Елагин, или Елагиноостровский дворец — летняя императорская резиденция, построенная на Елагином острове в Санкт-Петербурге в 1780-е годы. Величавый комплекс в стиле ампир официально создавался для владельца острова — придворного вельможи Ивана Елагина, но на самом деле с учетом частых наездов на охоту и развлечения фейерверками Екатерины II. В настоящее время дворец входит в комплекс ЦПКиО имени С. М. Кирова.
828 2 0 11 мин. на чтениеНазвания: Елагиноостровский дворец
Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 59.979431 северной широты, 30.27006 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Елагин остров, 4, лит. Б
Дата основания: 1780-е годы
Архитектурный стиль: ампир
Архитектор: Карл Росси
Основатель: Иван Елагин
Состояние: музейный комплекс
Официальный сайт: https://elaginpark.org/
Имя автора летнего дворца на Елагином острове, где любила проводить время императрица, история не сохранила. В некоторых источниках есть свидетельства, что руководил работами архитектор Дж. Кваренги. Описания первого проекта тоже достаточно противоречивые. Учитывая специализацию этого итальянского зодчего, это должен был быть замок в классическом стиле с обилием зелени и английскими прудами. Со вкусами императрицы такая картина хорошо сочеталась.
Считать, что вилла Елагина выглядела именно так, позволяет и личность самого хозяина — главного масона в России. Пользуясь благоволением императрицы, осознавшей в первые годы правления шаткость своего престола, в философском парке и ротонде «Под флагом» он проводил собрания масонов. Закрытость структуры породила массу легенд — по мнению современников, под парком и дворцом находится лабиринт, ходы которого тянутся до главных правительственных зданий Петербурга.
Вторая легенда связывает виллу Елагина с авантюристом графом Калиостро. Якобы под дубом парка тот сумел убедить графа Потемкина дать для экспериментов по алхимии свой золотой запас. Насколько долго обманутый аристократ верил, что увеличившиеся в объеме слитки на самом деле золотые, неизвестно. Но о том, что призрак Калиостро до сих пор перемещается по зеркалам дворца, экскурсоводы обязательно расскажут.
От первого дворца, построенного в 1785—1790 годах, не осталось ничего, кроме стен. Позже владение Ивана Елагина и виллу, как называли здание современники, выкупил Александр I, решивший обустроить в живописном уголке резиденцию для своей матери Марии Федоровны. Так, он хотел обеспечить стареющей императрице, уже не выезжавшей за город из-за плохого самочувствия, уют в непосредственной близости от центра столицы.
Полная перестройка дворца была поручена Карлу Росси. Ему была поставлена четкая задача — сделать дворец местом отдыха и умиротворения, но при этом подчеркнуть высочайший статус жильцов. Деньги выделялись в любых количествах, как на архитектурные изыски, так и на мебель и внутреннее убранство. Интересно, что первые львы Санкт-Петербурга появились именно у входа в Елагин дворец. Переименовывать ансамбль не стали.
Росси возвел не только сам великолепный дворец, обильно украсив его барельефами и скульптурами, но и отреставрировал другие здания комплекса. В архитектурный ансамбль входят Кухонный и Конюшенный корпуса, а также стоящие отдельно три павильона — Оранжерейный, «Под флагом» и Музыкальный. Одновременно со строительством началось восстановление английского парка и новых аллей. Дубы, посаженные в тот период, стоят и сегодня.
Елагин дворец и парк стали одним из самых красивых и любимых уголков пригорода столицы. Парк, созданный по проекту известного в тот период садовода Буша, стал достойным обрамлением белоснежных стен. Мария Федоровна очень любила свою резиденцию, но с ее уходом комплекс стал практически заброшенным. Время от времени членам императорской фамилии приходили идеи о том, как использовать комплекс, но дальше косметических ремонтов дело не шло.
Без хозяйки дворец долго стоял пустым. Длительное время в нем находился дом отдыха для чиновников. После революции здание было отдано в ведомство государства. Открытый в 1918 году историко-бытовой музей уже в 1930 году закрыли. Реставрация под кураторством музейных работников началась только в 1952—1960 годах. К этому моменту от интерьеров и обстановки практически ничего не осталось — разграбление и война привели комплекс в удручающий вид.
Как музей комплекс на Елагином острове был снова открыт в 1987 году. Экспозиция насчитывает 12 тысяч исторических артефактов, привезенных из других дворцов Санкт-Петербурга. В музее демонстрируются живопись, посуда, предметы быта и культуры XIX века. Периодически дворец принимает тематические форумы и реконструкторские балы. Интерьеры дворца сдаются для съемок исторического кино.
Дворцово-парковый ансамбль включает в себя сам дворец, а также Кухонный корпус, Оранжерейный павильон, Конюшенный корпус, павильон «Под флагом» с гранитной пристанью, Музыкальный павильон. Частью комплекса можно считать и старинный парк с Масляным лугом, получившим свое название из-за ежегодно устраиваемых императрицей весенних гуляний на Масленицу.
Акцент композиции — сам дворец, поставленный на высокую террасу, к которой с двух сторон подходят элегантные пандусы. К ним ведет широкая лестница, на которой посетителей встречают белоснежные львы. Высокая каменная терраса, к которой ведут ступеньки, обрамлена кованой решеткой. Сочетание изящества и строгости с восхищением отмечалось еще современниками.
Обратная сторона здания выглядит изящно благодаря полукруглой ротонде. По ней проходит и ось симметрии всего здания. Все элементы оформления практичны и эффективны одновременно. Выходящие в сад ступеньки украшены массивными вазами, а парадный портал с решетками и шарами удобен для проведения светских раутов на свежем воздухе. Служебные корпуса комплекса от центрального зала даже не видны — они спрятаны за зеленью.
Фасад здания роскошно украшен. Коринфский портик западного фасада дополняется аттиком и плоским куполом. Полуротонда восточной части украшена колоннами и двумя портиками. Боковые фасады украшают треугольные фронтоны и те же колонны — по четыре с каждой стороны. Воздушность зданию добавляет выбор цветов. Сочетание голубого и белоснежного делает массивные постройки невесомыми. Те же оттенки используются и в декоре технических помещений.
Документы сообщают, что автор проекта рассчитал всю смету до копейки. Реконструкция обошлась казне в 1587632 рубля 40 копеек. По окончании работы на Елагином острове принимала императрица. Ее отзыв о комплексе был настолько восторженным, что Александр I пожаловал архитектору орден святой Анны. Кроме оплаты услуг, в знак личной благодарности, монархом были пожалованы зодчему алмазные подвески из личной коллекции.
Первый этаж прямоугольного здания занимает череда парадных залов. Интерьер каждого уникален и богат, но особой ценностью считаются сохранившиеся до настоящего времени резные деревянные двери, созданные из драгоценных пород по проекту самого Росси. Дополнительно они украшены тончайшей позолотой, покрывающей филигранную резьбу. Ниши рядом с проемами украшены мраморными фигурами весталок.
Из того же мрамора сделана облицовка колонн, благодаря чему они кажутся фарфоровыми и буквально светящимися. Благодаря этому приему центральный овальный зал кажется наполненным светом. Его золотисто-кремовые тона перекликаются с позолоченными частями люстры, хотя основной тон пространства — белый. Барельефные купидоны и особые шторы-картины придавали огромному помещению домашний уют и тепло.
Второй этаж планировался как жилой, поэтому для обивки стен применялись дорогие ткани, а стиль можно отнести к итальянскому. Многоцветие и обилие мелких деталей сделали помещение уютным и визуально теплым. Облицовка каминов черным итальянским мрамором сочеталась с золочеными рамами огромных зеркал и деревянным паркетом, выложенным в причудливый геометрический орнамент. Обилие столиков, стульев, пуфиков выдавало женскую руку.
Верхние этажи были уставлены мебелью. Императрица увлекалась коллекционированием, а придворные и сын с радостью пополняли ее серванты хрусталем и фарфором. Вдоль стен стояли мягкие диванчики, а в углах — столики для игры в шахматы и цветочные вазы, в которых круглогодично садовники меняли живые букеты. Вся обстановка была утеряна, восстановить образ дворца удается только по сохранившимся описаниям многочисленных гостей.
Центральный Овальный зал, Малиновая и Голубая гостиные, столовая, Фарфоровый кабинет были украшены скульптурами, также утраченными за годы ВОВ и советский период. Известно, что тональное решение каждого помещения и переходы между ними прорабатывались индивидуально. Третий этаж практически полностью был отведен под домовую церковь. Виды этих комнат не сохранились даже в набросках, хотя реконструкция ведется постоянно.
С 2021 года несколько помещений дворца на Елагином острове были закрыты на масштабную реконструкцию. Мастерам пришлось снять часть современной отделки помещений, чтобы добраться до закрашенных лаковых миниатюр и фресок. Так, удалось восстановить облицовку нескольких колонн, которые изначально были украшены миниатюрной росписью, а также частично воссоздать вид стен в домашней часовне, посвященной Николаю Чудотворцу.
Реставрационные работы продолжаются и в настоящее время. Последний объект, который был вскрыт для изучения, — кабинет императора, который, приезжая к матери, работал в нем с документами. Историки рассчитывают, что часть интерьеров под отделкой удастся спасти, как это уже произошло с камином и штофами ручной набивки, которые использовались в качестве материала для декоративной обивки стен. В перекрытиях могут находиться и другие артефакты.
Дворец активно используется, как и вся территория, входящая в комплекс. Кроме регулярных экскурсий и тематических выставок, здесь проходят костюмированные балы и встречи клубов исторической реконструкции. На территории и в интерьерах дворца часто снимаются исторические фильмы. Постоянной экспозицией считается выставка быта и культуры XIX века, а также картинная и скульптурная выставки.
Посетить территорию памятника культурного наследия можно с экскурсией и самостоятельно. Для этого придется доехать до станции метро «Крестовский остров» и прогуляться пешком 15—20 минут. По самому Елагину острову, как природному памятнику, транспорт не ходит. Территория открыта ежедневно с 06:00 до 22:00. Вход в музей возможен только в составе организованной группы.
Обсуждения