Сиднейский оперный театр — шедевр мировой архитектуры, визитная карточка Сиднея и всей Австралии. Его строительство, растянувшееся на десять лет вместо планируемых трёх, потребовало затрат на сто миллионов долларов вместо намеченных семи. Сооружение с узнаваемыми парусами вмещает более 5500 зрителей, а количество опер и концертов составляет три тысячи в год. Сиднейский оперный театр признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
1 070 1 0 12 мин. на чтениеВ 2007 году комитетом по вопросам образования, культуры и науки ЮНЕСКО Сиднейский оперный театр был оценён как беспрецедентный, смелый, уникальный архитектурный объект, единственный в мире, при жизни его создателя ставший одним из объектов «Новых семи чудес света». Архитектор, которому принадлежит авторство плана здания, получил за свою масштабную работу все возможные регалии, в том числе высший орден Австралии и Притцкеровскую премию — главную мировую награду за архитектурные достижения.
В 1947 году на австралийский континент перебрался Юджин Эйнсли Гуссенс, композитор и дирижёр Великобритании. Став главой Сиднейского симфонического оркестра, Гуссенс заметил, как много австралийцев любят музыку, особенно классическую, и стремятся попасть на концерты и музыкальные мероприятия. Но тогда в Австралии было очень мало мест, где проходили такие события.
Желание британского дирижёра построить здание для оперного театра в Сиднее совпало с интересами властей, которые хотели привлечь внимание к австралийскому континенту в качестве туристического направления. Этому могло способствовать создание архитектурных сооружений, аналогов которым ещё не знал целый мир. В 1954 году был запущен международный конкурс на лучшее архитектурное решение для здания театра оперы.
Регистрацию прошли около тысячи работ от архитекторов со всех концов земного шара. В итоге осталось 220 проектов, среди которых главными претендентами стали работы авторов из Америки и Великобритании. Согласно замыслу целой команды специалистов из США, это должны были быть театры, совмещённые друг с другом, с объединённой сценой, заключённой в главном корпусе. Британский же проект весьма напоминал культурный Линкольн-центр, находящийся в Нью-Йорке.
Но тут со своей работой вступил в схватку архитекторов 38-летний Йорн Утзон, архитектор из Дании, в юности обучавшийся в Датской королевской академии изящных искусств. До этого он уже получил признание своей деятельности, разработав проект для театра Цюриха. На конкурсе здания сиднейской оперы Утзон затмил всех своих конкурентов, его работе просто не нашлось равных. Невиданная экспрессивность и причудливость дизайна впечатляла, хотя и была во многом спорна.
Его доминантой стали десять сводов, наслаивающихся друг на друга и подобных крыльям птиц, достигающих в высоту 60 метров. Они также походили на раковины или паруса яхт, расположенных в той бухте, на берегу которой, по задумке Юджина Гуссенса, планировалось поставить здание. Это весьма подкупало многих членов жюри, но вызывало большие споры.
Если верить легенде, автор проекта, Йорн Утзон, придумал его благодаря очисткам апельсина. Они напомнили архитектору полусферы, из которых при желании можно было собрать круг. По другой версии, на создание такой удивительной работы Утзона вдохновили мексиканские холмы Монте-Альбан. Некоторые увидели в верхушке здания очертания, напоминающие храмы древнего племени майя. Посовещавшись, судьи решили отклонить проект.
Но вскоре снова разогрелись горячие дискуссии об облике будущего здания. В результате чертежи датского архитектора были отвергнуты членами международной комиссии ещё дважды. За работу Утзона вступился его коллега Ээро Сааринен, известный архитектор из США и финн по происхождению. Он назвал автора амбициозного проекта конкурсантом, которому нет равных, и в 1957 году проект был утверждён, а Йорн Утзон, даже не мечтавший о победе, получил за неё 5 тысяч фунтов стерлингов.
Трудности в строительстве возникли уже на первом этапе. Плохая погода и постоянные дожди тормозили возведение платформы, на которой должна была находиться конструкция театра. Работы над ней, задействовавшие 10 тысяч рабочих, продлились до конца лета 1962 года. Затем инженеры столкнулись со сложностями в разработке парусов. Их решено было собирать как одну сферу на земле и крепить к одной точке, чтобы лучи исходили из неё по принципу веера.
В ходе работ Утзоном принимались новые решения, позволявшие решать невыполнимые, на первый взгляд, задачи. Так была придумана стальная арка, скреплявшая оболочки, и удерживающие панели из железобетона. Изначально стройка была разрешена с условием, что на неё не будет потрачено больше бюджетных средств, чем было разрешено. Стоимость сооружения здания оценивалась в семь миллионов австралийских долларов. На этапе завершения работ было потрачено более 100 миллионов.
С огромным отставанием шло возведение «парусов». По плану, оно должно было завершиться к 1965 году, но по факту гигантские конструкции были установлены лишь к 1972 году. Всё это время архитектору пришлось отстаивать свой проект от нападок жителей Сиднея, возмущённых возросшей стоимостью строительства театра. Ко всему прочему, в городе сменилась власть, и новый глава правительства стал вмешиваться в дела стройки, требуя изменений.
В итоге возведение Сиднейского оперного театра завершилось уже без участия Йорна Утзона. В проект вносились изменения без одобрения его автора: были переделаны назначения залов, приняты другие акустические решения и изменено внутреннее оформление. Тем не менее, за разработку самого узнаваемого здания в Австралии датский архитектор получил множество самых почётных наград и даже символические ключи от города.
Торжественное открытие театра оперы Сиднея, сопровождаемое Девятой симфонией Бетховена и огромным стечением народа, состоялось 20 октября 1973 года. В нём участвовала королева Елизавета II, перерезавшая красную ленту. Был устроен грандиозный фейерверк. Утзон так и не приехал на открытие своего детища, но во время открытия был удостоен золотой медали Королевского архитектурного института Австралии.
На следующий день широкая публика потянулась в стены великолепного театра. Первой оперой стала «Война и мир» русского композитора Сергея Прокофьева. Здесь давали свои выступления оперные певцы и симфонический оркестр, демонстрировались фильмы на тему сёрфинга, позже прошли соревнования по бодибилдингу с награждением Арнольда Шварценеггера титулом «Мистер Олимпия».
Сегодня в залах Сиднейского оперного театра ежегодно проходит более трёх тысяч мероприятий, в рамках которых его посещают до 10 миллионов человек. Уникальное сооружение признано шедевром архитектуры мирового значения, «визитной карточкой» континента, а многие жители Австралии считают его самым красивым зданием в мире. Он словно музыка, застывшая в граните и бетоне.
Общая площадь Сиднейского оперного театра составляет около двух гектаров. Основанием для здания служат несколько платформ, одна из которых делит его напополам. Первая часть является внутренней и находится под водой, в ней проходит подготовка к огромному количеству театральных постановок. Вторая половина открыта взорам гостей, на её территории проходят спектакли и другие мероприятия.
Для строительства объекта потребовалось забить 580 огромных свай на глубину 25 метров. В длину здание вытянуто на 185 метров, ширина составляет 120 метров. Вес конструкции — больше 160 тысяч тонн. Кровля для крыши была изготовлена в Швеции и состоит из миллиона плиток-чешуек, имеющих способность самоочищаться, и более двух тысяч фрагментов. Тросы из стали, удерживающие крышу здания, в совокупности составляют 350 км в длину.
Сиднейский оперный театр потребляет столько же электроэнергии, сколько требуется небольшому городку с населением 25 тысяч жителей. Каждый год работники меняют более 15 тысяч лампочек. Здание нуждается в постоянном обслуживании, из-за чего терпит огромные расходы, которые превышают все доходы театра оперы примерно в два раза. Финансирование объекта происходит по причине его культовости и признания в качестве архитектурного шедевра на всемирном уровне.
Узнаваемые «паруса» составляют серию треугольных бетонных панелей и словно являются частями или «скорлупками» одного гигантского круга. Это придаёт сооружению воздушности, гармонии и законченности, напоминает о яхтах и лёгких судах, стоящих в сиднейской бухте. Снаружи строение облицовано гранитом розового цвета. Перед ним находится площадка, вмещающая 6 тысяч человек, где проходят мероприятия. Сиднейский оперный театр с трёх сторон окружён водой и напоминает рукотворный полуостров.
Во внутренней отделке использовалось много дерева, которое доставляли из двух местных лесов. Два самых больших помещения сооружения — это Концертный зал вместимостью в 2679 человек и Театр оперы, который рассчитан на 1500 зрителей. Оба зала находятся под двумя крупнейшими сводами-парусами. Меньшими по площади являются Драматический театр и Игровой зал, в которых могут разместиться 544 и около 400 гостей соответственно.
Ещё один зал вмещает 210 человек. Помимо этого, в здании располагаются множество магазинов, бары и рестораны. Последних внутри здания насчитывается несколько десятков, а самый большой из ресторанов, «Беннелонг», расположился внутри меньшей из раковин. Через пункты торговли и общественного питания проходят 2 миллиона человек в год.
Под цоколем находятся помещения, в которых проходит подготовка к спектаклям. Они скрыты от глаз посетителей, которые могут находиться на верхних надцокольных площадях, откуда можно видеть городскую гавань. Всего в здании насчитывается около тысячи помещений, из них самыми главными являются пять театральных павильонов.
Мероприятия, которые проходят в стенах Сиднейского оперного театра, разнообразны и рассчитаны на зрителей всех возрастных категорий. Это опера и театральные представления, спектакли и различные музыкальные шоу и концерты классической музыки, интерактивы для детей и взрослых. Также здесь устраиваются просмотры фильмов, перформансы художников, актёров, исполнителей. В театре создаются новые тенденции в соответствии с духом времени, проходит цифровое обучение.
Регулярно с большим размахом здесь празднуется встреча Нового года. Тогда стены и крыша огромного здания окрашиваются в различные цвета, а гуляния сопровождаются фуршетом, концертами и роскошным фейерверком. Также ежегодно в стенах театра проходит Фестиваль света, во время которого не только здание, но и весь Сидней представляют собой сплошное световое шоу. Яркие проекции опускаются на оригинальную крышу из парусов, транслируя всевозможные картины.
Посетить главную достопримечательность Сиднея может любой желающий абсолютно бесплатно. Кассы для покупки билетов на мероприятия Сиднейского оперного театра открыты с 9:00 до 20:30, в воскресенье — до 17:00. Можно увидеть интерьеры здания, заказав экскурсию с гидом. Лучшим временем для посещения считаются утро и вечер, так как число туристов и гостей театра настолько велико, что достигает 20 тысяч человек в день. Здание театра находится в штате Новый Южный Уэльс, в Сиднее, на Круговой набережной, 21.
Обсуждения