Мечеть Кул-Шариф, которая располагается в западной части территории Казанского кремля, по праву является главной мечетью, расположенной в Татарстане, и настоящим символом татарского народа. Уникальное сооружение обрело широкую известность далеко за пределами республики. Сегодня полюбоваться красотой и монументальностью архитектурного памятника устремляются тысячи людей разной веры, настоящих ценителей красоты.
1 200 0 0 14 мин. на чтениеКоординаты: 55.798525 северной широты, 49.105258 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Казань, Казанский кремль, 13
Архитектурный стиль: исламская архитектура
Архитектор: Ш. Латыпов, М. Сафронов, А. Саттаров
Конфессия: ислам
Состояние: действующая, музейный комплекс
Официальный сайт: http://www.kul-sharif.com/
Легендарный архитектурный памятник, расположенный в Казанской крепости, был не простой мечетью, которая регулярно собирала правоверных мусульман для молитвы. На территории мечети была открыта школа для детей ‒ медресе, работала огромнейшая библиотека, где были собраны научные, культурные и религиозные издания. Образовательный комплекс при мечети был преобразован в настоящий Дом наук.
В 1552 году хорошо вооруженные войска русского государя Ивана Грозного вошли в Казань. Этому предшествовала долгая оборона города, которая по праву была признана исторической, ведь против многотысячной русской армии воевали всего 30 тысяч воинов и конница. Силы были явно не равны. Татарский князь Едигер даже не думал сдавать столицу, но противостоять огромной армаде было сложно, и горящий город был повержен.
Огонь охватил все здания в городе. Целиком сгорела главная мечеть Татарского ханства, которая славилась своими минаретами и была своеобразным центром науки и религии на территории Среднего Поволжья. Ее из последних сил защищали жители Казани, которыми командовал Сеид Кул Шариф. В самой жестокой схватке полегли защитники города вместе со своим предводителем. Казань сдалась на милость победителям.
После завоевания Казани противоборство с Москвой завершилось. Все мусульманские святыни постепенно были разрушены, на их месте строились православные храмы и монастыри. Началось насильственное вовлечение местного населения в православную веру. Те же, кто отказался креститься, подлежали выселению за реку Булак, недалеко от озера Кабан, где со временем возникла Татарская слобода.
Прошло несколько столетий. Исчезло Русское царство, канула в небытие Российская империя. В конце прошлого века на территории Советского Союза начались процессы демократизации, и все чаще стала звучать идея восстановления легендарной мечети Кул-Шариф. По указу президента Татарстана М. Шаймиева начались работы по восстановлению священной обители и центра культуры и религии.
Место для возрождения святыни было выбрано на территории ранее существовавшего юнкерского училища. Был объявлен конкурс для выбора лучшего проекта мечети. В 1996 году состоялось заложение памятного знака, воздвигнутого на месте будущей мечети, место стройки посетил президент страны Б. Ельцин, который пообещал оказать помощь в реализации проекта. Весь татарский народ буквально жил идеей восстановления священной обители.
Архитектурный проект создавался с нуля, поскольку не было никаких исторических данных о том, как выглядела мечеть в далеком XVI веке. Историки утверждали, что она имела 8 минаретов, по числу 8 провинций, принадлежавших Волжской Булгарии. Святая обитель была практически полностью возведена на пожертвования жителей республики и других регионов России. На восстановление было потрачено 400 миллионов рублей.
Меньше 10 лет потребовалось архитекторам и строителям, чтобы создать уникальный ансамбль культурного и религиозного значения, которые не имел аналогов в современной мировой истории градостроительства. Мечеть стала настоящим памятником духовного возрождения народов Татарстана, красой и гордостью его столицы. В 2005 году состоялось торжественное открытие прекраснейшей святыни.
Выстроенная мечеть сразу стала особенной. И дело не в том, что она считалась главной мечетью Казани и являлась одной из крупнейших в странах Европы. Священная обитель стала не только местом для поклонения Всевышнему. Народ Татарстана свято хранит память о героической обороне мечети, ее защитниках — поэтому восстановление легендарной мечети стало символом благодарности бесстрашным защитникам Казани.
В основу проекта строящейся обители было заложено несколько важных принципов. Здание мечети, выполненное в виде двух квадратных объемов, пересеченных между собой, должно было символизировать знак «Благословение Аллаха». Форма главного купола должна была напоминать корону Казанского ханства — всем известную «Казанскую шапку». Декорации окон и дверей должны были напоминать символ возрождения ‒ тюльпан.
Купольное помещение имеет 4 минарета, установленных по его углам. Создание минаретов символизирует разрушенный много веков назад старинный исламский символ ‒ мечеть Аль-Кабир, которая была построена в городе Булгар. Каждый минарет достигает высоты в 57 метров. Жители Казани считают, что их мечеть стала самой высокой в Европе. Все минареты выкрашены в красивейший бирюзовый цвет, оттеняющий образ мусульманской святыни.
К основному корпусу примыкает полуцилиндр, состоящий из двух этажей, здесь расположены псевдоминареты, делающие акцент на вход. Прямо над входом навис второй этаж, который поддерживают несколько колонн. Просторный вестибюль со стороны главного входа расположился рядом с молельным залом, комнатой имама и галереей для женщин. Вход в мечеть расположен с северной и южной стороны здания.
Важным условием, которое стояло перед архитекторами, стало отражение многовековых татарских традиций зодчества с помощью современных архитектурных приемов. Идея получила свое выражение в конструкции стреловидных арок, обрамленных декоративными косичками из мрамора и аятами Корана. Расположение арок напоминает юрты, которые были первыми передвижными мечетями у кочующих турок.
Оконные проемы заполнены красивейшими разноцветными витражами, внутри помещения расположены 5 этажей, включая цоколь и техэтаж. Цокольный этаж стал основой стилобата здания, в нем устроен вестибюль для женщин и комнаты для омовений. Здесь же расположился Музей ислама и ряд гардеробов для верхней одежды. Несколько промежуточных уровней несут вспомогательную и техническую нагрузку.
Музейное помещение и молельный зал делятся на две зоны, мужскую и женскую. Для мужчин и женщин существуют отдельные входы и выходы, вестибюли, целью которых становится распределение потоков верующих. Внутреннее пространство святыни может вместить до полутора тысяч человек, во время больших праздников на торжественный намаз мусульмане собираются на площади, которая способна вместить до 10 тысяч человек.
Одним из сложных этапов работы стал поиск оптимального решения для отделки молитвенного зала на основе изучения традиций архитектуры в Египте, Турции и Эмиратах. Каждого, кто попадает в молитвенный зал, впечатляет ощущение легкости и торжественности. Основной акцент уделен михрабу, и его традиционно оформляют богато и красиво. Ниша его прикрыта ажурной решеткой, с двух сторон изображены надписи из Корана.
С правой стороны от михраба установлен минбар, отделанный белым мрамором и уникальной резьбой. Особую роль играет ковровое покрытие — оно состоит из множества маленьких молитвенных ковриков, изготовленных вручную и переданных в дар правительством Ирана. Освещается огромный зал большой люстрой, расположенной в центре, и оригинальной подсветкой уникального дизайна.
Стены молитвенного зала отделаны мрамором светлых тонов. Интерьер внутреннего пространства помещения выдержан в светло-голубых тонах и украшен золотой вязью. Фасад облицован гранитом и дорогим мрамором. В качестве отделочного материала использовались змеевик и мраморный оникс. Гранит и мрамор для отделки были доставлены с Урала, центральная люстра изготовлена из чешского хрусталя. Строили мечеть всем миром.
Внутреннее убранство зала приемов выполнено в ярко выраженном восточном стиле. В самом центре установлен стол для переговоров, вокруг него — ряд удобных кресел. Обивка изготовлена из национальных тканей с уникальным декором. Стены зала обиты золотистыми тканями. Украшением боковых стен стали два шамаиля, изготовленные по всем правилам казанской кожаной мозаики и традиционной вышивки с национальными татарскими узорами.
Особое значение имеет расположенный на территории мечети Музей исламской культуры. Помимо интереснейших экспонатов истории, культуры и религии, имеющихся в коллекции музея, посетителей привлекает красивое внутреннее убранство. Изящная архитектура помещения, состоящая из колонн, покрытых белым мрамором, дополняется потолком, имеющем очертания звезды, украшенной восемью лучами.
В самом центре зала установлена главная реликвия мечети ‒ старинное издание Корана, заключенное в саркофаг из стекла. Уникальными реликвиями стали издания и старинные рукописи прошлых лет, повествующие о появлении и развитии исламской культуры в Татарстане. Не менее уникальным считается собрание книг священного Корана, изданных на разных языках в различных странах мира. Коллекция насчитывает более 300 экземпляров.
Одним из уникальных экспонатов музея считается интерактивный «Листающий Коран». С его помощью можно не только прочесть арабский текст, выполненный в 1803 году, но и послушать звучание нескольких сур Корана. Еще одной реликвией стал Коран, выполненный из серебра. Можно увидеть целое множество различных исторических артефактов, рассказывающих об истории ислама.
Существуют правила этикета при посещении подобных заведений, которые должен соблюдать человек любого вероисповедания, решивший отправиться на экскурсию в мечеть. Женщины должны быть в закрытой одежде светлых оттенков, свободны лишь лицо и кисти рук. При необходимости на входе в мечеть могут выдать длинную юбку и платок. Мужчины должны быть в закрытой одежде, головной убор не обязателен.
Заходить в мечеть необходимо с правой ноги, а выходить с левой. У входа уличную обувь нужно снять. Обычно мусульмане, которые приходят на службу, приносят с собой дополнительную пару обуви, чтобы находиться в ней внутри молельного зала. Для туристов и гостей города, желающих осмотреть святыню, независимо от их вероисповедания, у входа в мечеть организована выдача одноразовых бахил, которые заменят вторую пару обуви.
Во время посещения святыни строго запрещено шуметь, громко разговаривать и смеяться, использовать телефон. Внутри помещения запрещено есть и пить. Нельзя проходить перед человеком, который читает намаз. Мужчинам запрещено посещать женскую территорию, подниматься на галерею, когда там находятся женщины. Нельзя сидеть на ступеньках минбара, откуда читаются проповеди. Запрещено фотографировать людей в момент омовения.
Нельзя посещать священное место людям, страдающим расстройством психики, находящимся в нетрезвом виде или в состоянии наркотического опьянения. Посещения запрещаются мужчинам и женщинам, от которых резко пахнет духами или потом, распространяющим запах чеснока или других овощей и специй, это имеет большое значение в случае большого скопления людей. Ходить в мечеть строго запрещено женщинам в период критических дней.
Во время посещения мечети разрешается брать с собой детей при соблюдении правил поведения в храме. Можно осматривать любые открытые помещения, расположенные внутри и снаружи. Разрешено фотографироваться, чтобы оставить память о прогулке по уникальному месту, однако во время позирования для фото запрещено изображать процесс молитвы. Разрешено сидеть на коврах, разложенных внутри помещения.
Мечеть Кул-Шариф проводит все необходимые мусульманские обряды. Обязателен пятничный намаз для каждого мужчины-мусульманина, который совершается один раз в неделю. Особенные намазы проводится в дни праздников Курбан-Байрам и Ураза-Байрам, проводятся они рано утром и с наступлением сумерек. К сожалению, сейчас в мечети не проводится обряд никаха, для этого надо обратиться в другую мечеть.
Святыня открыта для посещений каждый день с 9.00 до 18.00, лишь в пятницу устраивается перерыв на проведение намаза с 12.00 до 14.00. За полчаса до закрытия храм перестает впускать посетителей и работает лишь на выход. Вход в мечеть бесплатный для всех, однако, чтобы посетить и осмотреть Музей ислама, нужно будет купить билет, скидка распространяется на детей и лиц пожилого возраста.
От вокзала «Казань-1» можно идти пешком по улице Бурхана Шахиди. На улице Чернышевского свернуть налево, еще раз повернуть на улице Кремлевской. Время в пути пешим ходом не займет больше 25 минут. От северного автовокзала и столичного железнодорожного вокзала можно отправиться к мечети на метро, доехать до станции «Кремлевская» и сойти на ней. Совсем рядом окажется здание священного храма.
Можно воспользоваться услугами общественного транспорта. От центрального автовокзала сесть на рейсовый автобус №6, доехать на нем до остановки «Центральный стадион». Рейсы совершаются ежедневно с небольшим промежутком. До этой же остановки можно добраться от Южного автовокзала на автобусе №37, а рейсовый автобус №22 довезет до остановки «Улица Батурина». Дальше нужно совсем немного пройти пешком.
Мечеть Кул-Шариф по праву считается неотъемлемой и важной частью Казанского кремля. Посещение уникального комплекса никого не оставит равнодушным и подарит массу положительных эмоций, приятных воспоминаний на долгие годы. Уникальное белоснежное сооружение стало настоящей жемчужиной столицы Татарстана, а его красота и величие не могут не восхищать посетителей с разных концов страны, независимо от их вероисповедания.
Обсуждения