Храм Покрова Пресвятой Богородицы — православный храм, расположенный в городе Москве, районе Ясенево, на Литовском бульваре. Его строительство продолжалось семь лет — с 2008 по 2015 годы. Храм был освящен патриархом Московским Кириллом, который и провел в нем первую литургию. Церковь является победителем конкурса «Лучший реализованный проект в сфере инвестиций и строительства» в номинации «Культовые сооружения».
1 956 9 2 11 мин. на чтениеНазвания: Покровский храм в Ясеневе
Координаты: 55.615279 северной широты, 37.539689 восточной долготы
Адрес: г. Москва, Литовский бульвар, 7а
Дата основания: 2008 год
Архитектурный стиль: русско-византийский
Архитектор: В. И. Козлов, Л. А. Петрова
Конфессия: православие
Состояние: действующий
Официальный сайт: https://www.hrampokrov.ru/
Ясенево некогда был одним из самых густонаселенных районов города. Однако до 2000 года здесь было всего два храма. В воскресные и праздничные дни в них собирались практически все верующие, но эти две церкви не могли вместить такое количество людей, что создало предпосылки для строительства нового большого храма. План сооружения появился в 2001 году. Правительство выделило участок для строительства, и начался сбор средств.
Прихожане и благотворители жертвовали посильные суммы. При желании имя благотворителя можно было указать на именном кирпиче, на котором писали имя человека, а ему самому в таком случае выдавали специальное свидетельство. В дальнейшем на каждой службе в храме молились за здравие жертвователей. В 2006 году был назначен настоятель церкви — архимандрит Мелхиседек.
Сбор средств на строительство храма продолжался и в процессе строительства. В 2009 году был основан фонд, который занимался материальной поддержкой работ. Именно руководителям фонда принадлежит идея о пожертвованиях на именной кирпич. Активно помогали строительству и сотрудники правоохранительных ведомств.
Храм имеет не только религиозное значение. По предложениям семей солдат, погибших в Чечне, храм Покрова Пресвятой Богородицы воздвигнут в память о воинах, защищавших интересы своей родины. Эту идею поддержали и сотрудники силовых структур. Начало проектным и строительным работам было положено в 2006 году благословением патриарха Алексия II. Строительные работы начались в сентябре 2008 года.
Уже через несколько месяцев, в феврале 2009 года, была готова железобетонная плита фундамента. К апрелю в цокольном этаже были возведены стены и установлены перекрытия. С мая по июль строители складывали стены храма и занимались внутренней отделкой. Параллельно с этим проводились работы по устройству коммуникаций здания.
В первый день строительства священнослужители и будущие прихожане храма прошли крестным ходом недалеко от стройки. Через два месяца были освящены строительная площадка и храм, который был развернут на время строительства. На всем протяжении работ в нем проводились богослужения. В этот же день рядом с храмом воздвигли каменный крест длиной в шесть метров.
Первое богослужение состоялось в Пасхальную ночь — с 18-го на 19-ое апреля 2009 года. На тот момент храм находился на ранней стадии строительства и имел только нижний придел. В июне того же года патриарх Кирилл совершил чин основания храма, на котором в алтарную стену была заложена грамота и укрыта памятным камнем. В этой грамоте поминаются святые мученики Мануил, Савел и Исмаил.
В руководстве храмом помощь настоятелю оказывают и другие члены духовенства Русской православной церкви. Вместе с архимандритом Мелхиседеком у истоков церкви стояли иерей Сергий, иерей Роман, иерей Кирилл, иерей Максим, иерей Алексей и иеромонах Кирилл. Они и по сей день находятся в штате священнослужителей храма.
После того, как стены храма были окончательно возведены, началось активное оформление фасада здания. Для внешней отделки храма привлекались мастера по мозаике и лепнине из Владимира. Окончательно строительные работы были завершены в 2015 году. Его общая площадь равна 1425 м², а его вместимость составляет 800 человек.
Строительство храма осуществлялось в соответствии с византийскими архитектурными традициями XI—XII вв. Этот исторический период связан с крещением Руси и распространением православия на всей её территории. Церковь относится к крестово-купольному типу. Центральная её часть укрыта большим куполом, а свод имеет узкие высокие окна, через которые пространство заполняется светом.
Купола храма имеют свое религиозное значение: золотой — это символ небесной славы, а синие купола, с россыпью восьмиконечных звезд, указывают на причастность к имени Богородицы. Пространство внутри храма спланировано в виде креста. Фасад северной и западной частей здания имеет мозаичные изображения нескольких святых. Среди них Георгий Победоносец, апостолы Петр и Павел, святитель Николай.
На фасаде храма есть и несколько мозаичных икон: «Спас Нерукотворный», икона Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы. В круглых рамках расположены мозаики с изображениями архангелов Михаила и Гавриила. На южной стене установлены мозаики с иконами святых Серафима Саровского, Сергия Радонежского и Иоанна Предтечи.
В память о ратных подвигах великих русских полководцев на стенах церкви вылеплены кресты. На западном фасаде — крест, напоминающий о победе Александра Невского над рыцарями Тевтонского ордена. По этой же стене установлен крест в память о победе Дмитрия Донского в Куликовской битве. С южной стороны на фасаде храма есть памятный крест о взятии Иваном Грозным Казани в 1552 году.
Два креста восточного фасада установлены в память о сухопутном и морском предводителях-современниках — Суворове и Ушакове. Недалеко от них расположен крест в честь освобождения страны от Наполеона в 1812 году. Северная сторона тоже имеет свой крест, восхваляющий воинов, погибших во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Недалеко от церкви особняком стоит крест в память о всех русских солдатах.
Общая площадь храма вместе с притвором составляет 1425 квадратных метров. Высота церкви от земли до креста на золотом куполе равна 36 метрам. Цокольный этаж в высоту достигает 4,5 м. Длина стены храма составляет 30,9 м, а ширина — 27 м. Рядом с церковью недавно была построена небольшая часовня. Структура храма представлена двумя частями — нижней и верхней.
Нижний уровень имеет особое назначение: на нем хранятся копии величайших православных святынь. Верхняя же часть предназначена для проведения богослужений. Как и архитектура храма Покрова Пресвятой Богородицы, оформление внутренней части соответствует византийским традициям. Расположение мозаики и икон имеет четкую систему.
С точки зрения православного представления о мире, убранство храма можно разделить на три части. Первая — Небеса, которые внутри церкви символизируются её сводом. Наглядность Небесного мира обеспечивают изображения Богоматери, самого Иисуса Христа и ангелов. Вторая часть — Рай. Его иллюстрирует самый верх стен. Последняя часть — земной мир. Он обозначен на нижних частях стен.
Храм имеет 12 колоколов. Самый большой из них достигает более четырех тонн в весе. Колокола сначала были освящены, а затем подняты на высоту, где и находятся по сей день. На верхней части внешней поверхности колоколов нанесена гравировка с текстами молитв. Немного ниже колокола имеют изображения Спасителя, Богородицы и святых.
Как уже было сказано, в храме есть нижний уровень, на котором хранятся воспроизведенные с детальной точностью православные святыни. Этот проект получил название «Икона Святой земли», а его автором стал сам настоятель. Реликвий пять: Гроб Господень, Гробница Божией Матери, Камень помазания, Голгофа и Вифлеемская звезда. В дополнение созданы копии Колонны Святого огня и Водоноса из Каны Галилейской.
Иисуса Христа распяли на Голгофском кресте, а потому для христиан это особая реликвия. Возможность приложиться к тому самому кресту есть у всех, кто посетил Иерусалим. Копия, которая хранится в храме Покрова Пресвятой Богородицы, повторяет не только конфигурацию креста, но и его точные размеры. Основание, на котором установлен крест, изготовлено из камня, привезенного с горы Голгофы.
Примечательно, что все эти святыни — не просто копии из подручного материала. Их произвели из настоящего мрамора, собранного в Иерусалиме. Перед началом изготовления копий святынь, духовенство храма освятило материалы и прочитало над ними специальные молитвы. Все это сделано для того, чтобы любой прихожанин церкви имел возможность прикоснуться к реликвии со Святой земли.
Особое значение нижнего этажа заключается еще и в том, что он предназначен для проведения таинства крещения. Из этого же мрамора в нижнем этаже церкви установлена купель. Для более полного погружения во времена земной жизни Иисуса Христа, в храме собрана небольшая коллекция предметов той эпохи. Здесь есть глиняные сосуды и предметы палестинских ремесленников. В специальных прозрачных коробочках на витрине находится иерусалимская земля.
С внешней стороны здания мозаикой выложены две особые для православных верующих иконы. Первая — икона «Покров Пресвятой Богородицы». Мастера по мозаике смогли достаточно точно воссоздать лик Богоматери и передать истинное значение образа. Вторая известная икона — «Спас Нерукотворный». Для христиан священна история происхождения иконы. Считается, что она появилась после того, как Иисус Христос отер лицо платом, и образ Спасителя остался на ткани.
Храм работает каждый день. В непраздничные дни проводятся две службы: утренняя — начало в 06:30 и вечерняя — начало в 18:00. В праздничные и воскресные дни проводится утренняя литургия. До нее все желающие могут исповедоваться и подготовиться к причастию. При этом исповедь проводится дважды: с 6:40 и 8:40. Вечером в храме идет обычная вечерняя служба.
Правила посещения храма достаточно просты. Посещение разрешено только крещенным православным людям. При этом мужчины должны находиться на службе без головного убора, а женщины должны покрывать голову платком. В храме запрещается шуметь, разговаривать и пользоваться мобильным телефоном. Желающие могут приобрести религиозные книги в церковной книжной лавке, а для детей работает воскресная школа.
На протяжение веков православие было неотъемлемой частью русского народа. Оно объединило разрозненные княжества в единое и сильное государство. Даже Советское время не смогло искоренить веру в Бога, хотя стремилось к этому всеми доступными средствами. Реставрация старых храмов и постройка новых яркое свидетельство не угасшей веры. Хорошо это или плохо? Думаю, что хорошо. Если у человека есть потребность верить, если на службу приходит множество людей, то государству стоит поддерживать эти устремления. Политический строй, отвергший Бога, не продержался даже одного века. Главное, чтобы верующие люди были патриотами России.
Храм из новоделов, но на удивление сделали очень хорошо. Когда попадаешь внутрь, сразу просто влюбляешься во все. Тут и мраморные полы, и мозаика и что приятно, здесь спокойно можно снимать и фотографировать. Никто мне даже ни слова не сказал.
И еще здесь есть копии христианских святынь. Даже если сравнивать с теми, что в Иерусалиме, то сходство просто один в один. Я вообще считаю, что это один из лучших храмов, который сейчас есть. Ну и службы тут проходят очень хорошие.
Вот просто когда заходишь в храм, сразу какое-то необыкновенное ощущение в душе, я даже не знаю как это описать. К посещению обязателен.