Николаевский дворец

Россия, Санкт-Петербург

Николаевский дворец входит в число архитектурных шедевров исторического центра Санкт-Петербурга, является объектом культурного наследия народов РФ. Здание бывшей резиденции великого князя Николая Николаевича стало архитектурным лицом далекого XIX столетия. Построенное в новом для того времени стиле эклектики, оно соединило в себе приёмы итальянского Ренессанса и строгого классицизма.

//

Характеристики Николаевского дворца

Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации

Координаты: 59.932542 северной широты, 30.29262 восточной долготы

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, пл. Труда, 4

Дата основания: 1853 год

Архитектурный стиль: эклектика

Архитектор: Андрей Штакеншнейдер

Основатель: Николай I

Состояние: музейный комплекс

Официальный сайт: https://nikolaevskypalace.ru/nikolaevsky-palace

Местное время:
Погода:0 °CясноОщущается как: -5 °C
Давление: 741 мм рт.ст.Влажность: 84%Ветер: 7 м/c

История Николаевского дворца

Продолжая традицию строить для великих князей, достигших 20-летия, дворцы, соответствующие их высокому положению, император Николай I за несколько лет до ухода из жизни распорядился начать постройку нового здания стоимостью в три миллиона рублей. На этот раз парадная резиденция предназначалась его третьему сыну — Николаю Николаевичу. Место для дворца император определял лично, тщательно вникая во все детали.

Выбор пал на Благовещенскую площадь ‒ ныне она называется площадью Труда. В то время этот участок города, где прежде находился работавший под началом Адмиралтейства Канатный двор, а еще раньше ‒ казармы для моряков, стал активно застраиваться и считался одним из самых престижных. Особенно на популярность места повлияло открытие первого постоянного моста через Неву, соединившего Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова.

Кроме могучего телосложения, любви к балету, великий князь запомнился современникам еще и лихим кавалеристом. Естественно, возле дворца он хотел видеть конюшни и манеж. Начав военную карьеру со звания подпоручика, в дальнейшем он быстро двигался по карьерной лестнице. В Русско-турецкой войне 1877‒1878 годов он командовал российской армией на Балканах, получив по ее завершении чин генерал-фельдмаршала.

Строительству предшествовал серьезный архитектурный конкурс. Академик Императорской Академии художеств, главный архитектор прославленного Петергофа Николай Леонтьевич Бенуа, кроме общей концепции, успел даже предоставить детальные чертежи будущего дворца. Однако в конечном итоге был выбран проект Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Младшими архитекторами стали Карл Циглер, Август Ланге.

Май 1853 года стал началом строительства Николаевского дворца. В основание здания поместили наполненный золотыми и серебряными монетами ковчежец. Сообщение о событии было выгравировано на специальной медной доске с позолотой. Работы длились долго ‒ целых восемь лет. Из-за Крымской войны стройка на время была прекращена. Наконец, 1 декабря 1861 года состоялась торжественная церемония открытия и освящения нового дворца.

Когда великокняжеская семья переселилась из Зимнего дворца в собственный, Николаю Николаевичу было 30 лет, его супруге Александре Петровне ‒ 23. Личная жизнь у супругов не сложилась. На счету Николая Николаевича было несчетное число любовных связей. Хотя об официальном разводе не могло быть и речи, после десяти лет совместной жизни брак с ольденбургской принцессой практически был прекращен.

Новой спутницей великого князя стала Екатерина Числова ‒ балетная прима Мариинского театра. Их связывали долгие отношения. Было время, когда Николай Николаевич приобрел для возлюбленной квартиру прямо напротив своего нового дворца. Приглашением к свиданию был свет двух свечей, горящих в ее окне. Увидев их, слуга немедленно сообщал о вспыхнувшем в городе пожаре, после чего князь мгновенно исчезал из дома.

Числова родила от великого князя пятерых детей, которых он признал своими. В 1883 году его внебрачным детям Высочайшим указом были пожалованы права дворянства и фамилия Николаевых. В последние свои годы Николай Николаевич ненадолго появлялся во дворце лишь только по случаю приезда родственников. В конце концов, Александра Петровна тоже покинула несчастливое для себя место и уехала в Киев, где основала новый монастырь и стала монахиней.

После наступившей в 1890 году смерти великого князя в Николаевский дворце, переданном из-за долгов в Департамент уделов, было решено поместить институт благородных девиц, названный в честь дочери Александра III Ксенинским. Здесь девушек дворянского сословия обучали не только теоретическим наукам, но и знанию бухгалтерии, работе на пишущих машинках, рукоделию. Ксенинский институт был торжественно открыт в 1895 году.

Жизнь великокняжеского дворца изменилась, как и все в стране, после Октябрьской революции. В декабре 1917 года из Москвы пришло известие, что в Кремле руководителем нового государства Владимиром Лениным подписан декрет о передаче здания Петроградскому совету профсоюзов. Первый в мире Дворец профсоюзов торжественно открыли на многолюдном митинге 8 ноября 1918 года. Рядом был воздвигнут монумент «Великий металлист».

В годы блокады здесь какое-то время располагался госпиталь. Но уже весной 1942 года сюда вновь вернулись профсоюзы, активно участвовавшие в создании народного ополчения, организации людей для ликвидации последствий бомбардировок, оборонных работ, а после освобождения ‒ в восстановлении города. Серьёзно пострадавший от бомбёжек Дворец труда к началу 1950-х был отреставрирован.

1962-й стал годом открытия здесь профсоюзного Дворца культуры. В одном из парадных залов была устроена Галерея портретов лучших тружеников города и области, удостоенных звания Героя социалистического труда. Сейчас в Николаевском дворце располагается Совет Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и прилегающей области. Также здание выполняет коммерческие задачи, некоторые помещения сдаются под офисы.

Николаевский дворец

Особенности архитектуры Николаевского дворца

Андрей Штакеншнейдер, создавая проект Николаевского дворца, вместо традиционных для Санкт-Петербурга строгих канонов классицизма остановился на эклектике с ее обилием декоративных элементов и одновременным использованием самым разных архитектурных стилей. Не ставя препон творческой мысли, она предоставляла широкое поле для действий. Для своей новой работы Андрей Иванович, наряду с классицизмом, выбрал приемы итальянского Ренессанса.

Новый трехэтажный дворец выгодно выделился на фоне окружающей застройки, став доминантой Благовещенской площади. Следуя принципам итальянской архитектуры, принятым в XVI веке, архитектор украсил фасад роскошной лепниной, скульптурными вставками. Первый этаж оформлен ионическими пилястрами, второй ‒ коринфскими колоннами, третий ‒ короткими и узкими пилястрами.

Поэтажное размещение ордеров с постепенным уменьшением их размеров создали интересный эффект: здание смотрится больше своих истинных размеров. Перед фасадом дворца был устроен Парадный двор ‒ окруженная кованой ажурной решеткой открытая площадка, позволяющая детально рассмотреть облик здания. Над парадным крыльцом сооружен просторный балкон. Красно-коричневый цвет фасада оживила белизна колонн и декоративной лепнины.

Уникальная домовая церковь на 60 человек украсила восточную часть дворца. Выполненная в стиле неоренессанса, она полностью повторила стиль, в котором построен дворец. Изнутри ее украшала искусная византийская роспись, снаружи ‒ звонница из семи колоколов. Окно над алтарем представляло собой уникальный витраж из разноцветных стекол и самоцветов. Освятили ее в октябре 1863 года. Зайти туда помолиться мог каждый желающий.

Бесценной реликвией храма стала копия Пещеры Гроба Господня. Во время поездки в Иерусалим посещение этой христианской святыни произвело на Николая Николаевича огромное впечатление. Вернувшись на родину, князь захотел иметь ее подобие в собственной церкви. В 1872 году для этой цели в Николаевской церкви под алтарем и солеей соорудили соответствующую крипту, где каждую неделю служили молебен.

В советское время церковь сильно пострадала. Были уничтожены купол и крест, двусветный зал поделили на два этажа, безжалостно вбив крепления для перекрытий в стены, украшенные уникальными росписями. На месте алтаря, открыв здесь красный уголок, поместили бюст Ленина. Церковное убранство было уничтожено практически полностью. К сегодняшнему времени сохранился лишь резной мраморный аналой да незначительная часть росписей.

Территория дворца заняла 2 гектара. Великолепное здание было оборудовано водопроводом, канализацией, лифтом, отделанным красным деревом. Постоянная связь с Генеральным штабом осуществлялась посредством телеграфа. В центре сада был устроен ледник из красного гранита, имитирующего живописный грот. Рядом с дворцом, как и рассчитывал Николай Николаевич, расположились помещения для лошадей, отдельное здание для прислуги, манеж.

Последний заслуживает особых слов. Выполненный в арабском стиле, он соединялся специальным переходом непосредственно с дворцом. В нем размещались две комнаты для работников и помещение, где регулярно проходили выставки лошадей, племенного скота, породистых собак. Великий князь, будучи членом многочисленных сельскохозяйственных и спортивных обществ, не жалел для этой работы ни средств, ни времени.

Николаевский дворец

Залы и интерьеры Николаевского дворца

При отделке интерьеров Штакеншнейдер прибег к различным стилям, предпочитая барокко и Ренессанс. Особенно его талант проявился в разработке плана парадной лестницы, ставшей эталоном для всех архитекторов XIX века. Пологая беломраморная лестница, украшенная картинами Н. Тихобразова, динамично разветвляясь на два марша, словно раздвигает пространство. Каждый этаж был оформлен оригинальными скульптурными вставками.

Парадную анфиладу второго этажа начинала Белая гостиная. Как свидетельствует ее название, здесь господствовал белый цвет: в него были окрашены изящные лепные панно над дверями, камин, даже рояль был белым. Здесь Александра Петровна устраивала благотворительные базары. Далее следовали не менее великолепные Малая столовая и Китайская гостиная. Непревзойденная мебель в парадных залах была изготовлена знаменитым мастером А. Туром.

В центре западного фасада размещалась Розовая гостиная, выполнявшая функции парадной приемной. Ее изюминкой стал дивный потолочный плафон «Суд Париса» работы художника Казимира Ясевича. Поражают простором Танцевальный и Банкетный двусветные залы с расстоянием от пола до потолка в 17 метров. Залу для танцев особую прелесть дарили работы датского скульптора Давида Йенсена.

В восточной части здания размещались личные апартаменты великого князя и его супруги. Из них можно было попасть в бильярдную, приёмную, штандартную, кабинет. Украшали стены этих помещений написанные художником И. Швабе изображения любимых лошадей Николая Николаевича. Двери из кабинета вели на балкон с видом на сад, где иногда пел хор финского стрелкового батальона.

Николаевский дворец

Режим работы и экспозиции дворца

Каждый житель или гость Санкт-Петербурга имеет возможность посетить Николаевский дворец. В полукруглом зале дворца, рассчитанном на 350 человек, проходят концерты, русские музыкальные сезоны, фольклорные шоу, другие увлекательные мероприятия. Малая гостиная, Охотничий зал, ряд других помещений дворца могут быть предоставлены для организации семейного торжества, фуршета, презентации, корпоративного мероприятия.

Время работы: 9.00‒22.00. Экскурсионное обслуживание возможно лишь для групп по предварительной договоренности по телефону, эл. почте. Проведение экскурсий ограничивается интервалом: 10.00‒14.00 часов. Заявку подают за неделю до планируемой экскурсии. Адрес: Санкт-Петербург, пл. Труда, 4. Добраться до места можно на автобусах 71, 27, 22, 3, маршрутных такси К-306, К-169, а также на метро до ст. «Адмиралтейская», от которой 20 минут пешего хода.

Николаевский дворец
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Николаевского дворца

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх