Музей Анны Ахматовой — мемориальное и литературно-историческое пространство, посвящённое жизни и творчеству знаменитой поэтессы Серебряного века. Открыт в 1989 году в садовом южном флигеле дома на Фонтанке, где Анна Андреевна провела почти 30 лет. Расположен в Санкт-Петербурге на набережной реки Фонтанки, 34. Здесь сохранены личные вещи и рукописные заметки Ахматовой. Музейное здание включено в список объектов культурного наследия РФ.
332 1 0 11 мин. на чтениеФонтанный дом — так называют усадьбу, принадлежавшую нескольким поколениям графов Шереметьевых, в которой был устроен музей Анны Ахматовой. В его южном флигеле поэтесса, которую называют одной из самых значимых авторов русской литературы XX века, жила с 1924 по 1952 годы. В начале XVIII века военачальник и граф Борис Шереметьев, отличившийся в Северной войне, получил земельный надел на берегу реки Фонтанки за свои военные достижения и построил здесь свою родовую усадьбу.
Её возведение началось в 1740-х годах. В течение последующих столетий она неоднократно перестраивалась, расширялась и росла, пока не превратилась в шикарный дворец и архитектурный памятник стиля барокко. В XIX веке усадьба обзавелась несколькими новыми флигелями, а во внутреннем дворике разросся большой сад. Вплоть до революции 1918 года здесь проживали пять поколений рода Шереметьевых.
При становлении советской власти усадьба была национализирована и передана новому государству потомком Бориса Петровича, графом Сергеем Дмитриевичем Шереметьевым, который являлся известным историком и коллекционером. В огромном Фонтанном доме были размещены Музей дворянского быта и жизни крепостных крестьян, для которого использовалась обширная частная коллекция, принадлежавшая Шереметьевым, — книги, картины, скульптуры.
Также дворец стал местом для Дома занимательной науки, а затем и для Арктического и антарктического института. Просторные флигели превратились в служебные квартиры для работников музеев и некоторых других государственных организаций. В одной из них поселился Владимир Казимирович Шилейко — профессор и переводчик, востоковед, русский поэт и второй муж Анны Ахматовой.
Он был связан с семьей Шереметьева, работая домашним учителем внуков общественного деятеля С. Д. Шереметьева, занимал северный флигель дома на Фонтанке. Поэтесса перебралась к нему в 1918 году. Летом 1921 года Анна Ахматова рассталась с В. Шилейко, став гражданской женой Николая Пунина. Так распорядилась судьба, что поэтесса перебралась в квартиру 44 во дворце Шереметьевых, где жил её третий муж — искусствовед и сотрудник Русского музея.
Здесь прошли годы жизни Анны Андреевны с середины 1920-х по 1952 год. В этих комнатах, изначально задуманных для дочери графа Шереметьева, поэтесса пережила арест своего сына, расставание с Пуниным и наступление Великой Отечественной войны. После смерти классика русской поэзии, наступившей 5 марта 1966 года, прошло два десятилетия, и в 1988 году в южном флигеле был основан музей Ахматовой. Открытие музейного пространства состоялось 24 июня 1989 года и было приурочено к столетнему юбилею со дня рождения поэтессы.
Пространство музея Анны Ахматовой можно разделить на две основные части. В первой воссоздан интерьер квартиры при жизни её обитателей: прихожая с коридором, столовая и общая кухня-коммуналка, рабочее место мужа Ахматовой Николая Пунина и две жилые комнаты, в которых в разные периоды времени пребывала Анна Андреевна, — это типичная обстановка квартиры представителей интеллигенции Северной столицы, где каждая вещь дышит историей и находится на своём месте.
В той части музея, которая посвящена творчеству русского «поэта», как себя называла сама Ахматова, хранятся её рукописи и книги с автографами, картины и изображения, рисунки, скульптуры и предметы графики. Здесь всё посвящено творческому пути поэтессы, включая современные технические предметы аудио- и видеодемонстрации. Эта часть музея называется «Белым залом».
Всего в музейной коллекции хранятся более 50 тысяч экспонатов. В их числе — рисунок с изображением Ахматовой, принадлежащий руке её друга, итальянского художника Амедео Модильяни; письменный стол с лежащими на нём письмами-подлинниками, в которых поэтесса умоляла власти смягчить участь арестованного сына; пальто её мужа Н. Пунина, висевшее на стене во время его ареста и оставленное там как память. Здесь же находятся фотографии и предметы гардероба, мебель и одежда.
Здание, в котором расположен музей Анны Ахматовой, само по себе представляет историческую и архитектурную ценность. Фонтанный дом, или Шереметьевский дворец, ведёт свою историю с XVIII века, когда он был спроектирован и построен из камня на участке, дарованном фельдмаршалу Борису Шереметьеву самим Петром I. Изначально строения были деревянными, но в 1740-х годах архитектор Г. Д. Дмитриев дал жизнь одноэтажному каменному дворцу.
Через десять лет спроектированный С. Чевакинским с участием крепостного архитектора Фёдора Аргунова второй этаж был надстроен сверху и превратил здание в величественный архитектурный памятник русского барокко. В фасадном центре выделяются мезонин и пилястры, картуш с изображённым на нём фамильным гербом рода Шереметьевых. Усадьба не переставала совершенствоваться и перестраиваться даже тогда, когда её хозяин Пётр Борисович переехал в столицу после смерти супруги.
Затем имущество перешло по наследству к его сыну Николаю, богатейшему и влиятельному меценату, музыканту и аристократу, и обустройством Фонтанного дворца стали заниматься нанятые им знаменитые архитекторы Иван Старов, Джакомо Кваренги и А. Воронихин. Появились новые постройки — флигели и Летний дом, Садовый павильон и многие другие. В доме частыми гостями были офицеры, художники и композиторы, творческая элита.
После того, как Фонтанный дом был национализирован, его интерьеры по большей части оказались уничтожены. В стенах дворца разместились служебные квартиры и музеи, одним из которых впоследствии стал и музей Анны Ахматовой. Обстановка и интерьер комнат, принадлежавших поэтессе и её мужу, их рабочие кабинеты были заботливо сохранены и сегодня доступны для посещения.
На данный момент музейное пространство, посвящённое памяти знаменитой поэтессы Серебряного века, включает семь залов, в которых действуют постоянные экспозиции, галерею для временных выставок и собственные театральные подмостки. Посетитель начинает свой путь в дом Ахматовой через арку со стороны Литейного проспекта, где в глаза сразу бросается огромный портрет поэтессы.
Это репродукция знаменитой работы советского фотомастера Моисея Наппельбаума. Сама арка является творческим пространством для всех желающих оставить здесь цитату из произведений Анны Ахматовой или собственные стихи. Бывает, что надписи переполняют стену, и тогда музейные работники делают фото и освобождают место для свежих. Отсюда гость музея следует к лестнице со старинными перилами, поднимается к двери квартиры 44, и попадает в прихожую.
Экспозиция, воссоздающая всю обстановку квартиры поэтессы, действует с 2003 года. Предметы быта до сих пор на своих местах, словно их хозяева сейчас вернутся домой. Кабинет Николая Пунина с его рабочим местом и столом самой поэтессы, расположенным напротив, выглядит именно так, каким его видели обладатели: семейные фото на стенах, картины и рисунки, привычные личные вещицы в шкафу за стеклом. За этим журнальным столиком создавался знаменитый «Реквием» и множество других знаменитых произведений поэтессы.
Сегодня в музее регулярно готовятся интересные тематические программы и акции, посвящённые русской культуре и литературе Серебряного века. Проводятся фестивали и ежегодная акция «Ночь музеев». В рамках проводимых мероприятий устраиваются мастер-классы, музыкальные вечера в концерном зале музея посвящаются произведениям Анны Ахматовой.
В стенах Фонтанного дома также находятся филиалы: музей-квартира Льва Гумилёва и пространство, в котором можно познакомиться с деятельностью писателя Иосифа Бродского, — его кабинет, перевезённый с помощью вдовы нобелевского лауреата из Америки. В экспозиции находятся его личные вещи, предметы мебели, фотографии, письма и книги. Внимания заслуживает и сад, расположенный во внутреннем дворе.
В летний период здесь царит зелёный оазис: можно посидеть под клёном, воспетым Анной Ахматовой в одной из поэм, или осмотреть инсталляцию, посвящённую Иосифу Бродскому, — «Сохрани мою тень». Играют на фортепиано музыканты в зоне «Рояль в кустах», а вокруг установлены скульптуры и памятники поэтессы и других известных персон. Талисманы музея — пушистые музейные «сотрудники»-коты, встречающие гостей в саду и у касс.
Музей Анны Ахматовой расположен в историческом центре Санкт-Петербурга. Сюда можно доехать на автобусе или троллейбусе, следующих до остановки «Улица Жуковского», от которой всего 20 метров пути до дома 53 на Литейном проспекте. Далее нужно следовать через арку, ведущую во двор Шереметьевского дворца, — это единственный вход, через который можно попасть в музей. Ближайшей станцией метро является «Маяковская», путь от неё идёт через Невский проспект, далее до перекрёстка с Литейным, поворот направо; расстояние составит примерно километр.
Обсуждения