в гостинице «Советская». Старое здание, в котором в разные годы располагались варьете, Московский театр эстрады и Театр сатиры, в 1974 году снесли, после того, как «Современник» переехал в новое помещение.
Нынешнее здание, расположенное на Чистопрудном бульваре, было построено в 1914 году по проекту известного архитектора Р. Клейна. Была проведена предварительная масштабная реконструкция, здание соединили надземным переходом с расположенным рядом домом в 5 этажей, где обосновалась администрация театра. Здесь же находились залы для репетиций, проводились экспериментальные спектакли.
К концу 2003 года к существующему помещению театра пристроили новое здание высотой в 8 этажей. Нижние этажи его заняла «Другая сцена», на которой демонстрировались авторские неформатные спектакли. В 2016 году начался масштабный капитальный ремонт, который продолжался два года. Был укреплён старый фундамент, заменены цоколь и кровля, установлена подсветка главного фасада.
Изменилась главная сцена театра, оборудованная современными установками. Был реконструирован главный вход, обновился его интерьер, двери стали прозрачными. Проведено улучшение акустической составляющей зрительного зала, для чего было изготовлено больше 700 кресел из бука. В процессе реконструкции спектакли шли во Дворце на Яузе, при этом «Другая сцена» работала в обычном графике.
Театральная касса работает каждый день с 12.00 до 15.00 и с 15.00 до 19.00. По субботам с 12.00 открыта предварительная продажа билетов на будущие спектакли. Другая касса расположена в ГУМе, работает с 12.00 до 20.00. Для зрителей действуют особые требования. Спектакли помечены возрастным цензом. Под запретом фото- и видеосъёмка, мобильные устройства должны быть отключены. В помещении театра запрещено курить.
Театр «Современник» находится по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, 19. Добраться можно на метро, выйти на станции метро «Чистые пруды» или «Тургеневская», затем пешком идти по Чистопрудному бульвару. Если выйти на станции метро «Китай-город», нужно доехать на автобусе до остановки «Покровские ворота», от неё немного пройти пешком по бульвару. От остановки «Площадь Земляной Вал» нужно пройти примерно 900 метров.
Несмотря на достаточно солидный возраст, театр не стареет и продолжает удивлять своих поклонников современными злободневными постановками. В планах «Современника» тесное сотрудничество с талантливыми авторами и режиссёрами, появление новых молодых актёров, гастроли по многим регионам страны. Всё это станет залогом будущего признания и большого успеха, который привлечёт к театру ещё больше поклонников искусства.
Обсуждения