Чуфут-Кале

Россия, Республика Крым

Чуфут-Кале — один из самых крупных пустующих городов в Крыму. Городище занимает 46 гектаров. По предположениям историков, этот средневековый город появился в V—VI веках и принадлежал аланам — федератам Византийской империи. В этом месте переплетается множество культур — оно хранит воспоминания о евреях-караимах, Золотой Орде и правительнице Джанике из прямых потомков Чингисхана.

//

История Чуфут-Кале

Маленькое плато Бурунчак, окружённое коварными ущельями, было местом, где в V—VI веках возник город с мощной фортификацией — Чуфут-Кале. Он служил важной защитной точкой на периферии Византийской империи. Считается, что наиболее древними обитателями поселения в скалистой местности были аланы (или готоаланы) — сарматское племя, занявшее это место в качестве сторонника империи.

Хотя упоминания о поселении впервые встречаются лишь в XIII веке, историки предполагают, что Чуфут-Кале мог быть идентичен по расположению с Пхуллаем, упоминаемом в различных летописных источниках, которое, по утверждению историка-востоковеда Омельяна Прицака, «вероятно находилось на транскрымском пути, приблизительно на середине дороги между Херсонесом и Киммерийским Боспором».

Город был невероятно труднодоступным местом, единственным путём к нему была горная тропа. Благодаря природному ландшафту и крепким стенам обитатели Чуфут-Кале ощущали себя в безопасности. По одной из версий, укрепления Чуфут-Кале были возведены византийскими инженерами для обороны важных проходов Марьям-Дере и Ашлама-Дере, а также усиления подступов к Херсонесу.

В период кыпчакского владычествования над Крымом город оказался под их властью и приобрёл название Кырк-Ор, что означает «Сорок замков». В 1299 году Кырк-Ор был взят штурмом и разграблен ордынской ратью во главе с эмиром Ногаем. В XIII—XIV веках цитадель была центром маленького княжества, оказавшегося в подчинении Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе начали оседать караимы.

Караимы — малочисленная этническая группа, происходящая от тюркоязычных последователей караимизма. Они верили в то, что каждый может в соответствии с личными воззрениями определять истолкование Моисеева закона. Этот иудейский народ считал себя приверженцем истинного учения Библии, в то время как Талмуд и Устный Закон, по их разумению, извратили иудаизм.

Ко времени создания Крымского ханства караимы, вероятно, уже составляли большинство местного населения. В XIV веке укрепление было центральным городом Крымского улуса и являлось самым могучим в данном регионе. Кырк-Ором на тот момент распоряжались прародители крымской властительницы из прямых потомков Чингисхана Джанике. Она была дочерью прославленного золотоордынского воина Тохтамыша.

Джанике была выдана замуж за монгольского темника Едигея, который создал Ногайскую Орду и перешёл на сторону самаркандского предводителя Тамерлана. Тохтамыш погиб во время битвы с Едигеем, и последний стал фактически единовластным ордынским правителем. Укрепление Чуфут-Кале сыграло значительную роль в ходе развития и упадка Золотой Орды.

Здесь Джанике укрыла своего 3-летнего брата Кадыр-Берды от супруга Едигея, опасаясь за жизнь последнего отпрыска Тохтамыша. Связано это было с тем, что Едигей желал, чтобы после его смерти ордынским правителем стал их с Джанике сын, а значит, прямые преемники Тохтамыша должны были умереть. Предполагается, что он также хотел избавиться и от самой Джанике.

Брата Джанике тайно спрятали в Кырк-Оре, и через 11 лет Кадыр-Берды, на 15-м году жизни, стал ханом Золотой Орды и решил возместить обиду мужу сестры, отправившись на войну. Он собрал воинство и в 1420 году вызвал Едигея на поле брани. В ходе битвы Едигей погиб, а через несколько суток от увечий лишился жизни и сам Кадыр-Берды. Вследствие этих трагических событий Джанике стала последней из детей своего отца.

К этому периоду Джанике получила огромную известность в мусульманском мире, совершив с огромной ордой конных воителей хадж в Мекку. Джанике могла претендовать на власть в родовой обители, несмотря на свой пол. Здесь она мудро правила вплоть до собственной кончины. Деяния Джанике-ханым и её рода остаются одним из самых захватывающих и романтичных сказаний полуострова.

В XV веке Кырк-Ор стал резиденцией Гаджи I Гирея. Когда Гаджи I Гирей возвратился в Крым, он основал автономное Крымское ханство, и Кырк-Ор стал его столицей. В это время городище стало одним из самых богатых в Крыму, а стены цитадели были декорированы драгоценными камнями, благодаря чему крымские татары окрестили его Гевхер-Кермен, что в переводе значит «крепость драгоценностей».

Но когда хан Менли I Гирей занял трон, обитель правителя была перенесена на место бахчисарайского предместья Салачик, известного ныне как Староселье. Именно там была основана ханская столица, а в Кырк-Оре остались проживать исключительно караимы и небольшое количество крымчаков — этнолингвистической группы иудейского происхождения, представители которой исповедовали талмудический иудаизм.

Со временем Кырк-Ор стал известен как Чуфут-Кале, то есть «Еврейская крепость», так как её караимское население исповедовало определённую форму иудаизма. Сами караимы назвали это место Джуфт-Кале, что по-караимски означало «Двойная крепость». Когда полуостров был присоединён к Российской империи, ограничения на проживание караимов и крымчаков вне Чуфут-Кале были отменены.

Жители стали оставлять город-крепость, искать новое место жительства. Со временем Чуфут-Кале оказался пустынным. Его стены, главный атрибут мощи и неприступности в годы правления Джанике, стали свидетелями забвения и упадка. К концу XIX века Чуфут-Кале полностью обезлюдел. Но сюда по-прежнему устремлялись за вдохновением люди искусства и обычные туристы.

Чуфут-Кале

Архитектура Чуфут-Кале

Чуфут-Кале изначально задуман как крепость, за стенами которой можно было укрыться от завоевателей. Поэтому в строительство защитных сооружений было вложено много сил и ресурсов. Толстые каменные стены, башни и ворота, защищавшие крепость, представляют собой уникальный пример средневековой фортификационной архитектуры.

Южная стена и врата Кучук-Капу

Одним из ярких примеров отлично продуманной обороны города является южная стена крепости, усиленная Малыми воротами. Ведь крепость могли атаковать лишь по узкой зигзагообразной тропе, и нападающие были вынуждены передвигаться не в ширину, а тесной колонной. Это позволяло заступникам использовать всю свою стрелковую мощь, и большая часть недругов гибла, не успев даже подойти к воротам.

Однако даже если нападающие смогли приблизиться к Малым воротам, им всё равно было сложно войти в крепость. Сплошные мощные створки можно было отворить только с помощью тарана, но это средство обычно оказывалось неэффективным. Резкий поворот и крутой спуск перед входом в крепость не давали возможности разогнаться с тяжёлой ношей, и нападающие оставались ни с чем.

Нападающие, двигаясь вереницей по извилистой тропе, не могли раскрыться в ширину и становились лёгкой добычей для лучников, стрелявших из окон высоких башен. А те, кто всё же преодолевал этот коварный участок пути, сталкивались с новым испытанием — на штурмующих обрушивался град камней, сброшенных защитниками крепости с его высоких неприступных стен.

Враги, прорываясь сквозь ливень смертоносных снарядов, вряд ли успевали заметить специально вырубленный в скале небольшой коридор, который тут же сводил их усилия на нет. Коридор был столь узким, что в нём невозможно было даже повернуться, не говоря уже о боевых действиях. В итоге любой штурм, даже наступающий с колоссальной силой, обречён был на провал.

Ворота южной стены, Кучук-Капу, известны также как Малые ворота. Это потайной вход в крепость, так как их можно обнаружить, лишь подступив практически вплотную. Они состоят из двух мощных дубовых створок, окованных железом. В верхней её части находятся бойницы, сквозь которые стрелки были готовы палить по любому врагу, кто дерзнул попытаться пробраться в город через эти ворота.

Средняя стена и проход Орта-Капу

Средняя оборонительная стена была воздвигнута в VI—VIII веках. Высота стены достигала 10 метров, а первоначальная толщина составляла около 4-5 метров. Ров наполнялся дождевой водой, которая стекала со всех окрестных возвышений по особым артериям, вырезанным в скале. Проход Орта-Капу с рвом и вылазной калиткой являются редким образцом технических фортификационных решений того времени.

Восточная оборонительная стена

Длинная и мощная, восточная оборонительная стена крепости Чуфут-Кале простирается более чем на 120 метров. В середине её расположена надвратная башня, которая выделяется на фоне других по своей высоте и внушительности. На обрывистых южном и северном концах стены находятся две грозные угловые башни. Строители этой стены — караимы, занявшие форт в 1430 году.

Первоначально, в середине XV века, длина стены была меньше, но её много раз перестраивали и даже перемещали. В XIX веке, например, южная гряда была полностью разобрана и перемещена на 5 метров в сторону. Амбразура, оборудованная для стрельбы из пушки, на верхней части надвратной башни указывает на то, что оборонительные сооружения были приспособлены к новым технологиям военного дела.

К настоящему времени сохранились двустворчатые ворота, обитые широкими полосами железа, которые сообщают им дополнительную прочность. Весьма неплохо сохранившаяся восточная стена поражает своими размерами и величественностью, говоря нам о том, какое внимание древние караимы, защитники пещерного города, уделяли обеспечению безопасности своих людей.

Чуфут-Кале

Достопримечательности Чуфут-Кале

Помимо фортификации объекта историко-культурного наследия, внутри города-крепости Чуфут-Кале частично сохранились и архитектурные памятники религиозного и гражданского назначения. Это руины караимских храмов, гидротехнических сооружений, усыпальница правительницы Чуфут-Кале (в то время — Кырк-Ора) крымской принцессы Джанике-ханым, пещерные подвалы усадеб и пр.

Кенасы

Кенасы — это храмы караимов, которые имеют сходства с синагогами. В Чуфут-Кале размещены две кенасы, затерявшиеся в маленьком дворике, за каменной стеной, что защищает их от любопытных глаз. Чтобы попасть в этот дворик со стороны улицы, нужно миновать калитку, где белый мраморный порог, являющийся частью более древней постройки, отсылает к христианским религиозным строениям.

Большая кенаса, также известная как Соборная, была возведена в XIV веке в базиликанском стиле. Здание имеет прямоугольную форму и три или пять нефов, которые отделаны колоннами и галереями на двух сторонах. В галереях установлены столбики с полукруглыми арками, которые красиво оформлены рельефными розетками. Низкий парапет, украшенный рельефами, дополняет стройный вид сооружения.

В XVIII веке рядом с Чуфут-Кале была сооружена Малая кенаса, или Дом собраний. Это было здание, воздвигнутое караимами, которые применяли для его строительства скальную породу из Мангупа — соседнего городища. В период спада Мангупа его обитатели повально переселялись сюда, стараясь взять с собой всё, что можно было уложить в тюки, включая природные материалы.

Караимские кенасы в Чуфут-Кале сохранились достаточно неплохо — здесь до сих пор временами проводятся богослужения. Если повезёт, можно побывать внутри и увидеть, как всё устроено. В отличие от них, от многих других зданий сохранились только фундаменты, и чтобы узнать, как они выглядели в период расцвета города, нужно обращаться к реконструкциям, изображённым на информационных стендах.

Древняя миква

Перед входом в Соборную кенасу, за оградой дворика, можно приметить каменный резервуар с маленьким сливным отверстием. Этот артефакт оставляет множество вопросов у любознательных туристов. Вероятно, это руины древней миквы, небольшого фонтанчика, предназначенного для ритуальных омовений перед входом в святилище. Детали работы по камню передают атмосферу древнего Крыма.

Руины мечети

С северо-западной стороны от колодца путешественники обнаружат развалины мечети. От постройки сохранились лишь вырезанные в скале четыре небольших углубления — гнёзда, где раньше находились поддерживающие крышу колонны. Интересно, что здание было построено ещё в 1346 году, а в XV веке, во время правления Хаджи-Гирея, было реконструировано.

Также было высказано мнение, что мечеть была возведена на месте древнего христианского религиозного строения: поблизости от руин располагается множество элементов из белого проконесского мрамора, добытого в Мраморном море, который использовался, например, в Херсонесе Таврическом. Археологам ещё только предстоит тщательно исследовать эту территорию.

Дюрбе Джанике

Мавзолей Джанике-ханым представляется ярким образцом малоазиатской архитектуры. Он расположен к северо-востоку от площади, ближе к обрыву, на возвышенности около 540 метров над линией горизонта. Сооружение в плане имеет 8 углов, украшено по рёбрам граней резными колоннами и черепичной крышей. Вход в мавзолей украшен арабской каллиграфической надписью, включающей тексты хадисов.

В 1940 году археолог В. Бабенчиков пробрался в склеп под мавзолеем, и его открытие не оставило равнодушным никого: на полу усыпальницы обнаружились кости нескольких человеческих скелетов, покоящихся посреди земли и камней. Стены склепа были выложены блоками, аккуратно прилаженными друг к другу. Изначальное погребение не сохранилось до наших дней.

Пещеры Чауш-Кобасы

Рядом с средней оборонительной стеной, ближе к обрыву, скрыт лестничный спуск, ведущий к двум огромным подземным пещерам. Первая пещера имеет площадь 48 квадратных метров и для поддержания свода оборудована опорным столбом. Вторая пещера, ещё больше первой, занимает более 75 квадратных метров, свод её простирается на более чем три метра высотой.

Внутри, в стене, выходящей на обрыв, можно заметить оконные проёмы, сохранившиеся до сегодняшнего дня. Некогда они были закрыты железными решётками. Из-за этого веками эта пещера считалась тюрьмой, но впоследствии исследователи пришли к выводу, что Чауш-Кобасы являлись подвалами усадьбы. Сооружение было построено в XVII столетии.

Колодец Тик-Кую

Тик-Кую — это уникальный объект, привлекающий множество туристов и исследователей со всего мира. Он представляет собой мощный колодец, глубина которого достигает 27 метров. Расположен внутри скалы, на которой построен средневековый пещерный город Чуфут-Кале. Это гидротехническое сооружение использовалось в период осады крепости для получения воды.

Изначально никто точно не мог сказать, кто создал этот колодец и зачем. Единственное, что было известно, что это очень древний объект, возможно, даже старше самого города. Но в 1998—2001 годах группа геологов Института минеральных ресурсов, общественных активистов-краеведов и спелеологов провела раскопки и обнаружила монетный клад Кырк-Ора.

Подземную наклонную галерею, которую местные жители называли Алтын-Мердвень, сейчас можно пройти с помощью винтовой лестницы в конце галереи. Стены подземных сооружений украшены надписями на латыни и караимском языке. В глубине колодца находится просторная площадка с алтарём и двумя небольшими бассейнами-купелями, соединёнными между собой.

Сокровищница

Летом 2002 года во время раскопок гидротехнического сооружения, осадного колодца Тик-Кую, произошло невероятное открытие. На глубине 45 сантиметров, в горизонте насыпного грунта (более плотном в сравнении с перегноем, но менее глубоком, чем материнская порода), археологи обнаружили настоящий монетный клад. Собрание состояло из 4287 экспонатов, среди которых были золотые, серебряные и медные монеты.

Сокровища датируются XIV—XV веками. Рядом с ними была стратиграфическая бровка, которая позволила учёным восстановить условия залегания клада с большой точностью. Оказалось, что монеты находились в перекрытой вырубленной в материковой скале галерее. Общая масса клада превышала 5 кг, что говорит о том, что это была действительно впечатляющая находка.

Руины мечети в Чуфут-Кале

Руины мечети в Чуфут-Кале

Что посмотреть в окрестностях Чуфут-Кале

Добираясь до Чуфут-Кале, можно познакомиться с удивительными достопримечательностями Крыма. Туристы могут увидеть следы древней дороги, проложенной для того, чтобы повозки с продовольствием и конные воины могли свободно проехать к городу. По обе стороны пути установлены лотки, наполненные сувенирами и крафтовыми изделиями.

Свято-Успенский мужской монастырь

Путь к Чуфут-Кале пролегает мимо Свято-Успенского пещерного мужского монастыря, возвышающегося над Иосафатовой долиной. Этот монастырь был построен византийцами ещё в VI—VII веках и по праву считается одним из самых старых храмов Крыма. Он поражает своими размерами и мощью, а его церковь, вырубленная прямо в скале, является настоящим шедевром архитектуры.

Мусульманское кладбище

После посещения монастыря путешественники могут пройти ещё километр и оказаться у древнего мусульманского кладбища. Это место, где похоронены воины, павшие во время Крымской войны 1853—1856 годов, и герои Великой Отечественной войны (1941—1945). Кладбище находится в лесу, где замшелые камни, украшенные затейливой арабской вязью, рассыпаны по земле.

Иосафатова долина

Это место вблизи Чуфут-Кале, где время остановилось. Название долины связано с Иерусалимом и древними пророчествами о последнем Страшном суде. Взглянув на башню, возвышающуюся над южным обрывом, можно заметить сходство с иерусалимской башней. Возможно, зодчие специально воссоздали её здесь, чтобы придать долине облик, наиболее полно приближённый к библейскому.

Арка ворот, развалины кладбищенской сторожки, древние надгробия, переплетённые между собой корнями деревьев, — всё это создаёт атмосферу загадочности и мистики, которая окутывает эту землю. Но это не только место покоя усопших караимов, которые долгое время не могли селиться нигде, кроме Чуфут-Кале. Когда ограничение было снято, рядом с их предками начали хоронить знатных людей Крыма.

Священная роща Балта-Тиймез

Среди буйной зелени и могучих деревьев, на территории старинного караимского кладбища в окрестностях Чуфут-Кале, расположена священная роща Балта-Тиймез. 29 экземпляров дуба черешчатого, впечатляющие своей высотой и величественностью, образуют этот уникальный ботанический памятник природы в Бахчисарайском районе Крымского полуострова.

Эти деревья, по заключению дендрохронологической экспертизы лаборатории Института археологии НАН Украины от 11 ноября 1998 года, были датированы 1780—1785 годами, что делает их настоящими старейшими живущими свидетелями истории. Несмотря на свой возраст, они вполне здоровы, достигают высоты 20—30 метров и обхвата 2—4 метра на высоте 1,3 метра от земли.

Свято-Успенский мужской монастырь

Свято-Успенский мужской монастырь

Режим работы Чуфут-Кале

Грандиозный пещерный комплекс Чуфут-Кале, о котором слышал каждый путешественник, работает в течение всего года. Осенью и весной, в случае сложных погодных условий, парк может временно закрыть свои двери. С октября по апрель он открыт для посещения со среды по воскресенье с 09.00 и до 16.00, а с мая по сентябрь — ежедневно с 09.00 до 17.00. Билеты можно приобрести за час до окончания рабочего дня.

Вход внутрь стен пещерного города платный. Стоимость билета составляет 200 рублей для взрослых, 150 рублей для людей пенсионного возраста, 100 рублей для подростков от 16 до 18 лет, а для несовершеннолетних до 16 лет вход бесплатный. Дополнительно можно купить экскурсионный билет, стоимость которого составляет 100 рублей. Для небольших компаний до 10 человек доступна отдельная экскурсионная услуга.

При посещении историко-архитектурного комплекса очень важно иметь при себе бутылку воды объёмом не менее 1,5 л на одну персону, а также надеть удобную, желательно спортивную, обувь, кепку или панаму. В этом городе туристов ждёт не только красота и загадочность древности, но и нелёгкий труд по подъёму на холм, так что экскурсоводы просят заранее подготовиться и не забыть о необходимых вещах.

Чуфут-Кале

Как добраться

Пещерный город Чуфут-Кале, находится в непосредственной близости от Бахчисарая, всего в 2,5 км. Координаты достопримечательности: 44°4427 с. ш. 33°5528 в. д. Для того чтобы добраться до этого удивительного места, нужно прежде всего доехать до Бахчисарая, а там можно сесть на автобус №2 и следовать на нём до остановки «Староселье». Дальше необходимо пройти пешком по специальной тропе.

Чуфут-Кале
Елизавета Крылова
Автор материала:Журналист сайта Iskatel.com
Понравилась статья?

Фотографии Чуфут-Кале

Обсуждения

Добавить комментарий

Комментарии
Наверх