Князь-Владимирский собор — шедевр архитектуры известного итальянского мастера Антонио Ринальди, стиль сооружения характеризуется как переходный от барокко к классицизму. Храм расположен в Санкт-Петербурге, недалеко от Петропавловской крепости, является действующим. Основан при Екатерине II, построен в 1789 году. Принадлежит к объектам культурного наследия народов РФ.
199 2 0 7 мин. на чтениеНазвания: собор Святого равноапостольного князя Владимира
Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 59.951733 северной широты, 30.295395 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Блохина, 26
Дата основания: XVIII век
Архитектурный стиль: переходный от барокко к классицизму
Архитектор: Иван Старов, Антонио Ринальди и др.
Основатель: Екатерина II
Конфессия: православие
Состояние: действующий
Официальный сайт: http://vladimirskysobor.ru/
Князь-Владимирский собор считается особенной православной святыней Петербурга, пережившей множество исторических событий. В то время как Пётр I основал град на Неве, желая закрепиться на Балтийском море, сюда были отправлены первые поселенцы, занявшие участки вдоль Малой Невы. Заселяемой территорией стал Городской остров, где появились жилые кварталы. Место было сложное: непокорная река очень часто разливалась и затапливала местность, отчего получила название Мокруша.
Именно здесь в 1708 году новосёлы поставили небольшой храм, который назвали в честь святого Николы Морского. Из-за особенностей этого края он был переименован в храм Николы Мокрого. Спустя два года развернулось строительство мазанковой Успенской церкви, которая стала трёхпрестольной. Религиозное сооружение явилось предшественником нынешнего Князь-Владимирского собора. Церковные службы здесь начались в 1717 году.
Позднее обнаружилось, что по размерам и количеству престолов строение превзошло три ранних собора Северной столицы. По мере того как град на Неве завоёвывал позиции преемника Москвы, расцветала и его церковь. В её стенах с 1719 по 1724 год совершал молитвы сам Пётр Великий. После того как взошла на престол Анна Иоанновна, по её указу началось строительство каменного храма рядом с деревянным собором. Однако в течение 25 лет эти планы были заморожены.
Проект талантливых архитекторов М. Земцова и П. Трезини, согласно которому здание должно было вмещать 3000 человек, был закончен уже во время правления Екатерины II. Дополнить его чертежи было поручено зодчему итальянского происхождения Антонио Ринальди, известному мастеру стиля рококо и создателю таких архитектурных шедевров, как Мраморный дворец, Тучков буян и др.
Именно авторству Ринальди принадлежит неповторимое оформление крестов на главах собора. В начале 1770 года уже были видны с Малой Невы вершина 57-метровой колокольни и пять куполов стройного церковного сооружения, занявшего центральное место в городском пейзаже. В 1772 году при пожаре подвергся уничтожению деревянный Успенский храм, а работа над новым каменным ещё не была закончена.
Екатерина Великая поручила завершить его строительство и внутреннее оформление новой команде архитекторов под руководством Ивана Старова, а руководство всеми работами — архиепископу Гавриилу. Наконец, в 1789 году, собор, на возведение которого ушло почти полвека, был готов. Изначально планировалось его освящение в честь Успения Божией Матери, но исторические события внесли свои коррективы.
Во имя побед на территории Крыма и Причерноморья решено было освятить церковное сооружение в честь князя Владимира, подарившего русскому государству христианскую веру. Двери его не закрылись для верующих даже в послереволюционные годы, а в тяжёлое время военной блокады Ленинграда здесь совершали молитвы прихожане со всей Северной столицы. В самые сложные годы не оставлял свою службу митрополит Ленинградский. Позже он получил медаль «За оборону Ленинграда» и стал Алексием I — Патриархом Московским и всея Руси.
В 1845 году собор был отмечен кавалерским статусом. Изображение ордена поместили на его фасад, что означало, что храм закреплён за орденом Святого равноапостольного князя Владимира. С того времени в день, когда поминался святой, устраивался праздник, во время которого в этих стенах собирались кавалеры, а также происходило награждение самых выдающихся персон. Среди отмеченных орденом были известные военачальники и государственные деятели.
Князь-Владимирский собор пережил множество исторических событий и выстоял во времена церковных гонений. Сегодня здесь не только проходят богослужения, но и функционирует воскресная школа и проводятся лекции, мастер-классы, активно ведётся просветительская деятельность.
Памятник архитектуры признан великолепным примером переходного от барокко к классицизму стиля зодчества. О кавалерском статусе собора напоминает расположенный над входом крупный орден князя Владимира, причисленного к лику святых, с девизом, и два ангела в позолоте по обе стороны от него. В архитектуре собора также присутствуют детали в стиле ампир.
За годы своего существования здание неоднократно перестраивалось и дополнялось как внутри, так и снаружи. Пятиглавый собор высотой 30 метров — плод труда нескольких талантливейших архитекторов своего времени — Трезини, Старова, Ринальди и других. Колокольня, спроектированная итальянцем Антонио Ринальди, имеет три яруса и 57 метров высоты. В своё время он являлся ориентиром кораблям, прибывающим с Малой Невы. Отсюда в советское время был изъят и переплавлен огромный колокол, который позднее удалось восстановить. Самый большой из пяти нынешних колоколов звонницы весит 5 тонн.
Здания собора украшены овальными окнами и лучковыми фронтонами, в которых прослеживаются элементы барокко. Благодаря мастерству архитекторов внимание приковывают интерьеры — стены собора имеют яркую тёмно-голубую цветовую палитру, на контрасте с белыми пилястрами, а строгости собору добавляют мощные пилоны, которые делят пространство на три части.
Украшение храма — величественный, оформленный колоннами и художественной резьбой деревянный иконостас. В 1823 году он был переделан в стиле ампир и получил дополнительное роскошество. Также особенностью интерьера является присутствие картины «Святой Евстахия» работы Васнецова, копий «Преображения» Рафаэля и «Оплакивания Христа» кисти Паоло Веронезе. Есть работа Карла Брюллова, писавшего для собора четырёх евангелистов.
В стенах строгого и величественного Князь-Владимирского собора находятся 3000 святых ликов. Среди важнейших ценностей — икона Богоматери «Скоропослушница», образ святого князя Владимира, а также его мощи. Все эти реликвии признаны чудотворными. Здесь также хранятся: вышитая старинная плащаница и иконы Николая Чудотворца, Александра Невского, Серафима Саровского, Сергия Радонежского и других святых.
Собор ежедневно проводит богослужения, которые начинаются по будням в 9:45 с исповеди. В 10:00 проходит божественная литургия, а вечерняя служба идёт с 18:00. В воскресные и праздничные дни в 7 утра начинается божественная литургия. Подробный график можно найти на официальном сайте. Адрес Князь-Владимирского храма — Санкт-Петербург, улица Блохина, 26. Сюда можно добраться от ближайшей станции метро «Спортивная». Посещение доступно людям с ограниченными возможностями — имеется пандус.
Обсуждения