Храм Артемиды, Артемисион, или храм Дианы — это руины греческого храма, возведённого на территории современной Турции в честь богини Артемиды. За длительную историю своего существования храм несколько раз уничтожался и снова восстанавливался. Так, первый Артемисион был сооружён ещё в бронзовом веке, а последний храм, остатки которого уцелели до наших дней, был закрыт около 17 веков назад. Входит в число семи чудес света.
3 092 0 0 16 мин. на чтениеНазвания: Артемисион, храм Дианы
Статус: входит в семь чудес античного мира
Координаты: 37.949595 северной широты, 27.363895 восточной долготы
Адрес: Турция, провинция Измир, г. Сельчук
Ближайшие города: Сельчук, Измир
Дата основания: VIII век до н.э.
Архитектурный стиль: архитектура Древней Греции
Архитектор: Херсифрон, Пеоний Эфесский, Дейнократ
Конфессия: древнегреческая религия
Состояние: руины
Наряду с Висячими садами Семирамиды, статуей Зевса в Олимпии, Колоссом Родосским, мавзолеем в Галикарнасе, Александрийским маяком и сохранившейся до наших дней пирамидой Хеопса, храм Артемиды входит в число семи чудес Древнего мира, являясь одним из самых прославленных сооружений архитектуры в истории человечества. Остатки этой достопримечательности находятся на территории нынешней Турции, возле небольшого города Сельчук.
Считается, что впервые на этом месте храм в честь Артемиды, богини охоты и покровительницы всего живого, был воздвигнут ещё в бронзовом веке. Бытует мнение, что его построили тут амазонки. Упоминание о храме и о создавших его женщинах-воительницах встречалось в работе одного из самых ярких представителей александрийской поэзии, учёного-критика и библиографа Каллимаха, жившего в III веке до н.э.
Современные учёные не могут подтвердить причастность амазонок к строительству храма Артемиды, однако исследования показали, что руины Артемисиона, расположенного неподалёку от современного турецкого городка Сельчук, действительно являются остатками третьего храмового здания, возведённого здесь. Это позволяет сделать вывод о том, что несмотря на то, что теменос несколько раз уничтожался, его дважды восстанавливали.
Первый храм Артемиды, или храм Дианы (под этим именем богиня фигурирует в римской мифологии) с глиняным полом был сооружён в Эфесе предположительно во второй половине VIII века до н.э. и, вероятно, представлял собой периптер — прямоугольное в плане сооружение с колоннадой вокруг. Это был самый распространённый тип храма архаического и классического периодов в архитектуре Древней Греции.
Первый Артемисион просуществовал в древнем городе Эфесе до VII в. до н.э. В это время произошло наводнение, разрушившее святилище. От содержимого этой постройки удалось раскопать только фрагменты барельефа и соединённые между собой продолговатые янтарные камни, которыми, вероятнее всего, украшали идол богини. Несмотря на то, что храм был разрушен, это место продолжало быть сакральным для древних греков.
На месте, где в VIII—VII вв. до н.э. находился теменос, при правителе Лидии Крёзе в середине VI века до н.э. началась реконструкция. Архитекторами второго Артемисиона стали знаменитый в то время зодчий родом из Кносса Херсифрон и Метагон, сын зодчего. Новое святилище отличалось бóльшими размерами: его длина составила около 115 метров, а ширина — более 45 м. Считается, что это был первый мраморный храм, построенный греками.
Множество 13-метровых колонн, часть которых была взята от первого храма и декорирована резными барельефами, в два ряда формировали широкий проход вокруг основной части храма, где располагалась новая статуя богини, созданная из эбонита или почерневшей древесины винограда. Возведение второго святилища Артемиды Эфесской заняло около двухсот лет и закончилось уже примерно в 80-х годах IV века до н.э.
Второй храм Артемиды стал одной из главных достопримечательностей города. Теменос посещали не только жители Эфеса, но и торговцы, путешественники и правители других государств. Благодаря им и эфесцам, завещавшим храму своё имущество после смерти, в святилище хранилось большое количество украшений и других даров. Уцелевшие сокровища, обнаруженные позже при раскопках, получили название «Клад Артемисиона».
Храм Артемиды в Эфесе был не только местом поклонения, но и убежищем для тех, кто хотел спрятаться от гонений и наказаний. Разрушен же он был в 356 году до н.э. вследствие пожара, устроенного эфесцем Геростратом, пожелавшим стать благодаря этому известным. Городское собрание постаралось сделать всё, чтобы вычеркнуть его из памяти человечества, однако имя поджигателя дошло до наших дней, став нарицательным.
Считается, что в ту ночь, когда был сожжён храм богини, родился Александр Македонский. Именно он спустя три десятка лет и занялся восстановлением Артемисиона. На выделенные полководцем деньги в 323 г. до н.э. начались строительные работы, продолжавшиеся не один год. Святилище было полностью воссоздано только к началу III века до н.э. архитектором Александра Македонского Дейнократом.
При восстановлении сооружения Дейнократ использовал план второго храма, однако внёс свои коррективы. Так, например, здание было приподнято за счёт увеличения количества ступеней. Изменились в бóльшую сторону и размеры храма: его длина составила 137 метров, ширина — 69 метров, а высота — 18 м. Крыша Артемисиона опиралась на 127 колонн, символизировавших дары от 127 царей и установленных в девять рядов.
Отличался роскошью и интерьер третьего храма, украшенного внутри позолоченными колоннами, работами выдающихся мастеров Праксителеса, Скопаса и других, а также многочисленными картинами. За то, что Александр III Великий финансировал строительство святилища, жители города решили поместить в нём и портрет самого полководца. Написать портрет они доверили Апеллесу — древнегреческому живописцу и другу Александра Великого.
На портрете, выполненном Апеллесом, царь Древней Македонии изображён с молнией в руке. Картина настолько впечатлила заказчиков, что они заплатили автору невероятную для тех времён сумму — двадцать пять золотых талантов. Портрет, как и планировалось, был размещён в храме Дианы, где стали проводить не только религиозные церемонии, но и деловые встречи. Управление храмом осуществляли не власти города, а коллегия жрецов.
Просуществовал третий храм Артемиды в Эфесе около 600 лет. Ситуация изменилась с появлением христиан, неоднозначно воспринявших это сооружение. В трудах Иоанна Богослова встречается история о том, как храм пал во II веке во время его молитвы в Артемисионе. В действительности же храм был разрушен и разграблен готами в 268 году. Вероятно, его после этого ремонтировали, так как в нём ещё какое-то время проходили богослужения.
О том, что происходило с сооружением после набега готов, известно мало. После завоевания Греции Римской империей культ богини-воительницы сменился почитанием Богородицы. Артемисион стал приходить в упадок и постепенно разрушаться. Разные его части стали использоваться для постройки новых сооружений. Так, крыша была разобрана для церквей, а в Константинополе оказалось несколько колонн и статуй, украшавших бывший храм.
Окончательно храм Артемиды был закрыт предположительно в первой половине V века из-за преследований язычников. Он был полностью разрушен к тому моменту, как Эфес оказался турецким. Турки приняли решение не заниматься восстановлением древнего города, а использовать мраморные развалины в качестве стройматериала для возведения нового города неподалёку — Сельчука. Со временем то, что оставалось от храма, поглотило болото.
Поисками знаменитого святилища серьёзно заинтересовались в середине XIX века. В начале 1860-х годов для определения местоположения такого чуда света, как храм Артемиды Эфесской, была сформирована экспедиция, финансируемая главным историко-археологическим музеем Британской империи. Исследования увенчались успехом только спустя шесть лет: в 1869 году место, где возводился храм, было обнаружено.
После того, как экспедиция определилась с местонахождением древней достопримечательности, здесь были начаты раскопки, продолжавшиеся на протяжении пяти лет. Фрагменты от первых храмов, которые удалось найти и восстановить, а также древние монеты, обнаруженные тут, перекочевали в «Эфесскую комнату» Британского музея и стали музейными экспонатами, доступными для осмотра. Из обломков же на месте храма воздвигли одну колонну.
Сейчас остатки храма Артемиды вместе с городом-музеем Эфесом относятся к Турции. Следы бывшего Артемисиона в виде развалин, позволяющих оценить размеры стоявшего тут храма, и колонны, составленной из отдельных фрагментов, можно увидеть рядом с городком Сельчук, на юге провинции Измир. Существующие на сегодняшний день варианты макетов могут существенно различаться из-за противоречивых результатов раскопок.
Библиотека Цельса, основанная в Эфесе в начале II века, строилась в течение чуть более двадцати лет. Существенную сумму на нужды библиотеки выделил Тит Элий Адриан Антонин, при котором она была достроена. Уже спустя век сооружение было разрушено, однако благодаря реконструкции, проведённой в 1960—70-х годах, двухъярусному фасаду с колоннами вернули его первоначальный вид.
Развалины агоры отсылают нас предположительно к периоду правления Римской империей Клавдия I. Рыночная площадь являлась главным центром торговли во всём государстве и представляла собой торговые ряды, располагавшиеся под двойной колоннадой портика. Украшением площади были водяные часы, позднее отреставрированные и помещённые в восточную галерею. Также на этом торжище продавали и покупали рабов и проводили собрания.
У холмов Панаира располагался первый театр, Большой, представлявший собой трёхэтажное сооружение и вмещавший около 25 тысяч зрителей. До наших дней от него дошла театральная сцена. Малый театр находился севернее агоры. Это было полукруглое сооружение, возведённое в середине II века. Здание, именовавшееся также Одеоном, было рассчитано на 1400 мест и предназначалось для проведения не только представлений, но и заседаний Сената.
К достопримечательностям, которые нужно увидеть при посещении Эфеса, также относится храм Адриана II века постройки и сохранившая с IV века свой внешний вид улица Куретов с колоннами, каменными пьедесталами, статуями и остатками лавок и домов. Также интерес посетителей вызывает ансамбль зданий «Дома на склоне холма», пританей, дом Богородицы, базилика Святого Иоанна, публичный дом и другие древние сооружения.
Храм Артемиды находится на территории древнего города Эфеса, посетить который можно самостоятельно или в составе экскурсии. Стоимость входа в город-музей включена в экскурсию, если вы отправляетесь сюда с гидом. Если же вы добираетесь до Эфеса своим ходом, необходимо будет заплатить до тысячи рублей за вход. Купив билет, вы сможете беспрепятственно подойти к руинам последнего храма Артемиды и осмотреть уцелевшую колонну.
Помимо достопримечательностей, которые доступны к осмотру по базовому билету, на территории Эфеса есть несколько закрытых террас. При желании посетить их нужно доплатить определённую сумму или заранее приобрести полный билет, который позволит увидеть все памятники и экспозиции древнего города без лишних доплат. Дети младше восьми лет в сопровождении взрослых могут пройти в город-музей бесплатно.
За дополнительную стоимость посетителям при входе могут предоставить аудиогид на русском языке. В период туристического сезона погулять по Эфесу можно ежедневно с 8:00 до 20:00. Приобрести билеты возможно до 19:00 в кассах, которые находятся у Нижних ворот, расположенных на севере, и возле южных Верхних ворот. Уточнить стоимость входного билета и режим работы города-музея можно на официальном сайте Эфеса.
Чтобы вернуться по окончании прогулки к транспорту, оставленному у Нижних ворот, путешественники должны пройти по одному и тому же маршруту два раза. Подъём вверх в жару может быть изнурительным, поэтому многие доезжают до Верхних ворот на местном транспорте и уже оттуда начинают осмотр Эфеса, постепенно спускаясь к парковке. Добраться до противоположных ворот можно на такси или повозке, запряжённой лошадьми.
Расстояние от Москвы до города Сельчук, в окрестностях которого расположен храм Артемиды, составляет около 2120 километров. Наиболее быстрый и комфортный способ добраться сюда из России — долететь сначала до провинции Измир. Купив билет на авиарейс «Москва — Измир», можно уже через 4,5 часа оказаться в западной части Турции. Продолжить путь можно на машине, автобусе или поезде.
Из Измира до Сельчука можно добраться за 45 минут на автобусе, однако есть возможность сэкономить, купив билет на поезд, идущий до города Денизли. В этом случае дорога займёт полтора часа, однако вы заплатите в 3-4 раза меньше, чем за поездку на автобусе. Выйдя на станции «Сельчук», нужно идти около 15 минут до местной автостанции. Отсюда отправляются маршрутки, которые за десять минут довезут вас до достопримечательности.
На экскурсию к Артемисиону можно попасть из любого курортного города Турецкой Республики и в составе экскурсионной группы. Для туристических автобусов и автомобилей, заезжающих в Эфес через Нижние ворота, тут же оборудована большая парковка, где примерно за 50 лир можно оставить транспортное средство на время прогулки. GPS-координаты храма Артемиды Эфесской: 37°57’59” с.ш., 27°22’50”в.д.
Обсуждения