Театр «Ленком», расположенный на Малой Дмитровке, по праву входит в список самых именитых и престижных московских театров. История удивительного театрального коллектива насчитывает почти столетие, на его подмостках выступали сотни прославленных актёров. Более 40 лет руководил театральной труппой известнейший режиссёр Марк Анатольевич Захаров, сегодня театр носит его имя.
397 0 0 12 мин. на чтениеПервый театральный коллектив рабочей молодёжи, так называемый ТРАМ, был создан в 1927 году, инициатором его создания стал Московский комсомол. С начинающими талантами вели работу корифеи МХАТа. Литературную основу спектаклей обеспечивал М. Булгаков, музыкальным сопровождением заведовал И. Дунаевский, сценографию осуществляли великие Кукрыниксы, Ю. Пименов и Е. Кибрик.
Возглавлял театр тогда И. Берсенев, который привёл с собой в труппу целую плеяду великолепных актёров, таких как Софья Гиацинтова, Ростислав Плятт, Серафима Бирман. Настоящей находкой среди них был ещё неизвестный тогда Николай Крючков, который начал в театре свой творческий путь, снискал славу звезды первой величины в театре и кинематографе 1930—60-х годов. Это было золотое время расцвета «Ленкома».
С самого начала все актёры ТРАМа играли спектакли и проводили репетиции по вечерам, а днём работали на столичных предприятиях. Однако со временем в театре сложилась труппа из настоящих профессионалов. Под руководством Берсенева, сумевшего сплотить и повести актёров за собой, «Ленком» приобрёл широкую известность, у труппы появился собственный почерк и уникальный талант. А пьесы для постановок писал сам К. Симонов.
Новый важнейший этап в жизни театра начался в 1963 году с назначением главным режиссёром Анатолия Эфроса, который разбавил сложившуюся труппу новыми актёрами. Это были В. Гафт, М. Державин, А. Збруев, Л. Дуров. Спектакли с их участием неизменно срывали море оваций столичных театралов. Однако, несмотря на широкое признание и известность, спустя три года Эфрос был уволен с должности по идейным причинам.
В 1973 году в «Ленкоме» появился новый художественный руководитель — М. А. Захаров, который в дальнейшем возглавлял театр более 40 лет. Ему удалось собрать дружную команду единомышленников, основой которой стали А. Абдулов, О. Янковский, Е. Леонов. Режиссёру удалось пригласить новые молодые таланты, наладить сотрудничество с известнейшими поэтами и композиторами. Театральные постановки обрели совсем другой вид.
Спектакли, поставленные Захаровым, удивляли своей кинематографичностью без использования каких-либо экранных приёмов. Сходство с кинематографом было заметно в насыщенности всего пространства сцены. Достигнуть подобной точности, уникальной энергии сценического рисунка и его красоты, можно было лишь в сотрудничестве с единомышленниками — художником театра О. Шейнцисом и руководителем ансамбля С. Рудницким.
Именно с М. Захаровым были связаны постановки, которые смогли обойти все запреты и препоны. С великим режиссёром связано появление в театре знаменитых рок-опер, но печатать в афише приставку «рок» тогда побаивались, чтобы не нажить проблем, поэтому театралы столицы стали называть ленкомовские постановки «современными операми». Сути это не меняло — в ту пору эти спектакли стали глотком свежего воздуха для людей.
После смерти великого режиссёра в 2019 году театру было присвоено имя Марка Захарова. Сегодня руководит труппой известный деятель искусств М. Варшавер, главным режиссёром назначен А. Франдетти. В планах труппы постановки приглашённых талантливых режиссёров, создание ряда наиболее популярных радиоспектаклей, где будут участвовать ведущие артисты театра.
Приход в «Ленком» М. Захарова ознаменовался целым рядом эпатажных постановок. После премьеры спектаклей «Автоград XXI» и «Тиль» по пьесе Г. Горина заговорили о том, что на смену тихому Эфросу явился кричащий Захаров. Главного героя в «Тиле» играл Н. Караченцов, а главную женскую роль исполняла И. Чурикова. Это был неповторимый спектакль, где актёры пели и танцевали, дерзили и смеялись без передышки.
Талантливые актёры буквально заражали зрителей любовью и верой в лучшее. Следом появились две рок-оперы композитора А. Рыбникова. «Юнона и Авось», созданная на стихи А. Вознесенского, произвела фурор в театральной жизни. Главных героев исполняли Н. Караченцов, Е. Шанина и А. Абдулов. Спектакль в сегодняшней афише занимает почётное место, главного героя играет Д. Певцов.
Другая постановка — рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», тогда смотрелась так же мощно, как сегодня исполняется молодыми талантливыми актёрами театра «Вальпургиева ночь», поставленная по произведениям В. Ерофеева. Эти спектакли стали настоящим событием, яркие и романтические, они буквально захватывали зрителя своим темпом и энергией чувств, сочетанием эстетики и площадной свободы.
Творческое сотрудничество М. Захарова с писателем Г. Гориным привнесло в репертуар театра целый ряд прекрасных постановок. Последний спектакль по его сценарию, «Шут Балакирев», увидел свет, когда автора уже не стало. Знаковыми стали его спектакли «Поминальная молитва», созданная по Шолом-Алейхему, и «Королевские игры», поставленные по мотивам пьесы М. Андерсона «1000 дней Анны Болейн».
В образе молочника Тевье в «Поминальной молитве» блистали известные еврейские актёры Михоэлс и Топол, однако образ был настолько наполнен трагизмом и человеческой мудростью, что воплотить его мечтали многие русские актёры. В кино это удалось М. Ульянову, а в «Ленкоме» образ молочника с успехом изобразил великий Е. Леонов. Исконно русскому человеку не потребовалось клеить бороду и пейсы, он вошёл в образ изнутри.
Е. Леонов сумел донести до зрителя мысль, что не так важны приметы и национальность человека, как его суть и философия мудрейших трудяг любого цвета кожи. После смерти актёра долго никто не решался взяться за эту роль. Осуществить образ нового Тевье удалось В. Стеклову. У него молочник совсем другой, но в итоге он проповедует известные всем истины о том, что добро сильнее зла, а любовь сильнее ненависти.
Памяти великого А. Миронова ленкомовцы посвятили постановку «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Она была создана в стиле игривой музыкальной фантазии, в которой звучала несравненная музыка Моцарта и Россини. Дополняли прекрасный спектакль балетная группа, большой хор, ансамбли скрипачей и волынщиков. Искромётная постановка полна вольности, лёгкости, пьянящего духа свободы.
«Варвар и еретик», созданный по роману Достоевского «Игрок», явился одним из наиболее глубоких в философском плане, самых постановочно трудных, полных метафор и фантасмагорий спектаклей «Ленкома». В нём играла настоящая звёздная плеяда великих актёров — Янковский, Чурикова, Джигарханян, Збруев, Броневой и другие. Главную роль исполнял А. Абдулов, который вложил в образ всего себя, свой талант и страсть к лицедейству.
Спектакль собрал тогда весь перечень возможных в то время театральных наград. Спустя годы Захаров пригласил в театр А. Тарковского, который поставил на его сцене «Гамлета» с Солоницыным, Тереховой и Чуриковой. Через 10 лет именитый Г. Панфилов предложил зрителю другое прочтение великой трагедии в современном остром стиле, сразу получившем отклик в сердцах многочисленных зрителей.
Сегодняшний «Ленком» Марка Захарова под руководством М. Варшавера предлагает зрителям обширный и разнообразный репертуар. В него включено множество старых интересных пьес, в которых участвуют молодые актёры. Большой популярностью пользуется нестареющая постановка «Юнона и Авось», главные роли в которой играют Дмитрий Певцов и Семён Шкаликов, женские образы воплощают А. Волкова и А. Митрошина.
Несравнимый ни с чем «Шут Балакирев» — историческая трагикомедия по пьесе Г. Горина, главную роль в которой исполняет С. Ююкин, а образ Петра Великого воплотил А. Лазарев. Легендарная «Поминальная молитва» была восстановлена А. Лазаревым. Сегодня роль Тевье-молочника доверена талантливым актёрам С. Степанченко и продолжателю актёрской династии А. Леонову. Новая версия пьесы пришлась по душе столичным театралам.
Спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» стал данью памяти великому А. Миронову, который скончался на сцене в костюме Фигаро во время последнего монолога. Сегодня образ главного героя воплотил в жизнь Д. Певцов, роль графа Альмавивы исполняет А. Лазарев. В остальных ролях задействованы именитые актёры и молодые таланты, поэтому спектакль получился ироничным, искромётным, полным красивой музыки.
Из новых постановок особый интерес вызывает спектакль «Под одной крышей». Премьера его состоялась в 2020 году, режиссёр постановки — Р. Самгин. Пьеса известного драматурга Л. Разумовской повествует о том, как сложно обрести женское счастье. Это драматическая история трёх поколений женщин, живущих под одной крышей. В главных ролях заняты Т. Кравченко, О. Железняк, В Лаптева.
Здание театра было построено в 1909 году по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица. Постройка первоначально предназначалась московскому Купеческому клубу, членами которого были известные дворянские семьи и многие государственные и общественные деятели. Здесь часто проводились литературные вечера, устраивались концерты и дивертисменты. Клуб играл большую роль в культурной жизни столицы.
Здание было возведено в модном тогда стиле модерн и представляло собой постройку с двумя башнями по сторонам и устроенной между ними уникальной ионической колоннадой. Главный фасад украшен причудливой лепниной, выполненной в стиле раннего неоклассицизма с декоративными элементами модерна. В 1914 году была возведена пристройка, созданная по чертежам В. Адамовича и В. Маята.
После революции уникальное внутреннее убранство Купеческого клуба было безнадёжно испорчено новой властью, которая непримиримо относилась к хозяевам особняка. Здание тогда стало домом анархии. Богатый интерьер практически полностью был разрушен, даже реставрация нижнего вестибюля не помогла воссоздать оригинальную отделку здания, которая сохранилась лишь на старых фотографиях.
Театральная касса работает ежедневно с 11.30 до 15.00 и с 16.00 до 19.30. Можно приобрести билеты онлайн на официальном сайте «Ленкома». На всех спектаклях установлен возрастной ценз. Зрители запускаются за час до начала постановки. Запрещены фото- и видеосъёмка, в помещении театра нельзя курить. Желательно выключить мобильные телефоны. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования.
«Ленком» расположен по адресу: Москва, Малая Дмитровка, 6. Добраться до центра города легко, можно воспользоваться метро, необходимо выйти на станции «Чеховская», «Пушкинская» или «Тверская». Все они ведут на Пушкинскую площадь, у здания концертного зала «Россия» нужно повернуть к Малой Дмитровке и отправиться к театру, минуя храм Рождества Пресвятой Богородицы. Дорога займёт не больше 5 минут.
Современный «Ленком» имеет свою, преданную только ему публику. Истинные театралы посещают все премьеры и спектакли, чтобы насладиться игрой любимых актёров. Оценить театральные постановки приезжают в столицу любители искусства со всех регионов страны. Поэтому билеты на спектакли с участием известных актёров раскупаются за 2 месяца до назначенной даты, и это называется истинной любовью к своим кумирам.
Обсуждения