Мавзолей Ходжи-Ахмеда Ясави — великолепный памятник средневековой исламской архитектуры, построенный во времена Тамерлана, по его указанию и с личным участием правителя. Священное для мусульман сооружение возведено на месте захоронения Ходжи-Ахмеда Ясави — весьма почитаемого исламского проповедника, мыслителя и великого поэта XII века. В мавзолее находятся мусульманские святыни, а сам он является главным объектом музея-заповедника «Хазрет-Султан».
184 0 0 10 мин. на чтениеУникальный мемориальный комплекс возведён на земле, хранящей останки Хазрета Султана, или Ходжи-Ахмеда Ясави — проповедника и философа, основателя школы суфизма и особо почитаемой фигуры на Востоке. По преданию, в возрасте семи лет он стал учеником Арыстан-Баба, духовного наставника, хранившего учения Мухаммеда. Учитель передал Ходжи-Ахмеду финик с аманатом (указанием) Пророка, после чего умер.
В 17 лет последователь Арыстан-Баба отправился в город Яссы и открыл в себе способность к поэзии. Путешествуя по миру, Ходжа-Ахмед писал стихи на разных языках — персидском и тюркском, арабском и шагатайском. Его рукописи хранятся в разных странах и городах — Стамбуле, Ташкенте, Туркестане, Алматы, Москве. По одной легенде, остаток своих дней мыслитель провёл в заточении, достигнув возраста Пророка, по другой — прожил до 125 лет.
Годом смерти Ходжи-Ахмеда Ясави стал 1166 год. Его похоронили с большими почестями, поставив мавзолей на месте погребения. Через 233 года Тамерлан, только что одержавший оглушительную победу над ханом Золотой Орды Тохтамышем, издал указ о строительстве грандиозного мемориала на могиле почитаемого поэта-суфиста и философа Ходжи-Ахмеда. К тому времени старый мемориал довольно обветшал.
Руководствуясь не только религиозными, но ещё и политическими стремлениями, правитель Тамерлан лично принял участие в строительстве уникального мемориального комплекса, изобилующего декоративными деталями и великолепным внутренним убранством. Размеры строений, куполов и архитектурные тонкости прорабатывал сам Амир Тимур. По его приказу здесь также был заложен суфийский монастырь.
Возводя грандиозный памятный комплекс, посвящённый духовному наставнику многих мусульман, Тамерлан тем самым устанавливал свой авторитет среди кочевых народов. Но вначале это было непросто: легенда гласит, что строительство каждый раз оканчивалось неудачей. Рушились стены при их возведении, бурей сносило конструкции. Все мастера опускали руки, не зная, что делать.
Однажды Тимуру приснился сон, в котором ему явился старец. Он указал на могилу духовного наставника Ходжи-Ахмеда, передавшего ему реликвию Пророка, — святого Арыстан-Баба. «Сначала построй здесь мавзолей», — сказал старец. Тогда Тимур возвёл мемориальное строение на указанном месте погребения святого, и только после этого строительство огромного комплекса продолжилось без проблем.
По этой причине паломники всегда начинают свой путь к мемориальному комплексу Ходжи-Ахмеда Ясави с посещения мавзолея Арыстан-Баба. Верующие восторгаются большим дворцовым залом мавзолея Ясави, где на протяжении веков проходили собрания важных особ и военные переговоры, приёмы дипломатов. В нём до сих пор находятся великолепное кресло хана и атрибут его власти — скипетр, а также документы и послания другим правителям и императорам.
Тамерлан не успел закончить начатый им грандиозный проект — строительство было приостановлено в связи с его смертью, внезапно наступившей в 1405 году. Незаконченным остался входной портал, который достраивали при финансовой помощи Абдуллы-хана II — бухарского правителя, пожертвовавшего немало своих средств на усовершенствование мавзолея. Со временем в его малом дворце, находящемся в мавзолее, стали хоронить выдающихся лиц государства.
Когда Золотой Орды не стало, образовалось Казахское ханство, выбравшее своей резиденцией именно мавзолей Ходжи-Ахмеда Ясави. Здесь принял свой титул «повелителя правоверных» в 1815 году хан Умархан, правящий в Кокандском ханстве. В конце XIX века на восстановление исторического архитектурного комплекса жертвовалось немало средств со стороны Российской империи.
Советский период превратил религиозную святыню мусульман в республиканский антирелигиозный музей. Его главная реликвия, тайказан (чаша для воды), хранившийся с 1399 года в мавзолее и отлитый по личному приказу Амира Тимура, был перевезён в Ленинград и установлен в Эрмитаже. Лишь в 1988 году тайказан вернулся на прежнее место. Сегодня мемориальный комплекс входит в состав историко-культурного музея-заповедника «Хазрет-Султан» и является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мавзолей Ходжи-Ахмеда Ясави нашёл отражение и в нумизматике. Его изображение отлито на памятных монетах Банка России, выпущенных в честь религиозной мусульманской святыни, а также на серебряной и золотой монетах Республики Казахстан номиналом в 100 тенге. Можно найти памятник истории и на почтовой марке СССР. Помимо сооружения, на одну из коллекционных марок нанесено изображение тайказана — главного мавзолейного символа.
Мавзолей Ходжи-Ахмеда Ясави находится в Казахстане, Туркестанской области, городе Туркестане. Центральный комплекс музея-заповедника включает не только мавзолейное строение, но и другие сооружения, возведённые в самые разные периоды времени. Это и средневековая баня, и старинная келья, где мыслитель Ясави провёл остаток своих дней, заточив себя с 63 лет жизни. Также здесь расположены другие мавзолеи, принадлежавшие правнучке Амира Тимура и казахскому Есим-хану.
Всего на территории находятся 36 различных сооружений. Но привлекает внимание именно главное здание мавзолея, построенное на могиле Ходжи-Ахмеда. Отличительной особенностью является купол — мусульманский символ единства и радушия. Его высота составляет 44 метра, а диаметр — 22 метра, и до сих пор это один из самых великих куполов всей Центральной Азии, выполненных из кирпича. Этот строительный материал привозили по указанию Тимура из древнего города Сайрам.
Строение мавзолея представляет собой прямоугольник огромных размеров — 65 на 46 метров. Внешние стены имеют толщину в 2 метра. Поистине гигантский входной портал — тот самый, который достраивался уже после смерти Тамерлана. Но второй этаж так и остался незавершенным, посетителей туда не допускают. Внутри мавзолея расположен центральный зал, стены которого трёхметровой толщины. Его окружают различные помещения, большинство из которых принадлежит второму этажу.
Являясь самым большим комплексом времён Тамерлана, мавзолей Ходжи-Ахмеда Ясави выполнен в стиле тимуридской архитектуры. Ему присуще декорирование экстерьера с помощью орнаментов, узоров и надписей. Интересно, что такие решения, во многом утверждённые самим Тамерланом, позже были использованы при возведении архитектурных шедевров Самарканда.
Своды и потолки, внешние конструкции мавзолея сохранились с момента их первоначального возведения, то есть с XII века. Интерьеры также имеют оригинальные черты, но их детали скрываются под побелкой и откроются взору после реставрационных работ. В мавзолее расположены древняя библиотека, в которой хранились рукописи и старинные книги, большой и малый дворцы, где хоронили ханов и собиралась знать, усыпальница и малая мечеть, столовая, казандык.
Помещение, представляющее собой место хранения самой главной реликвии мавзолея Ходжи-Ахмеда Ясави, называется казандык. Здесь находится увезённый в советское время и позже обретённый снова тайказан. Место его расположения — неподалёку от входа в усыпальницу. Эта гигантских размеров чаша для воды, вес которой составляет две тонны, а диаметр — около трёх метров, была отлита ещё в 1399 году по приказу Амира Тимура из семи благородных металлов.
Расположенный прямо в центре, средневековый тайказан символизирует единство кочевых народов, их гостеприимство и щедрость, а также благополучие. На его внешнюю сторону на фоне растительного орнамента нанесены в три пояса рельефные надписи, в которых содержится информация о дате и мастере, создавшем реликвию. Также 22 раза на арабском языке повторяется фраза «Власть принадлежит Аллаху».
Интересный факт — одна из надписей, нанесённых на чашу, идёт задом наперёд. Это намеренно допущенная ошибка символизирует несовершенство человека перед Всевышним. Помимо тайказана, важнейшие экспонаты и реликвии мавзолея Ходжи-Ахмеда Ясави — это древнейшие, принадлежащие Средним векам подсвечники из бронзы, надгробные камни из мрамора, две входные двери, испещрённые надписями на арабском и персидском языках. Всего в мавзолее содержится более 24500 экспонатов.
Первый в Казахстане исторический и культурный объект, взятый под эгиду ЮНЕСКО, мавзолей Ходжи-Ахмеда Ясави открыт для посещения каждый день, с 9:00 до 18:00. Можно воспользоваться услугами гида и узнать многое об истории этого старинного памятника восточной архитектуры, расшифровать древние надписи и увидеть шедевры средневекового искусства, хранящиеся здесь. В Казахстане принято считать, что три посещения мавзолея равны поездке в Мекку.
Добраться до главной достопримечательности Туркестана можно из крупных городов, расположенных на территории Казахстана, на поезде или автобусе, а до мавзолея довезёт местный транспорт — маршрутки, такси, следующие по проспекту Б. Саттарханова. В его начале, у пересечения с улицей, названной в честь Амира Тимура, будет остановка «Тельман», откуда уже можно заметить величественный мавзолейный комплекс.
Обсуждения