Гостиный двор в Москве

Россия, Москва

Гостиный двор (Старый Гостиный двор) — архитектурный памятник Москвы, отражающий историю развития торговли столицы. Современное здание было выстроено в конце XVIII — начале XIX вв. Значимость этого пространства в городе менялась в соответствии с жизнью российского центра. Сначала здесь приобретали предметы роскоши знатные особы, затем он стал средоточием торгового бизнеса.

//

История Гостиного двора в Москве

В XVI веке Иван Грозный предписал воздвигнуть первый деревянный Гостиный двор на Ильинке для иноземных купцов. В середине XVII века по приказу Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича на Варварке и Ильинке были построены два каменных корпуса. Государство сдавало помещения в наём купцам, чтобы контролировать импорт. Гостиный двор стал центром экономической жизни в XVI—XVIII веках.

Здесь иностранные торговцы вели дела с Москвой. Вокруг памятника архитектуры формировался чинный «посольский городок», от которого на Варварке осталось Английское подворье. В конце XVIII века стартовало строительство каменного здания Гостиного двора и Ильинской площади. Закончено оно было только в 1805 году по проекту Джакомо Кваренги, который был разработан в духе классицизма.

Строение пострадало во время пожара и беспорядков в войне с Наполеоном. На восстановление его ушло 15 лет. Пространство Гостиного двора и Ильинки оставалось наиболее классицистическим участком исторического района вплоть до середины XIX века. Проекты преображения здания касались не только архитектуры, они должны были улучшить жизнь жителей Китай-города и сделать его центром столичной торговли.

Во времена Екатерины II Гостиный двор в Москве был любимым местом для покупок одежды, украшений и предметов интерьера московской знати. А рядом проходили променады и назначались свидания. Аристократы приезжали в высоких каретах, с гусарами, егерями и кучерами в париках. Рыбные ряды, находившиеся поблизости, имели сильный запах, но это не мешало жителям наслаждаться атмосферой.

К концу XIX века Москва сильно изменилась. Ильинка обратилась в «Московский Сити», где представительства банков и компаний заменили дворянские бутики. Гостиный двор утратил свою известность в пользу более современных пассажей, таких как Государственный универсальный магазин. После революции Гостиный двор был перестроен и превратился в административное здание, занятое множеством контор.

В советское время, когда власти Москвы вкладывались в основном в благоустройство Зарядья, Гостиный двор понемногу терял свой престиж. Смена идеологии привела к созданию новых маршрутов экскурсий, в результате чего он перестал упоминаться в путеводителях и книгах об истории Москвы. В дальнейшем здание связывалось с работавшей здесь редакцией журнала «Счётная мысль».

В конце XX века власти столицы решили заняться Китай-городом. В 1990-х Управление по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2» рекомендовало программу реконструкции района, в которой основное внимание уделялось выводу госучреждений из исторических зданий и запрету на строительство, искажающее облик кварталов Китай-города.

В 1993 году Правительство Москвы утвердило постановление об охране и реконструкции исторического центра столицы, в котором Гостиный двор был указан как особо значимый памятник архитектуры и монументального искусства. Его комплексную реставрацию провели в 1993—1996 годах за 2,5 миллиарда рублей, после чего было решено перекрыть внутренние пространства здания.

Гостиный двор в Москве

Архитектура Гостиного двора в Москве

Характерной особенностью архитектуры Гостиного двора является использование дворовых пилонов для поддержки крыши, так как установка опор внутри и снаружи дома была запрещена в связи с его статусом памятника архитектуры. Для этого также были усилены кирпичные стены и фундаменты. Атриум имеет площадь 12 тыс. кв. м. Это делает его одним из самых больших крытых пространств в Москве.

Но то, как выглядит эта архитектурно-историческая достопримечательность сейчас, — результат многочисленных реконструкций. В XVII веке здание было перестроено в камне, что сделало его монументальным сооружением с высокими стенами, воротами и изразцами на фасаде. Внутренний двор использовался для складирования товаров, а лавочки и склады размещались в корпусах на периметре с доступом с улиц.

В 1786 году генерал-губернатор Москвы Яков Александрович Брюс известил императрицу Екатерину II, что здание находится в «совершенной ветхости» и угрожает разрушением. Государыня не желала тратить государственные средства на новое здание, поэтому позволила купцам приобрести его по частям, чтобы они могли выстроить его самостоятельно в соответствии с одобренным проектом.

Итальянский архитектор Джакомо Кваренги, приглашённый в Россию в 1780 году, разработал план строительства, который был одобрен императрицей. Кваренги является автором многих известных зданий, таких как Академия наук, Эрмитажный театр, Смольный институт и Александровский дворец в Царском Селе. Он создавал архитектуру, отвечающую духу современности, не копируя римских зодчих.

При проектировании здания была учтена не только его функциональность, но и архитектурные предпочтения того времени. Фасад здания был украшен аркадами с колоннами, а на углах находились лестницы. Автор планировал здание исходя из представления о местности как о горизонтальной. Однако на самом деле участок между Ильинкой и Варваркой находился на склоне с крутым уклоном в сторону последней.

Это не позволяло возвести здесь здание точно по задумке Кваренги. Зодчие Семён Карин и Иван Селехов возглавили строительство первой части здания, переделав проект. Строение было разделено на две части: верхнюю с видом на Ильинку и нижнюю с фасадом на Варварку. Между ними образовалась ступенька. Фрагменты аркады были установлены на высокий цоколь, а колонны в других местах были уменьшены по высоте.

В конце 1790-х годов процесс строительства почти остановился, так как коммерсанты утратили потребность в проекте. Связано это с тем, что в 1797 году император Павел I устроил лавки в домах на первых этажах, что сильно расширило возможности торговли. Весь комплекс был закончен только в 1830 году. Окончание строительства было возложено на зодчего Осипа Ивановича Бове.

В 1970-х годах Гостиный двор оказался в аварийном состоянии. Серьёзная реконструкция стартовала в 1995 году. Процесс возрождения здания включал археологические раскопки. В ходе изысканий был найден клад XVI века, самый большой в истории московской археологии, стоимость которого в то время превышала 1000 рублей. При выборе способа перекрытия двора возникли конфликты между городскими властями и архитекторами.

Были рассмотрены всевозможные способы перекрытия двора, в том числе установка крыши, которая могла бы изменить вид квартала. Но лучшим решением стал проект Павла Еремеева и Нодара Канчели. Для расположения конструкции крыши высотой выше карниза здания без установки опор внутри и снаружи инженеры пришли к решению установить её на дворовые пилоны.

Гостиный двор в Москве

Мероприятия Гостиного двора в Москве

В Гостином дворе, где прошлое величественно соседствует с настоящим, устраиваются ярмарочные дни, выставки и образовательные форумы. Пространства для выставок обладают всем необходимым, чтобы организовывать крупные медийные мероприятия. Расположение в самом центре столицы, неподалёку от Красной площади, делает его одной из главных выставочных площадок в столице.

Выставка кукол

Здесь проходит вернисаж «Искусство куклы» — наиболее известное событие в мире кукольного театра в РФ. Экспозиция заключает в себе антикварные и шарнирные куклы, фарфоровые, бумажные, соломенные изделия. Здесь представляются рукотворные экспонаты, интерьерные, мультипликационные куклы, а также предметы коллекционеров, включая и прославленных медвежат Тедди.

Ценители искусства могут принимать участие в мастер-классах, создавать заготовки для новых изделий и встречаться с редкими мастерами-кукольниками, чтобы получить знания о том, как устроен мир кукольного театра изнутри. Экспонаты и учебная литература по созданию кукол доступны для покупки, а некоторые части выставки, такие как «Голая коллекция», располагаются в особом помещении.

Неделя моды

Московская Неделя моды ежегодно проходит в здании Гостиного двора и является важным событием для развития модной индустрии в России. Здесь собираются влиятельные люди, которые задают новые тенденции в моде, — дизайнеры, авторы крупных fashion-блогов и владельцы российских модных брендов. Здесь формируются новые модные направления и показывается, как это реализовать в реальной жизни.

В церемонии открытия участвуют прославленные модельеры, например — Валентин Юдашкин. На площадке Street Fashion Podium можно не только насладиться интересными модными показами, но и научиться модельной походке и получить красивые снимки с подиума. В другом выставочном пространстве, Fashion Street, любители моды могут составить гардероб и узнать секреты стиля известных людей.

Гостиный двор в Москве

Режим работы Гостиного двора в Москве

Гостиный двор открыт ежедневно с 10:00 до 22:00. Желающим прогуляться по магазинам в тишине стоит заранее спланировать время, поскольку в субботу и воскресенье и в конце рабочего дня в будни здесь многолюдно. Меньше всего посетителей в понедельник, вторник и среду. Тем, кто приезжает в Москву на выходные, лучше выбрать время с 10:00 до 12:00 или после 20:00.

Гостиный двор в Москве

Как добраться до Гостиного двора Москвы

Гостиный двор в Москве расположен по адресу ул. Ильинка, д. 4. Здание находится по соседству с ГУМом, Английским подворьем и колокольней Знаменского монастыря. Ближайшие станции метро — «Площадь Революции», «Театральная», «Охотный ряд». Доехать до них можно практически из любого конца Москвы без пересадок. Для тех, кто добирается на автомобиле, в парке «Зарядье» работает подземная парковка.

Гостиный двор в Москве
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Гостиного двора в Москве

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх