Константиновский дворец

Россия, Санкт-Петербург

Константиновский дворец вместе с чудесным парком, который его окружает, расположился недалеко от Северной столицы, в Стрельне. Уникальное сооружение — воплотившаяся в реальность мечта государя Петра Великого о возведении дворцово-паркового ансамбля, который был бы подобен знаменитому Версалю. Однако сегодняшний великолепный вид дворец сумел обрести много лет спустя после кончины великого русского императора.

Характеристики Константиновского дворца

Названия: государственный комплекс «Дворец конгрессов»

Статус: входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников»

Координаты: 59.854227 северной широты, 30.058289 восточной долготы

Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Стрельна, ул. Глинки, 6

Дата основания: 1720 год

Архитектурный стиль: барокко

Архитектор: Николо Микетти, Бартоломео Растрелли, Андрей Воронихин и др.

Основатель: Пётр I

Состояние: музейный комплекс

Официальный сайт: https://www.konstantinpalace.ru/

Местное время:
Погода:-4 °Cнебольшой снегОщущается как: -8 °C
Давление: 775 мм рт.ст.Влажность: 80%Ветер: 3 м/c

История Константиновского дворца

Создание уникального архитектурного ансамбля относится к XVIII веку. Согласно замыслу императора, недалеко от Санкт-Петербурга должна была появиться парадная резиденция, роскошь и красота которой могла бы затмить французский дворец. Пётр I долго разыскивал идеальное для строительства место. Больше всего ему понравилась территория, расположенная прямо возле Финского залива, неподалёку от реки Стрелка.

Строительство дворцового комплекса стартовало в 1720 году. Пётр Великий мечтал, чтобы вся территория, окружающая резиденцию, была обустроена красивейшими фонтанами, которые бы работали постоянно. Целых 11 лет создавался проект будущего дворца, подбирались талантливые архитекторы. Наконец выбор был сделан, и создавать будущий дворец доверили итальянскому мастеру Николо Микетти.

Архитектор был весьма амбициозен в своих планах. Он пообещал государю создать настоящее чудо, которого ещё не существовало на свете. Спустя год проект был полностью готов, и строительство началось. Однако почти с самого начала он потерпел неудачу, поскольку существующие на местности перепады высот не смогли бы обеспечить интенсивный напор воды в фонтанах, для этого бы понадобилось дополнительное возведение плотины.

Такой вариант потребовал бы слишком больших финансовых вложений, и Пётр I был вынужден отказаться от создания фонтанного комплекса на территории Стрельны. Спустя годы идея о возведении фонтанов вновь посетила императора, когда велось строительство дворцового ансамбля в Петергофе, где местность идеально подошла для их создания. Современные фонтаны в Стрельне — результат работы талантливых специалистов.

После такого колоссального фиаско со строительством комплекса будущих фонтанов Микетти спешно собрался и уехал назад в Италию. Пётр Великий решил возобновить строительные работы, однако внезапно обнаружил пропажу всех чертежей, которые архитектор увёз с собой. Нашлись они в Риме, уже в XX веке, спустя много лет после завершения строительства Константиновского дворца.

После того как великий государь полностью разочаровался в идее создания стрельнинских фонтанов, строительство несколько угасло, а полностью оно остановилось после кончины императора. А пока Пётр I загорелся новой идеей — строительством Петергофа. Всё это время недостроенный Константиновский дворец стоял под деревянной кровлей с наглухо заколоченными окнами.

Его ждала незавидная участь недостроя, однако к нему проявила интерес Елизавета Петровна, дочь Петра Великого. Она сумела отыскать некоторые наброски и чертежи и дала указание архитектору Б. Растрелли возобновить работы. Строительство продолжилось не сразу, сначала мастерам пришлось долго восстанавливать разрушенные башни и галереи, после чего возведение уникального комплекса продолжилось.

Была создана двухъярусная кровля, над которой известный архитектор установил украшение, выполненное в виде двуглавого орла. Декорация фасада была отделана уникальными наличниками, сверху расположились сандрики, изображающие маски львов. Обустройство внутреннего интерьера начали с создания полов, которые изготовили из клёна и дуба. Во Франции были заказаны мраморные камины.

С кончиной Елизаветы Петровны стройка снова остановилась. Взошедший на престол Павел I подарил недостроенную усадьбу сыну Константину, который сразу же принялся за видоизменение дворца. Эту работу он доверил архитектору А. Воронихину, но в 1803 году произошёл пожар, после которого пришлось полностью восстанавливать фасады дворца. В работе приняли участие художники Щербаков и Феррари.

После Октябрьской революции в Константиновском дворце была устроена школа-колония. Спустя несколько лет здесь появился санаторий, а потом курсы, предназначенные для офицеров ВМФ. Во время войны уникальный комплекс вместе с дворцом был практически полностью уничтожен. Работы по восстановлению начались в 1950 году, однако завершены не были, и царская усадьба снова пришла в упадок.

Реставрационные работы возобновились в 2000 году, после того как группа инициативных учёных обратила внимание на проблемы Стрельны. Архитектурный комплекс был возведён практически с нуля, работы велись по сохранившимся рисункам и чертежам. Новый ансамбль получил название государственного комплекса «Дворец конгрессов». Сегодня здесь проводятся торжественные приёмы, международные конференции, встречи и саммиты.

Константиновский дворец

Особенности архитектуры Константиновского дворца

Уникальный дворец, расположенный в Стрельне, вызывает широкий интерес не только как царская резиденция, но и как величайший шедевр зодчества. Привлекают внимание внешний вид и интерьеры дворца, их долгая история и современность. В дворцово-парковый комплекс включены Константиновский дворец, два парка, Консульская деревня, Павильон переговоров и пресс-центр.

Здание дворца является центром архитектуры всего существующего ансамбля. Оно было выстроено в стиле барокко, имеет два парадных входа. Северный вход располагается со стороны Финского залива, Южный находится непосредственно у Санкт-Петербургского шоссе. Напротив него, на месте, где раньше существовал строевой плац, сегодня встречает туристов великолепная конная статуя государя Петра Великого.

Главный фасад Константиновского дворца у Северного входа украшен глубокими аркадами со встроенными в них гротами. Помимо декоративной функции, они служат элементом подпорки здания. В качестве декора в нишах установлены 12 скульптур высотой в 3 метра, сделанных мастерами из Петербурга. В качестве завершающего элемента венчает сооружение башенка бельведера, где сегодня установлен государственный флаг.

Совсем рядом с Константиновским дворцом была построена Консульская деревня, вместившая в себя 20 просторных коттеджей в два этажа. Каждый из них назван именем одного из величайших российских городов. Здесь же возвели фешенебельный отель «Балтийская звезда», который выполнен в стиле старой русской усадьбы. На месте бывших царских конюшен построили большой административный корпус.

Весь архитектурный комплекс окружают два прекрасных парка — Верхний и Нижний, общая площадь которых составляет 200 гектаров. Уникальный Нижний парк стал одним из образцов французского стиля, за всё время существования комплекса его планировка ни разу не изменялась. Главной достопримечательностью парков стали водные элементы, здесь же расположены знаменитые каскадные пруды.

Финансирование проекта осуществлялось не из казны государства. Был создан специальный благотворительный фонд, который предложил представителям общественности и бизнеса внести свой вклад в сохранение культурного и исторического наследия страны. Первым и самым важным событием в стенах дворца стало празднование юбилея — 300-летия Санкт-Петербурга, спустя годы здесь проходил саммит «Россия — ЕС», принимались главы государств СНГ.

Константиновский дворец

Залы и интерьеры Константиновского дворца

Константиновский дворец вместил в себя несколько залов, имеющих разную площадь. Самый просторный Голубой зал расположился в восточном крыле здания. Интерьер зала очень торжественный, здесь впечатляют камины, созданные в стиле барокко, позолоченные зеркала. Сегодня в нём проводят торжественные приёмы, различные конференции, устраивают концерты классической музыки.

Немногим уступает ему по площади Мраморный зал. Расположен он по центральной оси всего ансамбля, внутри украшен изящными пилястрами ионического ордера, отделка стен выполнена искусственным мрамором. Из окон зала открывается чудесный вид на Финский залив и парк. Здесь проводился саммит глав стран «Большой восьмёрки», сегодня в зале устраиваются церемонии награждения победителей и лауреатов всевозможных премий.

Зал Бельведер используется для проведения неофициальных встреч. Он находится под башенкой, искусно венчающей центральную дворцовую часть. Внутренний интерьер выполнен в стиле корабельного салона. Здесь находятся комоды-рундуки с установленными на них миниатюрными моделями парусных судов, географические атласы и целая коллекция морских редкостей. На столе находится глобус, украшенный полудрагоценными камнями.

Цветочная гостиная расположена в бельэтаже, выполнена в неоклассическом стиле, украшена элементами асимметричного рококо в виде гирлянд цветов, венчающихся бутонами роз. Стены разделены на филёнки, нижняя часть которых отделана панелями, выполненными из искусственного мрамора. Плафоны и стены окрашены в розовый цвет. Сегодня здесь проводятся пресс-конференции.

Троянский зал занимает третье место по своей площади. Интерьер его абсолютно новый, разработан художником Т. Н. Ознобишиной в стиле работ Л. Руска. Главными его элементами стали практически вертикально установленная падуга, украшенная фризовой росписью, и красиво расписанный плафон. Четыре живописных панно на нём содержат сюжеты из мифа о Троянской войне. Стены отделаны искусственным мрамором.

Итальянская гостиная расположена в западной части бельэтажа. Небольшие полуколонны ионического ордера разделают помещение на две части. Северная сторона украшена красивейшим плафоном с итальянскими мотивами. Пейзажи, выполненные в духе Клода Лоррена, изображают водопады в Тиволи. В южной части интерьер украшен гротесковым орнаментом и уникальными медальонами, отражающими тему воспитания Амура.

Гостиная Диониса — маленькое проходное помещение, интерьер которого выполнен в классическом стиле. Рельефные украшения, расположенные над входом в гостиную, изображают сюжеты из мифов о боге виноделия Дионисе. Здесь представлены произведение кисти Клода Лоррена «Утро в гавани», прекрасная копия работы И. К. Айвазовского «Вид Одессы в лунную ночь», подлинник которой хранился до революции именно здесь.

Гостиная Наяд своё название получила по реконструированному историческому декору плафона, который изображал купание наяд. Выполненная в технике гризайль уникальная живопись прекрасно сочетается с рельефным фризом. Паркет на полу изготовлен из нескольких сортов дерева. Камин из мрамора создан по наброскам А. Штакеншнейдера. Гостиная используется для переговоров и протокольных съёмок.

Одним из оригинальных украшений, расположенных в гостиной Сатиров, стала люстра, которая выглядит в виде стеклянной сферы, висящей на цепях и перехваченной обручем. На её поверхности расположены прозрачные и матовые полосы. Стены украшают подлинные произведения русских живописцев XIX века, которые были подарены русским эмигрантом Николаем Вырубовым. Здесь проводятся встречи президента с гостями.

Константиновский дворец

Режим работы и экспозиции Константиновского дворца

Константиновский дворец стал не только местом проведения встреч на государственном и политическом уровне. Многочисленные экспозиции демонстрируют туристам уникальную мебель мастеров XVIII—XIX веков, крупные коллекции старинного серебра и бронзы, произведения, выполненные из фарфора и малахита, работы стеклодувов императорских заводов, подлинные творения графики и живописи известных русских мастеров.

Огромный вклад в создание уникальной экспозиции дворца внёс меценат Алишер Усманов, купивший и подаривший музею коллекцию предметов искусства, владельцами которых были М. Ростропович и Г. Вишневская. Здесь же широко представлены живопись и графика современных художников, коллекция керамических и ювелирных изделий, скульптурные творения современных талантливых мастеров.

Винные погреба возникли в Константиновском дворце ещё в годы правления императрицы Елизаветы. Их устроили в дворцовых гротах. Сегодня в погребах хранятся многочисленные сорта вин самого высокого качества, собранные со всего мира. Туристы посещают зал дегустации, где могут отведать уникальные вина, узнать об особенностях их изготовления.

Осмотреть весь дворцовый комплекс можно лишь с экскурсионной группой. Для туристов предлагаются несколько маршрутов, рассказывающих об истории строительства дворца, во время посещения можно осмотреть залы и гостиные, а также президентские апартаменты. Любители прекрасного могут отправиться на экскурсию по картинной галерее, расположенной во «Дворце конгрессов», устраивается прогулка по аллеям парка.

Для детей проводятся образовательные квесты и разнообразные интерактивные экскурсии по территории дворца, регулярно устраиваются всевозможные выставки и научные конференции. Обязательным стало празднование Нового года с увлекательным сказочным сценарием и участием новогодних персонажей. Такие праздники доставляют массу удовольствия детям. Здесь можно провести свадебное мероприятие, банкет, деловую встречу.

Поскольку «Дворец конгрессов» является режимным объектом, здесь действуют строгие правила для посетителей. Запрещается проносить на территорию комплекса холодное и другие виды оружия, газовые средства защиты. Нельзя посещать дворец с домашними животными. На входе все посетители проходят сквозь рамку металлодетектора, поэтому все, кто пользуется кардиостимулятором, должны иметь соответствующую справку.

Константиновский дворец закрыт для посетителей в период проведения мероприятий государственного масштаба. В остальные дни комплекс принимает гостей каждый день с 10.00 до 16.00. Единственный выходной день — среда. Билеты на экскурсию можно приобрести заблаговременно на сайте дворца. В день посещения билеты можно купить в дворцовой кассе. Предусмотрены льготы по некоторым экскурсионным маршрутам.

В каждый последний понедельник месяца ветераны войны, ликвидаторы аварии в Чернобыле, многодетные семьи, воины-интернационалисты могут бесплатно посетить комплекс при условии предъявления необходимых документов. Возможен дополнительный заказ экскурсий во время, не предусмотренное для посещений, при этом количество экскурсантов не должно быть менее 30 человек. Фото- и видеосъёмка разрешаются лишь на платной основе.

Константиновский дворец

Как добраться

Константиновский дворец находится по адресу: Санкт-Петербург, Стрельна, ул. Глинки, 6. Стоит учесть, что вход на территорию комплекса не проводится через центральные ворота, которые для туристов всегда закрыты. Войти сюда можно в начале парковой зоны, которая начинается у улицы Глинки. Для туристов установлен специальный указатель, ориентиром может стать здание, где располагаются билетные кассы и бюро информации.

Доехать до Стрельны можно на собственном автомобиле. Нужно двигаться по кольцевой автодороге, с которой необходимо выехать на Санкт-Петербургское шоссе. Константиновский дворец примыкает прямо к нему, здесь же расположена удобная парковка. Можно отправиться на электричке от Балтийского вокзала, сойти на станции «Стрельна». Время в пути не займёт более 30 минут, и ещё примерно 20 минут понадобятся на пешую прогулку прямо до комплекса.

От станции метро «Автово» можно сесть на автобус №404, который направляется в сторону Петергофа, или воспользоваться трамваем №36. От станций «Ленинский проспект» и «Балтийская» также можно доехать на автобусах, которые останавливаются недалеко от дворца. Любители комфорта могут воспользоваться услугами городских такси. Приезжающие могут заказать групповой трансфер.

Константиновский дворец
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Константиновского дворца

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх