Серафимо-Дивеевский монастырь — женская обитель, хранящая святые мощи преподобного Серафима Саровского и многих блаженных праведниц и основанная в XVIII веке. На территории комплекса находятся четыре собора, три церкви, часовня и колокольня. Дивеево, как в обиходе называют обитель, считается местом силы среди православных паломников. Находится монастырь на расстоянии 180 км от Нижнего Новгорода.
192 0 0 13 мин. на чтениеНазвания: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь, Дивеевский монастырь, Дивеево
Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 55.039999 северной широты, 43.246316 восточной долготы
Адрес: Россия, Нижегородская область, с. Дивеево, ул. Советская, 11
Ближайшие города: Нижний Новгород
Дата основания: 1780-е годы
Конфессия: православие
Тип: женский
Состояние: действующий
Официальный сайт: https://diveevo-monastyr.ru/
История Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря начинается с 1758 года. Именно тогда знатной помещице, владевшей тремя губерниями — Рязанской, Владимирской и Ярославской, предстало удивительное видение. Агафья Мельгунова, богатая вдова поручика, приехав со своей трёхлетней дочерью в Киево-Флоровскую обитель, приняла там монашество, назвавшись Александрой. Однажды она увидела сон, в котором Богоматерь известила ей свою волю: отправляться в путь по землям русским и найти место, где будет основана великая обитель.
Она немедленно отправилась в дорогу, по направлению к Саровской пустыни, и вскоре добралась до села Дивеево. Здесь она, уставшая, присела и тут же заснула. Снова явился ей образ Богоматери, указавший на землю поблизости, где Святая Дева велела ей поселиться. Рассказав о своём видении саровским старцам, монахиня просила их совета. Она построила себе келью в селе Дивеево, где провела 20 лет.
В 1773 году Александра приступила к возведению каменной церкви в честь иконы Казанской Божией Матери, которое продлилось до 1779 года. Спустя девять лет о храме, появившемся благодаря велению свыше, узнала другая богатая помещица по фамилии Жданова и передала в дар с целью строительства общины свои земли рядом с Казанским храмом. На 1300 саженях пожертвованной территории матушка Александра поставила три огороженных кельи.
В одной из них она поселилась сама, остальные были отданы послушницам. Здесь же преподобная мать умерла, проведя остаток своей жизни в строгости и скромном ведении хозяйства. Жизнь дивеевской общины продолжалась, а к 1825 году в ней жили уже 50 послушниц. Во всех делах сёстры спрашивали совета у своего духовного наставника, которым был признан молодой иеродиакон по имени Серафим.
Несмотря на то, что позже батюшка принял затворничество, он всегда помогал послушницам мудрым словом. Однажды, осенью 1825 года, находясь в лесу, Серафим увидел перед собой образ Божией Матери, которая наказала ему не оставлять дело, начатое монахиней Александрой. Она завещала преподобному заложить на указанном месте напротив имевшейся Казанской церкви новую обитель.
Отец Серафим принялся исполнять волю Богоматери и вначале поставил мельницу с первыми кельями. Именовали новую общину Мельничной. В ней потекла размеренная жизнь, и количество келий для сестёр множилось, как и число последних: к 1833 году здесь жили 73 послушницы. Но после смерти батюшки Серафима дела разладились: при попытке саровского послушника Ивана Толстошеева объединить две общины, Казанскую и Мельничную, началась смута, которая продолжалась почти 30 лет.
Чтобы наладить жизнь в обители, в 1861 году вмешались Святейший синод и сам русский государь. Было решено устроить здесь общежительный женский монастырь, который стал именоваться Серафимо-Дивеевским. Так началось его обустройство, а в период с 1862 по 1904 гг. он достиг наибольшего расцвета: именно тогда были построены главные церковные сооружения, ставшие памятниками архитектуры, — колокольня, храмы, жилые корпуса.
Монастырь начал приносить доход, получаемый от мастерских, которых было большое количество. В них послушницы занимались рукоделием, вышивкой золотом и шёлком, живописью, резьбой и даже фотографией. Они вели мельничное и огородное дело, выращивали фрукты в большом саду. В монастырском комплексе имелись зубоврачебный кабинет, больницы и приют, а за его пределами были построены гостиница и конный двор.
Серафимо-Дивеевская обитель превратилась в целую область, а паломники, прибывавшие сюда, называли её крупнейшим иноческим общежитием. После Октябрьской революции монастырь не закрылся, а превратился в трудовую артель. Несмотря на это, духовные службы здесь продолжались, и вплоть до 1927 года все храмы принимали стекающихся со всех уголков страны верующих. Сёстры же, жившие при монастыре, работали на национализированной и изъятой у обители земле, получая за это пайки.
В 1927 году, в день Рождества Богородицы, монастырь был закрыт. Сёстры подверглись гонению; некоторых монахинь расстреляли, кого-то сослали в лагеря. Но дивеевские послушницы сохраняли связь между собой, а все, кто выжил, стремились обратно. В 1988 году жизнь женской общины началась снова, когда дом у Казанского источника, приобретённый на средства верующих, был перестроен под храм.
Троицкий собор монастыря заново освятили весной 1990 года, а в 1991 году в нём возобновились службы. О возрождении Серафимо-Дивеевской обители было объявлено Священным синодом 21 июля 1991 года. Сюда из Санкт-Петербургского музея истории религии были торжественно переданы мощи преподобного, посвятившего большую часть своей жизни устройству монастыря, — Серафима Саровского.
В момент, когда поезд с его останками покидал Северную столицу, все верующие, стоявшие на перроне, опустились на колени. На всём пути, который мощам пришлось преодолеть, их встречали люди с молитвами и просьбами. Колокольный звон, исходящий от восстановленной в Дивеевской обители колокольни, сопровождал обретение мощей Серафима Саровского. Сегодня святой, всегда радевший о сёстрах и помогавший им духовными советами, очень почитается в монастыре.
Современная жизнь здесь течёт размеренно и спокойно: день начинается с пяти утра, затем до глубокого вечера проходят молитвенные службы. На нынешний момент Серафимо-Дивеевский монастырь является пристанищем для 500 послушниц. Его храмы и здания отреставрированы, построено двадцать новых скитов с подворьями. Ежегодно тысячи паломников из разных уголков России и других стран прибывают в Дивеево, чтобы посетить чудодейственные источники и пройти по Богородичной Канавке, проложенной преподобным Серафимом Саровским.
Территория Дивеевской женской обители насчитывает несколько соборов и храмов, две часовни, колокольню, музей истории монастыря, паломнический центр и корпуса. У главного входа верующих встречает Казанский собор, строительство которого началось ещё в 1773 году. Матушка Александра принимала в этом личное участие, выхлопотав для церкви колокол весом почти в 80 пудов, доставленный из столицы.
Несмотря на разрушения в советские времена, в соборе сохранилась часть стены с древней росписью. Он был одним из первых отреставрированных церковных сооружений. В 1829 году к нему был пристроен храм Рождества Христова. Возведение осуществлялось под контролем глубоко верующего помещика Михаила Мантурова, последователя Серафима Саровского.
Во время строительства преподобный Серафим услышал голос Богородицы, приказавший ему построить еще одну церковь в честь Девы Марии. Сделав подкоп и установив четыре каменных столба, строители соорудили храм Рождества Богородицы, примыкающий к первому собору. Сюда, в основание столбов, были помещены мощи основательницы монастыря матушки Александры и других праведниц.
Благовещенский собор, возведение которого было завещано отцом Серафимом, был заложен в 2012 году. Он спроектирован в стиле московского барокко по подобию другого храма, находящегося в столичном Заиконоспасском монастыре. Ещё один собор, принадлежащий обители, — Спасо-Преображенский. Его закладка произошла перед Октябрьской революцией, в 1907 году, а окончание строительства пришлось на 1916 год. В советское время он использовался в качестве гаража и тира.
В 1998 году, после масштабной реконструкции, он был снова освящён. Расписан внутри вручную мастерами и хранит мощи праведных дивеевских сестёр. В конце XIX века началось строительство монастырской колокольни, проект которой составил архитектор Александр Никитин. Сегодня она достроена и насчитывает пять ярусов и высоту больше 70 метров. Сверху водружён крест.
Рядом с колокольней находится церковь, возведённая ещё в 1902 году и освящённая в честь Марии Магдалины. Фасад храма также был восстановлен к открытию монастыря. Ещё один собор с прекрасной архитектурой — Троицкий. Он был спроектирован учеником известного зодчего Константина Тона, Александром Резановым, и имеет большое сходство с московским храмом Христа Спасителя.
Закладка церковного сооружения состоялась ещё в 1848 году, а для его строительства на территории монастыря пришлось открыть кирпичный завод, чтобы по причине нехватки в то время средств самостоятельно изготавливать материал для храма. С выкрашенным в нежно-зелёный цвет собором связаны чудеса: над его пятью куполами был виден яркий свет, а внутри закрытого здания слышны звуки.
Вместе сооружения, построенные на территории обители в разные времена, составляют один архитектурный ансамбль, дополняемый храмами, находящимися за оградой Богородичной Канавки. Это церкви при монастырской больнице и у богадельни, деревянная часовня и другие постройки. Территория Серафимо-Дивеевского монастыря имеет большую площадь, а также много уединённых оборудованных мест для отдыха прихожан.
Самой важной монастырской святыней считается Канавка, которая повторяет путь Богородицы. Божия Мать приказала отцу Серафиму выкопать её и оборудовать валом, чтобы отвести от обители антихристов. Сам преподобный начал возводить Канавку и продолжал работы вплоть до своей смерти.
Каждый храм обители хранит уникальные реликвии. В Троицком соборе находится икона Пресвятой Богородицы «Умиление», перед которой совершил последнюю молитву и скончался преподобный Серафим Саровский. Он очень почитал этот образ и часто молился перед ней ночами. Верующих, приходивших к нему за исцелением, отец Серафим окроплял маслом из лампады, стоявшей перед иконой, и люди избавлялись от болезней.
Ещё одна реликвия, хранящаяся в том же храме монастыря, — Казанская икона Божией Матери. Это древняя икона, которая была найдена подо льдом родника. Предположительно, она хранилась в часовне, бывшей над источником, которую разрушили в 1939 году. Образ считается чудотворным, равно как и три старинных иконы из кельи Серафима Саровского, ныне находящиеся в подземной церкви Рождества Богородицы.
Мощи блаженных и святых расположены в Серафимо-Дивеевском монастыре. Сам преподобный ещё при жизни говорил, что тело его будет в Дивееве. Мощи Серафима Саровского были крестным ходом отправлены в монастырь, с тех пор паломники стремятся сюда, чтобы прикоснуться к ним и обрести исцеление. Также обитель хранит мощи святых и блаженных жён: Александры, Елены, Марфы, Пелагии и многих других.
Множество чудес происходили с верующими, побывавшими у святых источников, которыми также славится монастырь. Здесь протекают источники Казанский, Иверский Целителя Пантелеймона и Александры, установлены купальни. Преисполненные веры паломники, страдающие от болезней, могут окунуться в воду или умыться целебной водой, многие из них после этого пишут о чудесах своих исцелений.
Дивеевский монастырь открывается очень рано — в пять утра. Открыты ворота обители до 22:00, а верующим предлагается провести на территории весь день, чтобы успеть посетить все храмы и службы. В 5:30 начинается литургия, которая идёт до 7:00, затем следуют молебны, общая исповедь, панихиды. Приложиться к мощам Серафима Саровского можно с 8:00 до 20:00. Для размещения паломников предусмотрены 17 корпусов, расположенных неподалёку от обители, бронировать комнаты нужно заранее.
Местонахождение Серафимо-Дивеевского монастыря — Нижегородская область, село Дивеево. Оно находится на расстоянии 180 км от Нижнего Новгорода. Ближайший город — Саров, расположенный в 12 км, дальше Арзамас — в 65 км. Москва находится в 446 км. Добраться до обители можно на поезде с Казанского вокзала столицы, на автобусе — от нижегородского или арзамасского вокзалов. Удобно будет доехать на машине, через Балашиху и Муром.
Обсуждения