Мавзолей в Галикарнасе — это античная усыпальница Мавсола, наместника персидского царя Артаксеркса II, возведённая в IV до н.э. по приказанию его супруги Артемисии II. Находился в Карии, которая сейчас примерно совпадает с границами турецкого ила Мугла. Сооружение было настолько красивым и уникальным, что его причислили к списку семи чудес света, среди которых мавзолей — один из самых долговечных памятников.
3 303 3 0 11 мин. на чтениеВ наше время Галикарнасский мавзолей расположен на юго-западе современной Турции, в южной прибрежной части полуострова Бодрум, в курортном городе Бодрум. Во времена правления персидских царей на этой земле находился древний город Галикарнас, ставший столицей Карии при Мавсоле. Историк Гай Плиний Секунд считал, что правитель Карии ещё при своей жизни задумал возвести для себя гробницу.
Сатрап Мавсол проектировал усыпальницу, чтобы она не только служила для него местом упокоения, но также прославляла его род Гекатомнидов и украшала своим внешним видом город. Территорию для возведения сакрального сооружения выбрали в центре основной улицы Галикарнаса, тянущейся к горе с покатым подъёмом. С места строения мавзолея Мавсола открывался живописный вид на бухту и городские окрестности.
После кончины мужа в 353 году до н.э. Артемисия поручила строительство уникального сооружения знаменитым в те времена греческим архитекторам и скульпторам Пифею Приенскому, Сатиросу, Скопасу, Леохару, Тимофеосу и Бриаксиду. Работы по строительству усыпальницы ещё не были закончены, когда в 350 году до н.э. супруга Мавсола умерла. Сосуды с прахом сатрапа Мавсола и Артемисии разместили в недостроенное здание.
Церемония захоронения урн с прахом в гробнице сопровождалась гекатомбой — принесением в жертву большого количества умертвлённых животных, тела которых размещали на лестницах, ведущих к месту погребения четы. После этого проход в усыпальницу засыпали камнями. Со слов Плиния Секунда, зодчие завершили возведение мавзолея, рассудив, что они не только этим воздадут почести Мавсолу, но и упрочат свою славу искусных мастеров.
Молва о величественном и несравненном по своей красоте погребальном сооружении, возведённом в середине IV века до н.э. в Галикарнасе, распространилась далеко за пределы города. Многие именитые особы захотели воздвигнуть для себя точно такие же гробницы. От имени наместника Мавсола и произошло слово «мавзолей», ставшее нарицательным для грандиозных усыпальниц во всём мире.
Галикарнасское античное строение, пережившее несколько нападений корсаров в I веке до н.э., просуществовало приблизительно 16 веков. Но вследствие периодически происходивших сильных землетрясений гробница карийского правителя постепенно стала разрушаться. К началу XV века невредимым оставался только нижний ярус чуда света Галикарнаса. В XV веке город был захвачен иоаннитами, построившими Замок Святого Петра.
В 1494 году госпитальеры для усиления защитных свойств крепости воспользовались уцелевшими деталями колонн и каменных блоков мавзолея. Сохранившиеся фрагменты основания гробницы Мавсола во втором десятилетии XVI века были окончательно разобраны иоаннитами, вторично укреплявшими стены крепости Святого Петра. Некоторые статуи рыцари Ордена Святого Иоанна переместили в замок, где те находились в течение трёх столетий.
В середине XIX века британский археолог с группой исследователей Британского музея начали проводить археологические исследования на месте предполагаемого нахождения знаменитой галикарнасской усыпальницы. Раскопки увенчались успехом. Были найдены раритеты, не имеющие цены: скульптуры сатрапа Мавсола и его супруги Артемисии II, фрагментированные детали от статуй коней, большое колесо от квадриги, части фриза и др.
От мемориального здания до наших дней сохранились фундамент здания, осколки от каменных блоков, небольшие части декоративной ленты с рельефным изображением, фрагменты мраморных колонн, остатки ступеней. Сейчас развалины мавзолея представляют собой историко-археологический музей под открытым небом. На его стендах можно найти фотографии и информацию об истории усыпальницы Мавсола.
В античном строении визуально прослеживалось деление на несколько уровней. Мощное основание, выложенное кирпичами из необожжённой глины, и высокое выступающее подножие, отделанное изразцами из мрамора, представляли нижний уровень. Святилище же с колоннами формировало второй ярус. Самый верхний уровень — крыша пирамидальной формы со скульптурным ансамблем на вершине.
Площадь гробницы Мавсола составляла около 1287 м². До своего разрушения мавзолей с шириной и длиной 33 и 39 метров соответственно достигал 45 метров в высоту. Здание было выполнено в классическом стиле с прослеживающимися мотивами ликийского зодчества. Структура строения отличалась от прямоугольных греческих храмов, высота которых не превышала длины фронтальной части зданий.
С лицевой стороны исторического памятника Галикарнаса по всему его периметру горизонтально тянулись три декоративные ленты с рельефной композицией. Два фриза располагались под основанием колоннады мавзолея чуть выше середины высоты всего сооружения. Третья скульптурная полоса размещалась вдоль здания под самым карнизом. Около 330 статуй и скульптурных ансамблей украшали галикарнасский мавзолей.
У нижних углов погребального сооружения были расположены скульптурные композиции в виде кавалерии, а возле входа находились статуи львов. Декорирован памятник был и колоннадой из 36 очень высоких мраморных колонн, в промежутках между которыми находились огромные статуи. По разным данным, тут могли быть установлены также статуи львов или изваяния представителей рода Гекатомнидов.
Позади колоннады было размещено почти квадратное помещение древнегреческого святилища, на которое опиралась массивная крыша в виде пирамиды с 24 ступенями, сужавшимися к верхушке здания. Здание античной усыпальницы правителя Карии венчала монументальная скульптурная группа, созданная, как известно по трудам древнеримского историка Плиния Старшего, греческим скульптором и архитектором Пифеем.
Скульптурная группа наверху мавзолея представляла собой композиционный ансамбль из фигур сатрапа Мавсола и его жены Артемисии, которые правили колесницей, запряжённой двумя парами мощных лошадей. Навершия двух фронтонов галикарнасского сооружения украшали изваяния женских голов. Исследователи предполагают, что эти скульптуры символизировали города исторической области Карии, столицей которых был Галикарнас.
Сведений о внутреннем декоре Галикарнасского мавзолея очень мало. Известно, что в интерьере гробницы наместника Мавсола преобладал белый мрамор. Предполагается, что нижний уровень погребального сооружения и был тем местом, где стояли мраморные саркофаги с урнами, в которых хранился прах правителя Карии и его жены. Второй ярус был святилищем, где была установлена скульптура Мавсола, которой поклонялись и у которой совершали жертвоприношения.
Замок Святого Петра — это средневековая крепость, возведённая иоаннистами в первой половине XV века для защиты от набегов врагов с моря. Замок с парой внутренних уличных зон, пятью башнями, множеством залов, подземелий и других помещений находится на прибрежном участке вблизи от места стоянки яхт. В наши дни является музеем, где выставлены на осмотр артефакты из античного Галикарнаса и периода Османской империи.
Здесь же находится Музей подводной археологии — это уникальная экспозиция старинных предметов, поражающая своим разнообразием. Здесь представлены античные амфоры, оригинальные изделия из драгоценных металлов, мраморные и керамические изделия и многое другое, поднятое с водных глубин Эгейского и Средиземного морей. На месте этого музея когда-то затонул корабль вместе со всем содержимым.
Античный театр Бодрума — это историко-культурный музей под открытым небом, расположенный на возвышенности рядом с центром города Бодрума. Был возведён в IV веке до н.э. при Мавсоле из династии Гекатомнидов. От античного до настоящего времени амфитеатр дошёл в неплохом состоянии. Сегодня его арена служит сценой для фестивалей и концертов. С территории древнего театра можно насладиться живописными видами на окрестности Бодрума.
Древний город Педаса — это античный город, который населял древний народ лелеги и в котором раньше находился храм Афины. В наше время представляет собой развалины с частично уцелевшими внутренними башнями и стенами крепости. На юге руин Педасы размещаются в незначительном количестве захоронения в виде купола. Каждый год в этом месте проходит Международный фестиваль истории, искусств и культуры.
Ворота Миндоса — это руины античных ворот в каменной стене, окружавшей карийский Галикарнас. Через эти ворота проходил путь в находившийся поблизости город Миндос. Из тройки ворот частично уцелели только эти. Были уничтожены при нападении Александра Македонского в первой половине IV века до н.э. При восстановительных работах в самом конце XX века тут было обнаружено значительное количество античных греческих и римских погребений.
Музей работает круглогодично со вторника по воскресенье. Часы работы достопримечательности в летний сезон: 08:30—19:00, а в зимний — 08:30—17:00. Не работает экспозиция только по понедельникам. Входной билет можно приобрести в кассе музея в двух вариантах: на посещение только развалин мавзолея или комплексный, при покупке которого турист получает право также осмотреть музей подводной археологии и замок Святого Петра.
В аэропорт Милас турецкого города Бодрум из шести крупных городов России, включая Москву, можно долететь на самолёте без пересадок. Из столицы РФ сюда ежедневно выполняются от трёх до шести рейсов. Из Миласа до автостанции Бодрума доезжают на автобусе, такси или взяв в аренду автомобиль. Дорога пешком к Галикарнасскому мавзолею с автовокзала занимает приблизительно четверть часа.
Для туристов есть возможность заказать обзорную экскурсию, куда входит и посещение усыпальницы Мавсола. Исторический памятник размещается в нескольких сотнях метров от центра курортного города Бодрума, недалеко от площади Искеле Мейданы, на пересечении улиц Тургут Реис и Сарай. Вблизи от мавзолея находятся бесплатные автостоянки. GPS-координаты мавзолея: 37°02’16,6″ с.ш., 27°25’27» в.д.
Обсуждения