Мастерская Петра Фоменко — один из недавно созданных московских театров, который возник почти 20 лет назад, в 1993 году. Основной костяк труппы составили три поколения талантливых выпускников прославленного мастера П. Фоменко в ГИТИСе, пожелавших после окончания учёбы остаться вместе. Этот театр особенный, поскольку в полной мере отвечает духу нового времени, оставаясь при этом глубоким и основательным.
447 3 0 10 мин. на чтениеИстория уникального театра исчисляется с 1988 года. В то время П. Фоменко набрал новый курс в свою мастерскую Академии театрального искусства. С новыми студентами великий мастер не ошибся — к нему пришли такие артисты, как П. Кутепова, Г. Тюнина, М. Джабраилова. Указ мэра столицы о создании муниципального театра был подписан в 1993 году, и именно этот год формально явился датой основания новой труппы.
Ещё в процессе учёбы мастерская Фоменко имела ошеломительный успех, поэтому решение остаться единым коллективом оказалось естественным и единственно верным. В период обучения мастер применял в комплексе художественный и педагогический подходы, мог долго отрабатывать одну лишь реплику с актёром, пока она не обретёт полное соответствие замыслу. Результатом стала созданная труппа, которой по плечу были любые формы и репертуар.
Первые студенческие спектакли нового коллектива получили успех на популярных театральных фестивалях. Постановка «Волки и овцы» стала обладателем главного приза театрального фестиваля в Польше. Спектакль «Владимир III степени», созданный по произведению Н. Гоголя, получил первый приз на «Подиуме-91», пьеса «Приключение» в 1992 году по праву стала «Гвоздём сезона».
Основой образованного театра стал первый выпуск великого мастера, позднее труппа дважды пополнялась талантливыми актёрами из рядов выпускников мастерской. Сегодня в труппе работают 5 режиссёров и около 50 актёров, которые ни на минуту не перестают обучаться и экспериментировать, создавать уникальные интерпретации литературных произведений, ставить акценты в самых неожиданных местах.
Московский театр Петра Фоменко возник именно тогда, когда ему и следовало появиться. Всё старое советское пришло в упадок, а новое только возникало. Именно здесь оказался кстати тот самый синтез старых традиций и новаторства, хотя среди критиков было немало разночтений. Одни усматривали в постановках отголоски вахтанговской «праздничной театральности», другие видели прямой реализм Станиславского.
Работу с труппой актёров вели в разные годы многие известные режиссёры, работавшие в собственной стилистике. За время существования театра афиша пополнилась постановками не только самого П. Фоменко, но и его талантливых учеников и коллег, среди которых Е. Каменькович, С. Желновач, И. Поповски и другие. Работа велась параллельно с совершенствованием навыков и таланта актёров.
Среди наиболее известных постановок уникального коллектива нужно особо выделить чеховскую пьесу «Три сестры», где в главных ролях заняты Г. Тюнина, П. Кутепова, А. Казаков. Премьера этой постановки состоялась в 2004 году, уже через 2 года на театральном фестивале она получила сразу две «Золотые маски» — как лучший драматический спектакль большой формы и за лучшую режиссуру.
В 2004 году состоялась премьера нового моноспектакля «Он был титулярный советник», поставленного по известной повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего». Идея постановки спонтанно возникла из самостоятельного этюда талантливого актёра студии А. Горячева, а мастер и наставник, взявший на себя всю работу над мизансценами, добавил спектаклю глубины и фирменного колорита.
В том же 2004 году театральной публике была представлена новая постановка «Гедда Габлер», созданная по произведению Г. Ибсена. Спектакль режиссировал бывший студент мастерской П. Фоменко М. Карбаускис — молодой и талантливый режиссёр, настоящая надежда и будущее русского театра. Главную роль в спектакле доверили актрисе Наталии Курдюбовой, которая прекрасно справилась со своей задачей.
Настоящим эталоном постановок можно считать спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня», поставленный по произведению известного русского драматурга Б. Вахтина. Истинной звездой в нём стала известная актриса и прекрасная исполнительница русских романсов П. Агуреева. Второй десяток лет спектакль пользуется огромным успехом у зрителя за чувство некой сопричастности ко всему тому, что происходит на сцене.
Сегодня в афише театра множество интереснейших постановок. Привлекает особое внимание новый спектакль «Комедия о трагедии», премьера которого состоялась совсем недавно. Создан он был к 90-летнему юбилею великого мастера на основе видеосъемок с репетиций драмы А. Пушкина «Борис Годунов». Великий мастер не смог воплотить в жизнь новое творение. Постановка с его комментариями и размышлениями стала данью памяти и любви.
Интереснейшая постановка «1000 и 1 ночь» была создана по мотивам известной восточной сказки для взрослых. Сюжет подобен изумительному ковру, в котором причудливо переплелись любовь и ненависть, счастье и горе. Режиссёром спектакля стала П. Агуреева, она же выступает в роли рассказчицы. На сцене удалось создать уникальный восточный колорит, восхищения достойны красивейшие костюмы.
Ещё одна сказка, ставшая первой театральной постановкой для детей, — «Алиса в Зазеркалье», созданная по известному произведению Л. Кэрролла. Воплотил её в жизнь режиссёр И. Поповски, в главной роли Р. Шмуклер. Весь сюжет буквально пропитан особым духом детства, глупыми бессмыслицами, весёлой чепухой, чудесными метаморфозами. Здесь можно встретить сказочных персонажей, которые попадают в мир Зазеркалья.
Постановка «Война и мир. Начало романа» стала современной версией 1 тома классического романа Л. Толстого, созданной П. Фоменко. Имеет три награды «Золотая маска» как спектакль малой формы, за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль. Постановка была показана во многих странах мира. В роли Наташи Ростовой Г. Тюнина, Андрея Болконского талантливо сыграл И. Любимов. Премьера состоялась в 2001 году.
Кроме постановок, театр приглашает зрителей на лекции известных театроведов, прямые диалоги с известными деятелями искусства, просмотры фильмов. А самое главное — в этом театре обитает музыка. Её можно услышать здесь не только во время спектаклей. На свою сцену мастерская часто приглашает известных музыкантов, артисты труппы иногда создают собственные музыкальные программы.
Правительством Москвы в 1997 году для Мастерской П. Фоменко было выделено небольшое помещение, расположенное на Кутузовском проспекте, в котором раньше существовал кинотеатр «Киев». Здание имело два маленьких зала, в которых помещались примерно 100 человек. В 2005 году стартовало строительство нового здания, расположенного на набережной Т. Шевченко. Уже в 2008 году строительство было завершено.
Современное здание театра, выполненное в нескольких уровнях, разместилось на берегу Москвы-реки. На его крыше были разбиты цветники. Снаружи фасад облицован натуральным камнем с добавлением панелей из алюминия и стали. Внутреннее убранство было выполнено согласно требованиям великого мастера. Здесь расположены две просторные сценические площадки, оборудованы два зрительных зала.
Большой зал рассчитан на 450 зрителей, он представляет собой настоящий театр, снабжённый ложами, амфитеатром и партером. Движущаяся авансцена способна установить оркестровую яму, или максимально заглубить её, если предполагается всё действо развернуть прямо в зале. Малый зал может вместить 150 зрителей, выполнен он в два яруса. Здесь стоит комплекс механизмов, которые способен полностью изменить параметры зала.
Касса театра работает каждый день с 12.00 до 19.30. Есть возможность приобрести билеты онлайн на официальном сайте театра. Билеты на спектакли лучше приобретать заблаговременно, поскольку они исчезают буквально за пару дней. В будние дни показы начинаются в 19.00, в выходные время может изменяться на более позднее. Все обновления можно увидеть на сайте театра.
Необходимо соблюдать правила посещения театра. Запуск зрителей в здание осуществляется за 45 минут до начала. Нельзя приносить с собой оружие, предметы самообороны. Запрещено посещение спектаклей лицам в состоянии алкогольного опьянения. В зал нельзя вносить еду и напитки, запрещено брать с собой домашних животных. Во время спектакля нужно отключать телефоны, нельзя производить видеосъёмку и делать фото.
Театр П. Фоменко располагается в московском районе Дорогомилово. Старая сцена находится на Кутузовском проспекте, д. 30, новая на набережной Шевченко, д. 29. Если отправляться на автомобиле, лучше добраться к новой сцене, здесь расположено основное здание театра. Можно доехать на метро, выйти на станции «Кутузовская», пройти пешком примерно 350 метров. На автобусе можно доехать до остановки «Студгородок», далее идти к набережной.
Мастерская Петра Фоменко привлекает зрителя не только яркими декорациями, световыми эффектами и уникальной акустикой. Здесь явственно чувствуется цельность постановок, в них присутствует авторское начало, яркость и самобытность — всё то, что преподавал своим ученикам великий мастер. Ученики П. Фоменко достойно продолжают его традиции на сцене, отдавая зрителям свой талант и свою любовь.
Обсуждения