Петровский путевой дворец — красочный комплекс в районе метро «Динамо» на Ленинградском проспекте в Москве. Он был возведен в честь победы Российской империи над Турцией в 1774 году. Расположенный на въезде в столицу со стороны Санкт-Петербурга, дворец стилизован под классические русские храмы, но имеет явную перекличку с восточной культурой, что должно было напоминать проезжающим о победе над османами.
610 1 0 11 мин. на чтениеСтатус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 55.793737 северной широты, 37.552163 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 40
Дата основания: 1776 год
Архитектурный стиль: псевдоготика
Архитектор: Матвей Казаков
Основатель: Екатерина II
Состояние: музейный комплекс
Официальный сайт: https://ru.petroffpalacehotel.ru/
Название дворцу дал не Петербург. Для строительства была выбрана площадка рядом с селом Петровское — традиционным местом остановки купцов из Пскова, Твери и Нижнего Новгорода, приезжавших торговать в Москву. Слобода, которая носила соответствующее название — Тверская-Ямская, была самым удобным подъездным штабом непосредственно перед городской чертой. До Кремля от стен Путевого дворца чуть более 8 км.
Путевые дома для торговцев низшего и среднего ранга в этом месте были давно. Район села Всехсвятское и Ходынского поля облюбовали путешественники, искатели найма в Москве и иностранные послы. Возможность встречи с последними была еще одним фактором выбрать именно этот участок для монаршей резиденции на выезде. Негоцианскую перспективность этого маршрута отмечал и Петр Великий, прокладывая путь на Петербург.
В 1812 году красочными стенами и коридорами Путевого дворца довелось любоваться Наполеону Бонапарту. В этой местности он с войском ожидал, когда сдавшаяся Москва принесет ему ключи от города. В подъездном дворце он организовал свою ставку — стоял с частью армии и главными военачальниками. С балконов Путевого дворца он и увидел, как Москва горит и даже, если верить историкам, опалил волосы. Это упоминается и А. Пушкиным в «Евгении Онегине».
Проект роскошного комплекса был реализован в 1776—1780 годах архитектором Матвеем Казаковым. Приказ о строительстве, которое ознаменовало бы окончание кровопролитной Русско-турецкой войны 1768—1774 годов и окончательное закрепление на Черном море, отдала Екатерина Великая. Главная роль путевого дворца соответствовала его названию, — в стенах красочного замка знатные особы должны были останавливаться по пути в Северную столицу из Москвы.
Задача, поставленная перед зодчими, была сложной. Екатерина намекнула, что она русская, но корни немецкие. Архитектор должен был найти возможность соединить черты этих культур. Итоговый стиль принято называть неоготическим, хотя в нем есть элементы классицизма, восточной архитектуры, барокко и готики. Современники называли стиль дворца мавританским, а характеризуя дворец, сравнивали его с дневной иллюминацией.
В 1797 году Павел, сын Екатерины Великой, останавливался в Путевом дворце перед коронацией. Это событие положило начало традиции — все последующие российские императоры перед восшествием на престол останавливались на ночь в дворцовом комплексе на подъезде, а не непосредственно в Москве. В здании были созданы все условия и для отдыха, и для шумных пиров мечтавших о короне наследников.
При Николае I началась первая глобальная реконструкция дворца. Проект был создан Огюстом Монферраном, но окончательно его утверждал сам император, имевший инженерное образование Именно ему современные владельцы задания обязаны возможностью подключить помещения ко всем коммуникациям. Одновременно вокруг была разбита парковая территория, а непосредственно рядом построены увеселительные заведения. Отделкой руководил Иван Таманский.
В 1896 году этот парк стал свидетелем трагедии на Ходынском поле. По традиции остановившийся в здании накануне коронации Николай II не смог избежать давки в толпе. Жертвами паники стали около 1,5 тысячи человек из пришедших поздравить нового государя. В этом кровавом событии многие увидели дурное предзнаменование, которое в итоге привело к смерти всей царской семьи.
После национализации в корпусах дворца сначала разместили казармы пулеметного полка, потом летное училище. В годы, когда здание занимали будущие летчики Академии имени Жуковского, были сожжены и дорогие паркеты, и антикварная мебель. С конца 1960-х годов, когда здание снова попало в государственное ведение, здесь был размещен Дом приемов правительства Москвы. Чуть позже флигели были переданы в аренду частным лицам.
В 2014 году, после глобальной реконструкции с учетом современных технологий, комплекс стал гостиницей, где можно заказать бракосочетание. Для гостей оборудованы все условия, требующиеся для современного отдыха — паркинги, рестораны, высокий уровень обслуживания. По историческим интерьерам проводятся экскурсии. Периодически комплекс закрывается, — гостями дворца по-прежнему считают за честь стать высокопоставленные персоны.
Изначально автором проекта должен был стать знаменитый художник Василий Баженов. По приказу императрицы он создавал потешные замки для увеселений, — ярко раскрашенные дополненные многочисленными башенками постройки из дерева. Мечтая о новом дворце, Екатерина Великая видела его именно таким — подчеркнуто праздничным. Автором суждено было стать лучшему ученику Баженова — Матвею Казакову.
Архитектура поражает воображение. Классические формы с главным зданием, флигелями и подъездными путями, которые требовались для обеспечения главной задачи, архитектору удалось выполнить в совершенно уникальном стиле. Получив согласие реализовывать любую фантазию, художник начал возводить настоящий замок — со стилизованными бойницами, зубчатыми стенами и башенками. Для флигелей были выбраны черты мавританского стиля.
Если присмотреться, в оформлении есть и традиционно барочные формы — маски, лепнина, венки и рога изобилия. Но одновременно в оформлении крыльца проявляются черты славянского зодчества, — арки входа напоминают очертания терема или допетровского замка с высокими стрельчатыми окнами. Поддерживают такой свод бочкообразные колонны, также относящиеся к эпохе Ивана Грозного и строительства каменного Московского Кремля.
Такие же элементы можно рассмотреть и в учетных формах дымовых труб, но даже они украшены лепниной, а сверху увенчаны куполом. Последний символизирует воцарение Екатерины в Константинополе, ознаменовавшее, в свою очередь, разгром турецкой армии. Присутствовали византийские черты. Каждый из элементов был декорирован. В центральной части соблюдалась строгая симметрия.
Цветовая гамма постройки — розовые, золотые, красные и белые оттенки. Основные тона задавали белоснежный кирпич и красная кровля, дополненные золотыми орнаментами. Отдельно художник проработал и особенности территории. Благодаря расположению комплекс возвысился над пространством, став короной, увенчивающей окружающее пространство. Несмотря на наличие бойниц, о дворце как об укреплении никто не думал.
Рассчитывать, что внутренние интерьеры сохранились так же хорошо, как внешнее убранство, не приходится. Вандалы сделали то, что не позволил себе Бонапарт и войска фашистской Германии. Все деревянные элементы отделки были отправлены в печь. Та же участь постигла и книги. Большая часть экспозиций, посвященных дворцу, содержит только зарисовки и воспоминания о том, как здание выглядело изначально.
Не ставили задачи приблизиться к историческому облику и современные владельцы здания. Поэтому убранство, которое увидят посетители дворца, имеет крайне мало общих черт с изначальным. Белый зал, который служил местом аудиенции российских императоров, обставлен скромно. Поддерживающие своды колонны просто гладко побелены. Барельеф сохранился на барочной лестнице. Таманский восстановил ее образ в том виде, как ее представил заказчице сам архитектор Казаков.
Адъютантские залы и комнаты ожидания восстановлены по описаниям, мебель была привезена из других дворцов. Но от этих комнат ожидать пышности не приходится. Зато радует восстановленными интерьерами Купольный зал и расходящиеся от него гостиные — Розовая, Золотая, Зеленая и Голубая. Украшенные росписями ордера купола тоже не сохранились. О роскоши убранства можно судить только по барельефам, которые были сделаны уже Таманским.
Зато преображение самого купола даже эксперты называют лучшим из возможных вариантов. По задумке Казакова, он был украшен лепниной, как и стены гостиных, и поэтому казался монументальным и тяжелым. Замена барельефов на гризайль превратила его в шедевр — тончайшее кружево, в котором просвечивает небо. Джузеппе Анджолио, занимавшийся росписью, создал краской полную имитацию объема. Даже за сталинский период роспись не пострадала.
Золотая гостиная включает сочетание золота и белых стен. Основной элемент оформления — барельефы. Голубая, Розовая и Зеленая гостиные оформлены соответствующе названиям, но основной тон остался все-таки белым. Современные реставраторы постарались максимально точно воссоздать элементы обстановки — светильники, люстры, оконные рамы и обрамление зеркал.
Историческим комплексом считается и примыкающая ко дворцу территория. Это несколько аллей, ведущих к выполненной в том же стиле Благовещенской церкви. От усадеб, которые в свое время опоясывали территорию, практически ничего не осталось, хотя именно обязанность украшать пространство в прямой близости ко дворцу обеспечивала этой территории непередаваемый шик.
Одна из постоянных экспозиций посвящена Академии Жуковского, выпускником которой был Юрий Гагарин. Посетители также познакомятся с историей «кузницы сталинских соколов» и с документами, принадлежавшими первому космонавту. Остальные экспозиции, не считая самих интерьеров, временные. Посетить музей можно в качестве постояльца или экскурсанта. Первый вариант не дает права входа на историческую территорию.
Кроме гостиницы и ресторана, комплекс предоставляет услуги платных фотосессий и даже выездных бракосочетаний. При посещении музея из-за непосредственной близости правительственного объекта необходимо предъявлять оригиналы документов. Объект находится в пешей доступности от станции метро — «Петровский парк», автобусных остановок «Путевой Дворец» и «Красноармейская». Время работы касс — с 10 до 19 часов, в четверг — с 11.00 до 20.00. Отель при наличии мест заселяет круглосуточно.
Обсуждения