Воскресенский Новоиерусалимский монастырь — подмосковная обитель, ассоциирующаяся с израильской Святой землёй. Монастырь является мужским ставропигиальным, расположен в городе Истра на расстоянии 50 километров от столицы России. Начало возведения храмового комплекса датируется XVII веком, идея принадлежит патриарху Никону. В состав обители также входит музей «Новый Иерусалим».
1 006 0 0 12 мин. на чтениеНазвания: Воскресенский Новоиерусалимский монастырь
Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 55.921845 северной широты, 36.843927 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Истра, ул. Советская, 2
Дата основания: 1656 год
Основатель: патриарх Никон
Конфессия: православие
Тип: мужской
Состояние: действующий
Официальный сайт: https://n-jerusalem.ru/
Патриарх Никон стремился создать точную копию иерусалимских святых земель, и его задумка в результате осуществилась. Возведение храма начали на небольшой горе с палестинским наименованием Сион. На территории расположен Гефсиманский сад, повторяющий место, в котором, по преданиям, молился перед смертью Иисус, а подмосковный пейзаж в этих местах напоминает иерусалимские холмы.
Строительство велось по проекту Никона. У восточной стороны монастыря находится Елеонский холм, северная часть соседствует с холмом Фавор. На момент закладки храма в 1656 году реку Истру переименовали в Иордан, однако позднее вернули старое название. Первый этап строительства продолжался до 1666 года. Затем начались гонения на Никона, из-за чего возведение Новоиерусалимской святыни отложили на несколько лет.
На первом этапе возведения монастыря удалось построить достаточно много объектов, успели практически полностью возвести главный храм. Были обустроены и доведены до завершающей фазы каменные службы и сирены из дерева. К этому периоду также относится возведение скита для Никона, который называется Отходная пустыня. Перед прекращением первоэтапных строительных работ была закончена Елеонская часовня.
Возобновление стройки пришлось на 1679 год — прерванные работы продолжились благодаря царю Фёдору Алексеевичу. Он создал несколько указов. Один из них оповещал о продолжении строительства Новоиерусалимского мужского монастыря, второй указ присоединял к территории храма ряд других обителей с большим количеством крестьянских дворов, в связи с чем весь комплекс был расширен до 1630 строений.
Планы Никона были полностью выполнены. Ставропигиальный монастырь поражал масштабами и размахом. Храмовый комплекс достоверно имитировал принадлежность к Святой земле Иерусалима, местность в окрестностях монастыря имела соответствующие названия. В подмосковной Истре можно было увидеть копии Галилеи, Вифлеема и Елеона. Согласно старым картам, никоновская постройка представляла собой копию в уменьшенном варианте.
Никон умер в 1681 году и не дождался окончания строительства задуманного масштабного комплекса. Руководством строительства на завершающих стадиях занимался архимандрит Никанор, за техническую часть отвечал иеромонах Сергий Турчанинов, имеющий глубокие познания в области литейного дела. Совместно с окончанием строительства обустраивались прилегающая территория и дополнительные строения.
Монастырь смог пережить Октябрьскую революцию и приход советской власти, но Великая Отечественная война внесла свои коррективы. Воскресенский собор, являющийся главной святыней комплекса, был полностью разрушен немецкими военными. Произошёл сильный взрыв, из-за которого, кроме главного храма, пострадали другие важные строения — шатровая ротонда, колокольня и центральная глава.
В послевоенные годы монастырю откровенно не повезло — власти не занимались восстановлением в течение нескольких десятилетий. В 1985 году Новоиерусалимский мужской монастырь дождался своего звёздного часа — утраченную главу полностью восстановили. Также отстроили разрушенную ротонду, и уже к концу XX века был полностью обновлён шатёр. При восстановлении зданий для прочности применили металлическую арматуру.
В 1995 году Новоиерусалимский монастырь и созданный по соседству музей «Новый Иерусалим» стали собственностью Русской православной церкви. Обе достопримечательности составляют уникальный архитектурный ансамбль, признаны исторического-архитектурным памятником. Святыня популярна, привлекает паломников и туристов как из России, так и из других государств.
С помощью Воскресенского собора патриарх Никон хотел рассказать о Христовом пути. Именно поэтому внутри храма находится имитация Кувуклии — часовни, в которой располагается Гроб Господень. На входе в храм установлен камень — это имитация той глыбы, на которой находился ангел, указавший верующим на точное место захоронения Иисуса. В этом месте принято вставать на колени и произносить молитвы.
Для более полного погружения во времена жизни Иисуса Христа можно обойти храм по кругу. На пути появятся места Скорбного пути — это храмы, которые видел Иисус в последние моменты жизни. Здесь же расположена темница, в которой ему заковали ноги и где он провёл последнюю ночь перед казнью. Если поднять взгляд вверх, можно увидеть Голгофу, крест для которой Никон заказывал в Иерусалиме.
Отдельное внимание верующих привлекает камень для миропомазания, на который, по преданию, положили Иисуса уже после смерти. На камне заметна внушительная трещина. Она не имеет отношения к религиозной тематике — это следы Великой Отечественной войны, трещина появилась после взрыва вблизи храма. Здесь находится могила патриарха Никона, она расположена с правой стороны от входа.
По плану патриарха Никона Воскресенский собор должен был в точности повторять архитектурные особенности и внутреннее убранство храма Гроба Господня, который функционировал в Иерусалиме. Масштабная постройка максимально соответствует своему прототипу — это трёхчастное монументальное строение, символизирующее Голгофу в качестве места распятия, а также погребение и воскресение.
В перечне документов по строительству Воскресенского собора были определены этапы возведения строений. Например, к 1666 году храм был построен до кровли. Согласно задумке архитектора, к этому времени успели построить колокольню и обустроить помещение для подземной церкви. Необычную святыню назвали в честь святых Елены и Константина, использовали в качестве придела Обретения Креста Господня.
Внутренняя и наружная части Воскресенского храма содержат массивную керамическую облицовку, пояса и наличники. Имеется традиционный для православных соборов декор из порталов и внушительный иконостас. Для пристроенной колокольни специально отлили 15 колоколов, отличающихся мощным чистым звучанием. На сегодня сохранился только один стопудовый древний колокол, отлитый в 1666 году.
Согласно плану второго этапа строительства главного храма Новоиерусалимского монастыря, работы продолжились с 1679 по 1685 годы. В этот период построили главу в центральной части строения, ротонда была перекрыта массивным шатром из кирпича, диаметр которого достигал 22 метров. В конце XVII века действующим архимандритом было проведено освящение подземного храма имени святых Елены и Константина.
Воскресенский храм представляет собой миниатюрную копию оригинальной иерусалимской святыни, а архитектура, внутреннее убранство и декоративное оснащение в полной мере отображают библейские сюжеты. При этом в полной мере сохранены старорусские строительные традиции и особенности архитектурного искусства. Собор выглядит традиционно для масштабных церквей, построенных в XVII веке, и вписывается в специфику храмов Русской православной церкви.
Например, подобная тенденция отчётливо заметна при взгляде на восточную часть храмового комплекса. Восточный фасад представлен многоглавой архитектурной композицией, которая похожа на пирамиду. Строительство осуществлялось с помощью уникальной методики: изначально создавали независимые друг от друга части строения, после чего каждую часть соединяли со следующей поочерёдно.
В западной части архитектурного ансамбля можно полюбоваться красотой Трапезных, Архимандричьих и Больничных палат. Изначально строения были отдельными объектами, все три здания построены в период с 1685 по 1698 годы. В конце XVII века палаты решили объединить в единый комплекс с соблюдением общего архитектурного стиля, идея объединения зданий вынашивалась в течение несколько лет.
Трапезные палаты располагались на фундаменте, заложенном в 1666 году, — это старые каменные службы, которые были пригодны для продолжения строительства. Рядом с поясом западной стены расположены все палаты, находящиеся перпендикулярно относительно здания храма Рождества Христова. После объединения здания составили единую архитектурную композицию, украшенную наличниками из белого камня и полуциркульными окнами.
Скит для патриарха Никона строили в течение 5 лет — с 1657 по 1662 годы. Он стоит на берегу реки Истры, которую в те времена пытались переименовать в Иордан. Это единственный памятник, сохранившийся за пределами стеновой ограды Новоиерусалимского монастыря. Скит подвергался незначительным разрушениям во время Великой Отечественной войны. На данный момент строение отреставрировано.
Здание имеет три этажа и плоскую кровлю. На первом и втором этажах располагались служебные комнаты и различные помещения для хозяйственных нужд. Третий этаж был приёмной архиепископа, здесь же была оборудована церковь Господня Богоявления. На плоской ровной крыше возвели восьмигранную уникальную церковь Петра и Павла, небольшую звонницу и келью для молитв Никона.
Первоначально ограда была деревянной. Из-за слабой прочности архимандрит Никанор решил установить каменную. Строительство началось в 1690 году и продолжалось в течение 4 лет, при возведении полностью соблюдены традиции древнерусского зодчества. Врата из камня строились по проекту архитектора Бухвостова. В результате получилась 9-метровая ограда толщиной около 3 метров, протяжённость — 920 метров.
Интересная архитектурная особенность — изломы и углы стены не оставили пустующими. Неприглядный вид строения украсили однотипные башни, вписавшиеся в общую композицию. Подворье башни дополнило ещё одно башенное строение — Елизаветинское. Эта конструкция предназначалась для украшения западной части ворот. Ярусные башни не являются оборонными сооружениями, их функция заключается в декоративном оформлении ограды.
Когда-то позади Елизаветинский ворот располагался Гефсиманский сад. Это знаковое место копировало оригинал, в котором молился Иисус перед казнью. В те времена на участке сада было много водных проток, которые формировали остров. Сейчас на месте Гефсиманского сада находится парк, протоки высохли. Парковые насаждения дополняют архитектурный ансамбль монастырского комплекса.
В парке находятся экспозиции архитектурно-исторического музея. Здесь можно рассмотреть уникальные деревянные строения, выполненные в стиле русского зодчества — крестьянские дома, небольшие часовни, хозяйственные постройки. До начала 2000-х годов в парке находился храм Богоявления, который полностью сгорел в результате пожара. Крестьянские усадьбы, мельница и другие строения идентичны оригинальным строениям.
Новоиерусалимская обитель и музей работают ежедневно без выходных с 9.00 до 18.00. Адрес комплекса: Московская область, город Истра, улица Советская, строение 2. Добраться можно разными способами. Поездка на электричке должна завершиться на станциях «Истра» или «Новоиерусалимская». Если ехать из Москвы на метро, нужно выходить на станции «Тушино» и пересесть на один из автобусов, направляющихся в сторону Истры.
Обсуждения