Благовещенский кафедральный собор Воронежской области, относящийся к митрополии Русской православной церкви, — третий в России по величине православный храм и один из самый крупных в мире. Постройка в русско-византийском стиле создана по проекту В. П. Шевелева по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Строительство, начатое в 1998 году, было закончено в 2009 году.
447 2 0 11 мин. на чтениеНазвания: кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы
Координаты: 51.676228 северной широты, 39.210144 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Воронеж, просп. Революции, 14В
Дата основания: 1998 год
Архитектурный стиль: русско-византийский
Архитектор: В. П. Шепелёв
Конфессия: православие
Состояние: действующий
Официальный сайт: https://sobor-vrn.ru/
Существующее в настоящее время здание Благовещенского кафедрального собора в Воронеже — восстановленная на месте ранее существовавшего храма постройка. Он был возведен на месте разрушенного деревянного храма, построенного, как считают историки, в 1585 году (по мнению Н. И. Поликарпова). Этот храм, являвшийся одним из первых на воронежской земле, неоднократно горел и восстанавливался.
Посвященная одному из самых почитаемых у православный верующих событию — Благовещению Пресвятой Богородицы — церковь восстанавливалась и перестраивалась не менее трех раз еще до XX века. Религиозный деятель Степан Зверев и архимандрит Димитрий (Самбикин) нашли доказательства масштабной реконструкции в 1690 году. Но эти работы также были только восстановлением стен после пожара на старом фундаменте.
Сведений об этом периоде достаточно много. Известно, что грамоту на проведение работ от патриарха Иоакима получил предстоятель только что созданного Воронежского патриархата святитель Митрофан. Работы были начаты в 1682 году, и в 1690 новый храм был освящен. Для христиан Воронежа Благовещенский собор стал популярным местом паломничества. В этот же период соборный комплекс стал резиденцией правящих архиереев.
Одной из достопримечательностей уже каменного храма митрополита Митрофана был отлитый по его заказу 160-пудовый колокол. Из описаний того времени известно, что высокое здание с деревянными крышами имело два ряда высоких окон, через которые помещение заливал естественный свет. Значимость храма, сравнительно простого по форме, подчеркивалась пятью главами с золочеными крестами.
Сохранилось и описание внутреннего убранства храма в этот период. Иконостас с в шесть ярусов был украшен атласом и бархатом, а все иконы были облачены в золоченые оклады. Утварь, используемая на богослужениях, была серебряной в позолоте. Чеканные позолоченные царские врата дополняли пышность образа главного храма митрополии, распространившей в этот период свое влияние до Азовского моря.
В 1703 году первый епископ Воронежский умер. Его тело было погребено на территории Благовещенского собора. В завещании святителя было предписание беречь храм. Но уже в 1718 году встал вопрос о полной переделке здания. Причиной стал овраг, в который тяжелый фундамент начал постепенно сползать. К 1735 году, когда здание было снова отстроено, значительная часть утвари была утеряна.
Первым после повторного освящения в новом отстроенном храме начал служить митрополит Пахомий. Он же изначально ведал и реконструкцией, внеся в план новые элементы. Так в нижнем ярусе левого крыла храма была устроена усыпальница, в которую и были перенесены мощи митрополита Митрофана. На территории была организована первая в регионе духовная семинария. Она действовала с 1745 по 1822 годы.
В 1836 году в комплексе появилась еще одна архитектурная жемчужина — Митрофановский монастырь. Он занимал место, на котором в настоящее время находится Воронежский государственный университет. Проект был вписан визуально в храмовый комплекс. Главными акцентами объекта, возведенного по проекту Д. Кваренги, стали летняя Архангельская церковь и зимняя во имя святого Митрофана. В 1780 году в комплексе появился и архиерейский дом.
После революции некоторое время в соборе продолжались службы, что негативно оценивалось борющимися с религией местными властями. Сначала из усыпальницы были изъяты мощи первого архипастыря (позже объявленные фальшивыми), а в 1929 году службы были полностью запрещены. Территория и здания собора использовались сначала в качестве тюрьмы, а после гражданской войны как помещения для студентов.
В 1942—1943 годах территорию храмового комплекса занимали немецкие войска. Артиллерийским огнем со стороны советских войск постройки комплекса были практически стерты. После войны было принято решение не восстанавливать объект культа, а построить на этом месте учебное заведение. Территория была выделена для возведения корпусов ВГУ.
В 1988 году, после многолетних просьб паствы, началось строительство нового храма. Территория плохо оборудованного Первомайского сада была выделена под строительство. Первый камень после речи и благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был заложен 28 августа 1988 года. Торжественное открытие состоялось в 2009 году.
Обновленный храм строился без учета первоначального облика. Автором проекта стал Владимир Шепелев. Главными сооружениями комплекса стали верхний и нижний пределы, а также зал собраний, в котором проходят официальные мероприятия региональной епархии. Ориентировочная вместимость главного зала составляет 6 тысяч человек, хотя на крупных службах фиксировалось и до 7500. Основной стиль — русско-византийское зодчество.
Знатоки архитектуры отмечают, что новое здание храма напоминает по конструкции и внешнему виду располагавшийся на Кольцовской улице Владимирский собор Воронежа. Он был полностью утрачен, но его описания сохранились. Форма нижнего храма крестообразная, накрытая плоским куполом. Образ довершают пять островерхих куполов — характерные для этого стиля вершины.
Высота главного купола, позволившая храму получить статус третьего по высоте в РФ, составляет 85 метров. Крест главного купола буквально возвышается над городом, — в нем практически нет зданий такой высоты. Сама постройка возведена из силикатного кирпича, но армирована — технология считается сейсмоустойчивой, повторное обрушение новому зданию не грозит.
Несколько месяцев после постройки стен здание стояло неоштукатуренным. Мастера выбирали технику. Рассматривались варианты облицовки и штукатурки. В итоге было выбрано покрытие композитным материалом, который дополнительно обеспечил стенам влагостойкость и устойчивость к эрозиям от плесневых образований. Этот же состав и придает стенам легкое свечение, эффектно смотрящееся на фотографиях. Дополнительно материал дает еще и теплоизоляцию.
Гордостью нового собора является его технологичность. Иконостас несет практическую функцию, за его опорами скрываются вентиляционные шахты, благодаря которым даже в дни наполнения помещения дышать в храме легко. По всему периметру еще на этапе строительства были установлены колонки — службу в мельчайших деталях могут слушать и те, кто находится на территории, а не внутри помещения.
Полукруглые царские врата выглядят богато благодаря сочетанию тонкой ковки и вставок из византийского лазурита. Половина центральной конхи остается открытой, так как иконостас имеет всего три яруса. Авторами иконостаса и клейм с полнофигурным Благовещением и парными Евангелистами в нижнем ярусе стали сам архимандрит Андрей Тарасов и артель церковной мастерской Курской епархии.
Художественной ценностью собора является запрестольный мозаичный образ. Он скопирован с аналогичного элемента константинопольского собора святой Софии, хотя и выполнен из местных материалов. В мозаичной технике из натурального камня создано изображение сидящего на престоле Спасителя и Богородицы в обществе пророка Иоанна Предтечи. Обрамлен образ декоративной мозаичной рамой.
Более 5 лет часть внутренних помещений оставалось только побеленной. Только в 2013 году мастера палехской иконописной мастерской «Возрождение» по благословению приступили к росписи стен и купола. Центральная часть композиции — Дева Мария и передающий ей благую весть Архангел Гавриил. Выбор обусловлен названием и посвящением собора. Часть сюжетов также посвящена Богородице и ее жизненному пути.
Главной реликвией кафедрального собора Воронежа является рака с мощами первого предстоятеля — митрополита Воронежского. Святитель Митрофан, или Макарий (в схиме) почитался прихожанами еще до кончины и был упокоен в стенах еще первого возведенного по его просьбе храма. Мощи были утеряны и вновь обретены, во времена Советского Союза находились в музее, но позже снова были переданы храму.
На территории храмового комплекса нашли свое упокоение еще несколько настоятелей собора. Православные паломники едут поклониться мощам автора многочисленных книг о правилах монашеской жизни и наставлений уходящим от мира святителя Тихона и архиепископа Воронежского Петра (Зверева). Последний был канонизирован как священномученик — во время репрессий он был убит в тюрьме, так и не отказавшись от веры.
Также поклониться можно мощам целого ряда почитаемых святых — всех двенадцати апостолов, преподобных старцев Оптинских, Киево-Печерских святых, святой мученицы Наталии Никомидийской. Последним обретением собора стала икона с частями мощей святых нижегородской земли. Периодически святыни вывозятся для доступа прихожанам в другие регионы, но обычно находятся на территории храмового комплекса.
Кроме огромного фонда святых мощей, в храме хранятся почитаемые у христиан иконы. Самые ценные — «Воскресение Христово — Сошествие во ад», Икона святого Митрофана Воронежского с частицами мощей, Икона святого Спиридона Тимифунтского с башмачком, икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей, икона Рудненской Пресвятой Богородицы, икона Божией Матери «Одигитрия», икона архиепископа Богучарского Серафима.
По договоренности с другими регионами на территории Воронежского кафедрального собора организовываются профильные мероприятия — выставляются почитаемые иконы и мощи, проводятся богослужения священнослужителями высшего порядка. Доступ в храм бесплатный, на территории работает православная лавка с церковной утварью работы местной ремесленной мастерской.
Воронежский Благовещенский собор работает ежедневно с 07:00 до 19:00. На сайте храма представлено полное расписание служб и событий на несколько недель вперед. Прихожане могут ознакомиться с порядком проведения и временем крестных ходов и литургий. Официальный адрес объекта — просп. Революции, 14В, Воронеж.
Обсуждения